Некоторые чиновники до сих пор не опубликовали декларации о доходах

Jun 21, 2012 18:23




Фото с сайта fedpress.ru
По закону российские чиновники должны были сдать декларации о своих доходах в срок до 30 апреля, а в следующие две недели - обнародовать их. Однако, как выяснилось, некоторые ведомства этой своей обязанностью беззастенчиво манкируют. Кроме того, службы потихоньку удаляют с официальных сайтов сведения о доходах своего начальства за предыдущие годы. А есть ведомства, которые хоть и публикуют декларации, но просмотреть их довольно сложно: они доступны только тем, кому известны конкретные имена и фамилии чиновников, а также территориальные органы, в которых они трудятся.


Узнать, все ли ведомства добросовестно публикуют информацию о доходах, решила газета «Ведомости» совместно с международной организацией Transparency International. К 14 мая, когда истекает положенный на публикацию по закону срок, экспертам не удалось найти информацию о доходах чиновников за 2011 год на сайтах ФСО, Росстандарта и Росимущества.

Тайна, покрытая мраком
Кроме того, как оказалось, непросто выяснить, каковы доходы сотрудников налоговой службы: на сайте ФНС необходимо ввести имя и фамилию интересующего лица, указать территориальный орган, в каком он работает, и много раз преодолеть антиспам-фильтр.

Тем временем, многие службы удалили со своих сайтов декларации за прежние годы. На просьбу «Ведомостей» предоставить данные о доходах за 2011 год и предшествующие годы чиновники реагировали по-разному: спустя месяц четыре из девяти запросов все еще остаются без ответа. Но декларации на сайтах большинства ведомств есть.

Самыми скрытными оказались сотрудники ФСО - это единственное ведомство, которое не опубликовало данные о доходах руководителей даже за 2011 год и не ответило на журналистский запрос. Причем это уже второй случай, когда служба пренебрегает требованиями антикоррупционного законодательства: в 2010 году данные о доходах руководства службы появились с опозданием и только после письменного обращения.

Некоторые фирмы пытаются отбрыкаться от журналистов, утверждая, что вся требуемая информация опубликована, хотя на самом деле это не так. Например, начальник административно-правового управления Росморречфлота Николай Шахрай предложил искать старые декларации на сайте в архиве соответствующего года, но, если верить рубрикатору сайта агентства, такого раздела там нет.

Впрочем, даже те чиновники, которые информацию о доходах публикую в срок, не всегда честны в своих декларациях. Недавно эксперты Transparency International Russia и Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ опубликовали данные исследования, в соответствии с которым четверть депутатов Государственной думы скрывают свои истинные доходы. Специалисты сравнили декларации о доходах и имуществе парламентариев, а также их кандидатские декларации за 2010 и 2011 годы и обнаружили, что многие депутаты официально зарабатывают меньше, чем потратили на машины и недвижимость.

Больше всего подозрений в достоверности деклараций на счету у «Единой России» - 24 члена партии власти, по мнению экспертов, предоставили ложные сведения о доходах. Среди справедливороссов таких пятеро, еще четверо - в ЛДПР, а самыми честными оказались коммунисты - декларации трех членов КПРФ вызвали вопросы.

В числе тех, кто тратит больше, чем зарабатывает, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, его заместитель Александр Жуков, председатель комиссии по этике Владимир Пехтин, председатели комитетов: по федеративному устройству - Виктор Кидяев, по уголовному и прочему законодательству - Павел Крашенинников, по конституционному законодательству - Владимир Плигин. Среди депутатов, которые могли указать заниженные доходы, есть и известные оппозиционеры: эсеры Елена Драпеко, Олег Нилов, коммунист Валерий Рашкин, а также либерал-демократ Андрей Маркин.

Траты чиновников проконтролирует государство?
Отметим, весной этого года стало известно, что по инициативе тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева был разработан законопроект о контроле над расходами госслужащих. Идея документа состоит в том, чтобы тщательно проверять сверхдоходы отечественных бюрократов на коррупционную составляющую. При всей необходимости такого закона в России проект разочаровал многих. Так, в соответствии с ним, сведения о том, какие чиновники и сколько тратят сверх своих доходов, будут недоступны простым смертным. Кроме того, нечистых на руку чиновников, уличенных в доходах неизвестного происхождения, не будут привлекать к уголовной ответственности. Единственное, что им может грозить - это увольнение со службы и конфискация имущества.

