Фото с сайта online812.ru
Четверть депутатов Государственной думы скрывают свои истинные доходы - к таким выводам пришли эксперты международной организации Transparency International Russia и Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ. Специалисты сравнили декларации о доходах и имуществе парламентариев, а также их кандидатские декларации за 2010 и 2011 годы и обнаружили, что многие депутаты официально зарабатывают меньше, чем потратили на машины и недвижимость.
Больше всего подозрений в достоверности деклараций на счету у «Единой России» - 24 члена партии власти, по мнению экспертов, предоставили ложные сведения о доходах. Среди справедливороссов таких пятеро, еще четверо - в ЛДПР, а самыми честными оказались коммунисты - декларации трех членов КПРФ вызвали вопросы.
Всему найдется объяснение
В числе тех, кто тратит больше, чем зарабатывает, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, его заместитель Александр Жуков, председатель комиссии по этике Владимир Пехтин, председатели комитетов: по федеративному устройству - Виктор Кидяев, по уголовному и прочему законодательству - Павел Крашенинников, по конституционному законодательству - Владимир Плигин. Среди депутатов, которые могли указать заниженные доходы, есть и известные оппозиционеры: эсеры Елена Драпеко, Олег Нилов, коммунист Валерий Рашкин, а также либерал-демократ Андрей Маркин.
Так, у Сергея Нарышкина при доходе в 5 млн рублей и 2,7 млн рублей на счетах появились земельный участок в 2500 кв. м, жилой дом в 126,7 кв. м и квартира в 224 кв. м, при этом исчез жилой дом в Ленинградской области площадью 36 кв. м. При этом пресс-секретарь спикера Евгения Чугунова заверила газету «Ведомости», что декларации заполнялись в полном соответствии с законом.
Павел Крашенинников при доходе в 3,9 млн рублей умудрился обзавестись нежилым помещением в Подмосковье площадью 362,3 кв.м. и дорогим автомобилем Lexus RX. По словам депутата, помещение строилось давно как «долевка», и только в прошлом году ему удалось получить документы на собственность. Что же касается машины, то Крашенинников уверяет, что купил ее на деньги от продажи в Башкирии квартиры, что отражено в декларации.
А вот Владимир Плигин сделал всего одну покупку, зато какую - раритетный автомобиль Mercedes-Benz SL-класса 1956 года выпуска. Если год в декларации указан верно, то он стоит почти столько же, сколько заработал депутат - 5,5 млн рублей. Однако Плигин уверяет, что ему удалось купить машину всего за 120 тысяч рублей. Мол, она находится в плохом состоянии. Правда, зачем он купил машину в плохом состоянии, Плигин не уточнил.
Олег Нилов тоже обзавелся дорогой машиной - Infiniti. И тут же переписал ее на жену-домохозяйку. Кроме того, депутат не поскупился на крупный участок земли в Ленинградской области площадью 5 тысяч кв.м. Представитель Нилова уверяет, что дорогую машину депутат купил в кредит, а участки были выкуплены «за небольшие деньги», так как до этого были взяты в аренду на три года по областной программе ИЖС.
Владимир Пехтин отказался комментировать результаты исследования со словами «Опять эти глупости? Комиссия уже давно все проверила!» Не прояснили ситуацию и помощники депутата Виктора Кидяева
Исследование проводится не впервые, напоминает замдиректора Transparency International Иван Ниненко, в прошлом году выявленные расхождения остались без проверки, но теперь, после создания комиссии, можно ожидать, что депутатам все-таки придется объясниться.
Сверхдоходы, покрытые тайной
Отметим, весной этого года
стало известно, что по инициативе тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева был разработан законопроект о контроле над расходами госслужащих. Идея документа состоит в том, чтобы тщательно проверять сверхдоходы отечественных бюрократов на коррупционную составляющую. При всей необходимости такого закона в России проект разочаровал многих. Так, в соответствии с ним, сведения о том, какие чиновники и сколько тратят сверх своих доходов, будут недоступны простым смертным. Кроме того, нечистых на руку чиновников, уличенных в доходах неизвестного происхождения, не будут привлекать к уголовной ответственности. Единственное, что им может грозить - это увольнение со службы и конфискация имущества.
