Экологи получили по три года условно за надпись на заборе о губернаторе

Jun 21, 2012 15:19




Фото из блога Сурена Газаряна
Двое активистов-экологов организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Сурен Газарян и Евгений Витишко получили по три года условно за надписи на заборе, ограждающем территорию строительства так называемой «дачи Ткачева». За забором, как утверждают активисты, строится загородная резиденция губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, причем территория обнесена забором незаконно. Надписи, за которые были осуждены экологи, гласили: «Саня вор» и «Это наш лес». Суд посчитал, что порча забора подобными речевыми эскападами тянет не только на условный срок, но еще и на частичный домашний арест. Так, Газарян и Витишко на протяжении трех лет не вправе покидать свои дома с 23.00 до 6.00 ежедневно.


Приговор по резонансному делу в среду вынес Туапсинский городской суд. Условный срок был присужден двум активистам-экологам «Экологической вахты по Северному Кавказу» и по совместительству членам местного отделения партии «Яблоко» с испытательным сроком в два года.

Правосудие высокой скорости
Судебный процесс над экологами вышел стремительным: судебное следствие уложилось всего в два дня, практически все ходатайства защиты были отклонены, а все ходатайства обвинения удовлетворялись, описала процесс адвокат Витишко Марина Дубровина, слова которой приводит в своем сообщении ассоциация «Агора». На подготовку к прениям, состоявшимся во вторник вечером, сторонам было отведено всего полчаса.

«Мы не ожидали такой скорости правосудия», - написал Газарян в своем блоге. По его словам, в ходе заседания судья отклонила более 20 ходатайств защиты, в том числе об истребовании разрешительной документации на установку забора в общедоступном лесу, получении информации о собственнике забора (некое ООО «Капитель-2») и его финансовом состоянии.

В своем ЖЖ эколог поведал, что на процессе удалось допросить только одного свидетеля защиты - директора ФГУ «Центр защиты леса Краснодарского края», кандидата биологических наук Валерия Ивановича Щурова. В пользу версии экологов о незаконно установленном заборе он сообщил суду, что «есть единственное четкое указание на устройство изгороди в современном лесном законодательстве - это выпас скотины. Причем скотина должна быть внутри забора, а не снаружи, чтобы она не разбредалась». Однако суд эти аргументы не удовлетворили.

Руководитель «Агоры» Павел Чиков счел происшедшее «чистым заказным процессом», где «судья игнорирует защиту, внимает обвинению и гонит процесс семимильными шагами». Таких сейчас уже много по стране, заметил правозащитник: «Губернатор Кемерово Тулеев расправляется «за слова» с блогером Шипиловым. Президент Татарстана Шаймиев три года назад так же за высказывания расправился с журналистом Иреком Муртазиным. На Алтае была попытка главы правительства засадить журналиста Михайлова. Можно еще десятки историй привести».

Приговором Газаряну и Витишко «власть предупредила экологов в преддверии Олимпиады: свяжетесь с нами - посадим», предположил Чиков.

В свою очередь председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин сравнил приговор экологу Газаряну с решением суда в отношении Сергея Цеповяза. «За укрывательство убийства 12 человек Цеповязу присудили штраф, а тут за то, что люди написали лозунги на незаконно установленном заборе, им такое наказание», - сказал Митрохин.
И резюмировал: «Я считаю, что это просто бандитизм. Судьи Краснодарского края, пользуясь покровительством Ткачева, просто глумятся над правосудием».

Забор, которого нет
Напомним, уголовное дело в отношении Газаряна и Витишко было возбуждено в ноябре 2011 года после акции экологов в защиту Черноморского побережья. Тогда активисты сняли секцию забора, за которым, по их утверждению, находится резиденция губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и где, по их данным, вырубались деревья, занесенные в Красную книгу.

До акции экологи пытались бороться за лес при помощи обращений в официальные инстанции, а глава российского «Гринписа» Иван Блоков даже передавал одно из писем прежнему президенту Дмитрию Медведеву, но результата так и не последовало. Чиновники из департамента лесного хозяйства лишь ответили, что забора, мешающего проходу граждан на государственные земли, не существует. «Отсутствие» забора, тем не менее, не помешало следствию обвинить экологов в его порче и даже насчитать более 119 тысяч рублей ущерба.

Ранее участок строительства «дачи Ткачева» был огорожен колючей проволокой. Возведение забора вокруг территории началось в 2011 году после акции экологов, которые проникли на участок и увидели, как для строительства новых особняков вырубают уникальные пицундские сосны. В ходе акции были задержано более 20 человек, четверо из них были арестованы на срок от 5 до 10 суток «за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции».

После того как инцидент вызвал общественный резонанс, пресс-служба Александра Ткачева опровергла его причастность к этой резиденции. Позже, впрочем, экологи нашли документы, подтверждающие, что одним из участков владеет лично краснодарский губернатор.

К августу строительство забора было закончено. В ноябре экологи провели очередную общественную инспекцию на территории резиденции, для чего отогнули одну из секций забора. По этому факту первоначально было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 167 УК (умышленные уничтожение или повреждение имущества), которая предусматривает до двух лет лишения свободы. Однако позже обвинение было переквалифицировано на часть 2 статьи 167 (уничтожение имущества, совершенное из хулиганских побуждений путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом), предусматривающую наказание до пяти лет лишения свободы. Потерпевшим было объявлено некое ООО «Капитель-2». Что-либо узнать об этой организации суд не захотел.

