Фото с сайта sukhoi.ru
Надежда российской военной авиации - новейших бомбардировщик Су-34 - оказался практически небоеспособным. По итогам шестилетней эксплуатации в войсках оказалось, что все имеющиеся самолеты этого типа имеют значительные дефекты, препятствующие их полноценному боевому применению.
Также военные недовольны и неспешными темпами поставки бомбардировщиков в войска. Вместо запланированных 26 самолетов ВВС располагают пока лишь 16, в то время как для зарубежных заказчиков холдинг «Сухой» производит боевые самолеты сотнями и в любое время.
По мнению экипажей, которые вынуждены каждый полет бороться с недоработками, главные проблемы Су-34 - радиолокатор и прицельно-навигационная система. В них постоянно возникают какие-то сбои, делающие невозможным прицельное бомбометание и пуски неуправляемых ракет. Причинами сбоев являются ошибки в программном обеспечении и технические неисправности самого самолета. В результате «заглючивший» бомбардировщик приходится выводить из эксплуатации и ставить на обслуживание, срывая программу боевой подготовки.
«Вообще Су-34 сложно назвать серийной машиной. Каждый из 16 бортов имеет свои индивидуальные отличия. Например, электрические двигатели вспомогательных систем размещены то по одну сторону борта, то по другую, а судя по технической документации, они вообще должны быть в третьем месте», -
рассказал офицер наземно-эксплуатационной службы ВВС.
Хромает и заводская сборка: плохая пайка контактов, не пригнаны до конца некоторые узлы. Самыми проблемными считаются две машины первой серии, которые с 2006 года находятся в 4-м Центре боевого применения в Липецке. На них вообще ничего не работает, и они стоят на аэродроме для красоты. В лучшую сторону отличаются последние три борта, минувшим летом направленные на воронежскую авиабазу «Балтимор».
Между тем представители оборонно-промышленного комплекса удивляются претензиям военных. По их мнению, начало серийного производства и принятие на вооружение любого самолета всегда сопровождается техническими проблемами. «Это называется «проблемы роста», на чертежах и в опытном виде машина была одной, а при серийном производстве появляются проблемы. Приходится вносить изменения в конструкцию, менять технологию. Военные должны своевременно информировать о возникших проблемах, неисправностях, но сейчас у техников ВВС очень низкий уровень подготовки. Они просто не понимают, как работает половина систем, как правильно программировать оборудование. Большинство отказов РЛС и прицельного комплекса происходит из-за неправильной эксплуатации в войсках. Да и уровень подготовки пилотов такой же низкий», - пояснил представитель оборонки.
По словам бывшего военного летчика Юрия Гарновского, Су-34 - сложный самолет, требующий развитой инфраструктуры, то есть нового аэродромного обеспечения, новых средств связи и навигации, а этого всего у ВВС России сегодня нет и вряд ли появится в ближайшем будущем.
Независимый военный эксперт Антон Лавров напомнил, что любая современная военная техника во всем мире принимается недоработанной, таковы реалии. «Су-34 нам, конечно же, нужны, это единственный российский современный ударный бомбардировщик. Сбой прицельной и навигационной аппаратуры на новой технике - не такое уж редкое явление», - сказал Лавров, отметив, что проблема взаимодействия оборонки и военных существует не только в России, но и в других странах.
До конца года доклад о скандальной ситуации будет направлен министру обороны. В июне этого года Минобороны уже взыскало через арбитражный суд с Новосибирского авиационного завода имени Чкалова более 80 млн рублей неустойки за недопоставленные машины. Если новосибирцы продолжат так работать, то судебные тяжбы придется повторить.
При всех технических недостатках Су-34 еще и поступает в войска с большой задержкой - вместо запланированных в гособоронзаказе на текущий год 26 новейших самолетов ВВС РФ получили пока только 16. План оказался
сорван из-за несвоевременных поставок радиолокационных станций производства «Холдинговой компании «Ленинец» в Санкт-Петербурге. Основу радаров составляет импортная элементная база, причем поставки комплектующих нерегулярны, а при ввозе их долго проверяют на отсутствие шпионских закладок.
В главкомате ВВС остались также недовольны работой производителей бомбардировщика - компании «Сухой». «Они производят сотни Су-27 и Су-30 для иностранных заказчиков без нареканий и в установленные сроки. А для отечественных ВВС делают спустя рукава, такое у нас ощущение», - сказали там.
По материалам
Metallinfo,
«Известий»