Госслужащие будут обязаны давать объяснение только в том случае, если стоимость покупки превысит трехгодовой суммарный доход семьи. Если же сумма сделки будет несколько ниже (например, будет равняться двум целым девяносто восьми сотым годового дохода), то такая сделка будет признана законной.
Рассматриваться на предмет коррупционной составляющей будут сделки с недвижимостью, ценными бумагами и транспортными средствами, т. е. те, что фиксируются государством. Остальное - предметы искусства, дорогие часы и прочее - проверяться не будет, так как все это «невозможно контролировать».
В обязательном порядке отчитываться о крупных расходах должны будут только члены правительства. Прочих чиновников не будут отслеживать в постоянном режиме: основанием для проверки госслужащего станет только письменная и неанонимная информация от правоохранительных органов, госорганов, органов местного самоуправления, а также госфондов и госкорпораций. Потребовать проверки смогут и руководящие органы партий и зарегистрированных общественных объединений, Общественная палата, а также общероссийские средства массовой информации.
Кроме того, проверять информацию о расходах будут те же органы, что сейчас получают отчеты о доходах, в большинстве случаев это кадровые службы. Если обнаружится разница между доходами и расходами, материалы проверки должны быть переданы в правоохранительные органы и генеральному прокурору - для обращения в суд с требованием конфискации в доход государства имущества, в отношении которого нет доказательств, что оно приобретено на законные доходы.
Однако пока декларации о доходах чиновников никто всерьез не проверял, а значит существуют сомнения, что это будут делать после принятия законопроекта. Об этом, в частности, заявила директор Transparency International Russia Елена Панфилова. Кроме того, не лишним будет вспомнить скандал конца января этого года, когда выяснилось, что также не проверяются декларации кандидатов в депутаты Госдумы, которые по идее должен визировать ЦИК.
Из проекта закона также следует, что автор запросов о проверке могут не узнать, на самом ли деле заподозренные в избыточном потреблении чиновники нечисты на руку. Как следует из текста документа, сведения о крупных сделках и их обоснования будут отнесены к информации ограниченного доступа. В итоге, судя по всему, в России сложится ситуация, при которой чиновники с подозрительно высокими тратами будут проверяться по запросам, однако результаты этой проверки, равно как и то, имел ли место факт коррупции, будет никому не доступен.
Также чиновников решили уберечь от уголовной ответственности. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, статья 20 которой рекомендует признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Но, как напомнил Дмитрий Медведев, в России действует презумпция невиновности, которая не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера до тех пор, пока преступление не доказано. В остальных случаях можно говорить об обогащении неизвестного происхождения, а это может стать основанием лишь для увольнения с государственной службы и для конфискации имущества сомнительного происхождения в доход государства.
Целесообразность этого пункта законопроекта попытался с горем пополам объяснить глава администрации президента Сергей Иванов, который призвал не превращать процесс контроля над расходами чиновников «в охоту на ведьм и сведение счетов, что для России может быть широко применимо»: «Мы должны думать о честном чиновнике», - сказал он.
По данным Росстата, средняя зарплата чиновника в 2009 году составляла 28 000 рублей в месяц, а в 2010-2011 годах - 50 000-53 000 рублей в месяц. Таким образом, совокупный трехлетний доход среднего чиновника - около 1,6 млн руб. Если предположить, что у супруги чиновника сопоставимые доходы, ему можно не объяснять приобретение, например, однокомнатной квартиры в Москве (37,5 кв. м при среднерыночной цене метра в 80 000 рублей).
На прошлой неделе Госдума приняла законопроект в первом чтении.
По материалам:
«Ведомости»,
Gazeta.ru,
РИА «Новости»