В феврале 2012 года подозреваемыми по делу были признаны Евгений Витишко и Сурен Газарян. По версии следствия, экологи, «реализуя совместный преступный умысел», прибыли на территорию резиденции, где «с использованием заранее специально принесенных с собой аэрозольных баллончиков с красящим веществом черного цвета они, действуя из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу и демонстрируя пренебрежение к общепринятых нормам морали, умышленно нанесли на поверхность металлического ограждения надписи: «Саня - вор», «Жаба», «Это наш лес», «Это наша земля», «Партия воров», десять трафаретных изображений медведя с надписью «Хватит», а также отогнули две секции ограждения, деформировав тем самым ограду».

Следователи привлекли к расследованию эксперта Владимира Астапенкова, работающего в филиале ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Туапсинскому району. Как сообщалось, он пришел к выводу, что «из-за надписей забор длиной 104 и шириной 2,5 метра потерял свои эстетические качества и более не может использоваться как ограждение светло-серого цвета лицевой стороны и цвета хаки обратной стороны». Ущерб был оценен в сумму 119 063 рубля 13 копеек.

Гектар пляжа за 1 рубль
О «даче Ткачева», которую скрывает якобы несуществующий забор, СМИ и блогеры писали много. Сообщалось, что прямо к участку Александра Ткачева примыкает участок некоего Сергея Стороженко площадью 999 кв. м., а чуть дальше от моря находится участок некой Елены Кривневой площадью 2775 кв.м.

Стороженко - девичья фамилия жены Ткачева, так что участок, скорее всего, принадлежит кому-то из его близких родственников. А за Еленой Кривневой, как выяснили активисты, стоит Евгений Муравьев, который занимал должность первого вице-губернатора Краснодарского края с января 2005 года по январь 2009 года. В настоящее время Муравьев возглавляет западный филиал ГМК «Норильский никель».

А в октябре прошлого года стало известно, что покупка гектара пляжа, прилегающего в «даче Ткачева», обошлась губернатору всего в 1 рубль. Об этом свидетельствуют данные Госреестра. При этом, по данным РБК Daily, соседний участок сходной площади, но в стороне от моря, оценен в кадастре в 118 млн 568 тыс. 587,62 руб.

«Стоимость гектара пляжа на Черном море в один рубль - это скорее похоже на шутку или на бред, - рассказал газете главный редактор популярного садоводческого издания «6 соток» и председатель всероссийской организации «Садоводы России» Андрей Туманов. - Кадастровая стоимость - не объективное отражение стоимости земли, но она по-любому должна стремиться к рыночной, она должна ее притягивать. Любая «вилка» между кадастровой стоимостью и рыночной есть коррупционная составляющая. Чем больше разница, тем коррупционная составляющая выше. А если кадастровая стоимость земли один рубль, то это уже сверхкоррупционная составляющая. Можно даже попробовать вывести коэффициент коррупции, если соседний участок оценен в 118 млн, и тогда этот коэффициент можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Кому-то очень захотелось выкупить в перспективе эту землю за бесценок. Но, конечно, могут быть нюансы».

Туманов также отмечал, что нет четких критериев оценки кадастровой стоимости, для ее определения обычно нанимаются частные оценочные конторы и повлиять государство на них может в любую сторону. При этом выгоду можно получить и в случае понижения стоимости, и в случае повышения. Ведь из кадастровой стоимости земли вычисляется земельный налог путем умножения на ставку земельного налога.

«В прошлом году ставка была пересмотрена в сторону увеличения в 10-15 раз, и земельный налог подскочил тоже; ставку принимают депутаты, и тут у них могут быть свои интересы, так как земельный налог идет в бюджет. Такие маневры привели к тому, что в Подмосковье, например, начались массовые возмущения. А вот в Нижнем Новгороде, наоборот, произошло снижение ставки на дачи, оказавшиеся именно внутри города, чтобы в перспективе получить возможность прибирать эти земли к рукам по дешевке», - приводит примеры Андрей Туманов.

В случае с зоной отдыха для губернатора Ткачева есть еще один волшебный момент. «Участок к западу от дачи Ткачева площадью 1,7 га выведен из состава земель лесного фонда и переведен в земли поселений. Такой перевод может быть сделан только распоряжением правительства России», - рассказал тогда РБК Daily Сурен Газарян. Но, по его словам, даже поверхностного взгляда на карту территории достаточно, чтобы убедиться, что строительство объекта отдыха ведется посреди леса.

Сейчас, по данным экологов, территория по ту сторону забора представляет собой огороженный участок земли, внутри которого стоят несколько особняков в два-три этажа, гаражи и домики для обслуги, на пляже тоже возведены разные постройки, отстроен мини-порт для яхт. Повсюду охрана. Жители Туапсинского района знают, что на черноморском побережье есть и другие участки, ограничивающие проход по побережью. Они сообщают, что между Беттой и Криницей строится дача одного из олигархов, хотя все-таки она не перекрыта полностью - проход через нее открыт в определенные часы.

По материалам: Gazeta.ru, NEWSru.com, РБК Daily, Архив Ru-Compromat, Gazaryan-suren.livejournal.com

Маразм крепчал, Краснодарский край, Газарян Сурен, «Экологическая вахта по Северному Кавказ, Ткачев Александр, Витишко Евгений, Самый гуманный суд в мире, Экология, Дача Ткачева

Previous post Next post
Up