Госслужащие будут обязаны давать объяснение только в том случае, если стоимость покупки превысит трехгодовой суммарный доход семьи. Если же сумма сделки будет несколько ниже (например, будет равняться двум целым девяносто восьми сотым годового дохода), то такая сделка будет признана законной.

Рассматриваться на предмет коррупционной составляющей будут сделки с недвижимостью, ценными бумагами и транспортными средствами, т. е. те, что фиксируются государством. Остальное - предметы искусства, дорогие часы и прочее - проверяться не будет, так как все это «невозможно контролировать».

В обязательном порядке отчитываться о крупных расходах должны будут только члены правительства. Прочих чиновников не будут отслеживать в постоянном режиме: основанием для проверки госслужащего станет только письменная и неанонимная информация от правоохранительных органов, госорганов, органов местного самоуправления, а также госфондов и госкорпораций. Потребовать проверки смогут и руководящие органы партий и зарегистрированных общественных объединений, Общественная палата, а также общероссийские средства массовой информации.

Кроме того, проверять информацию о расходах будут те же органы, что сейчас получают отчеты о доходах, в большинстве случаев это кадровые службы. Если обнаружится разница между доходами и расходами, материалы проверки должны быть переданы в правоохранительные органы и генеральному прокурору - для обращения в суд с требованием конфискации в доход государства имущества, в отношении которого нет доказательств, что оно приобретено на законные доходы.

Информация ограниченного доступа
Однако пока декларации о доходах чиновников никто всерьез не проверял, а значит существуют сомнения, что это будут делать после принятия законопроекта. Об этом, в частности, заявила директор Transparency International Russia Елена Панфилова. Кроме того, не лишним будет вспомнить скандал конца января этого года, когда выяснилось, что также не проверяются декларации кандидатов в депутаты Госдумы, которые по идее должен визировать ЦИК.

Из проекта закона также следует, что автор запросов о проверке могут не узнать, на самом ли деле заподозренные в избыточном потреблении чиновники нечисты на руку. Как следует из текста документа, сведения о крупных сделках и их обоснования будут отнесены к информации ограниченного доступа. В итоге, судя по всему, в России сложится ситуация, при которой чиновники с подозрительно высокими тратами будут проверяться по запросам, однако результаты этой проверки, равно как и то, имел ли место факт коррупции, будет никому не доступен.

Также чиновников решили уберечь от уголовной ответственности. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, статья 20 которой рекомендует признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Но, как напомнил Дмитрий Медведев, в России действует презумпция невиновности, которая не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера до тех пор, пока преступление не доказано. В остальных случаях можно говорить об обогащении неизвестного происхождения, а это может стать основанием лишь для увольнения с государственной службы и для конфискации имущества сомнительного происхождения в доход государства.

Целесообразность этого пункта законопроекта попытался с горем пополам объяснить глава администрации президента Сергей Иванов, который призвал не превращать процесс контроля над расходами чиновников «в охоту на ведьм и сведение счетов, что для России может быть широко применимо»: «Мы должны думать о честном чиновнике», - сказал он.

По данным Росстата, средняя зарплата чиновника в 2009 году составляла 28 000 рублей в месяц, а в 2010-2011 годах - 50 000-53 000 рублей в месяц. Таким образом, совокупный трехлетний доход среднего чиновника - около 1,6 млн руб. Если предположить, что у супруги чиновника сопоставимые доходы, ему можно не объяснять приобретение, например, однокомнатной квартиры в Москве (37,5 кв. м при среднерыночной цене метра в 80 000 рублей).

На прошлой неделе Госдума приняла законопроект в первом чтении.

По материалам: «Ведомости», Gazeta.ru, РИА «Новости», Архив Ru-Compromat

ФСО, ФНС, Декларации, Росимущество, Чиновники, Росстандарт

Previous post Next post
Up