Фото: «Жуковские вести»
Накануне в подмосковном городе Жуковский местные чиновники устроили для школьников интересную экскурсию. Детей на автобусах свезли в уже ставший известным на всю страну Цаговский лес, чтобы рассказать им о пользе подъездной дороги, которая там строится. Именно эта дорога стала камнем преткновения в отношениях между горожанами и властью. Потому что для ее строительства уже вырублено, по разным данным, от 6 до 12 гектаров заповедного леса, и вырубки продолжаются. И пока противники строительства трассы организуют в Цаговском лесу палаточные городки, а полиция их планомерно разгоняет, местным школьникам рассказывают о пользе подъездной дороги и о том, что вырубки под ее строительство произведены незначительные.
Экскурсия для школьников Жуковского в Цаговский лес состоялась накануне, 22 мая, пишет газета
«Жуковские вести». По данным издания, мероприятие было организовано Управлением образования города для всех местных школ - от каждой из них присутствовали педагог и один-два ученика. Главным экскурсоводом выступил заместитель начальника управления градостроительства Жуковского Сергей Клепиков.
«Все что надо уже вырублено»
Как рассказали после экскурсии присутствовавшие там ученики, им разъяснили что 6 га вырубленного леса являются незначительной потерей для города, т.к. город в качестве компенсаций получил 171 млн рублей. Также Клепиков рассказал подросткам, что взамен срубленным деревьям в городе планируется высадить саженцы от Воронцовского парка до места слияния реки Москвы и Быковка, и помимо этого почистить саму Быковку.
Кроме того, школьникам предложили осенью самим посадить по 10 деревьев в разных районах города. На вопрос подростков, переживающих за судьбу Цаговского леса, а не будут ли в дальнейшем вырубаться деревья, Сергей Александрович уверено ответил, что все что надо уже вырублено. Однако в тот же день журналисты обнаружили в лесу порядка 15 свежеспиленных деревьев.
Как рассказали «Жуковским вестям» школьники, посещение экскурсии было, что называется, добровольно-принудительным. Так, по учебным заведениям был разослан приказ о необходимости участвовать в мероприятии.
Примечательно, что никто из участников экскурсии заранее не знал ее маршрута. А заместитель начальника Управления образования Жуковского Наталья Сибелева заявила в разговоре с журналистами, что тематика экскурсии - борьба с наркотиками и экстремизмом. Почему бороться с экстремизмом в неокрепших детских умах решили именно на территории Цаговского леса - неясно. Вернувшиеся через час экскурсанты рассказали, возили их исключительно по новой дороге и говорили только о строительстве и компенсационных посадках.
На экскурсии случился показательный конфуз. Среди участников мероприятия оказался школьник в зеленой футболке, какие носят защитники Цаговского леса. Приняв молодого человека за экоактивиста, организаторы экскурсии пытались отправить его домой. Юноша возразил, что директор школы лично отправил его на экскурсию, после чего ему позволили сесть в автобус.
«Создается впечатление, что экскурсия готовилась в режиме спецоперации: полиция не в курсе, корреспонденты не допускаются и получают заведомо ложную информацию; маршрут засекречен, тема засекречена, явка - строго по приказу», - пишут «Жуковские вести».
Разгрузить город. И лес заодно
Напомним, власти Подмосковья пытаются реализовать в Жуковском проект строительства автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к городу Жуковский» от трассы М-5 «Урал». По заявлениям властей, дорога нужна для того, чтобы разгрузить город и обеспечить подъезд к территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова. Альтернативные варианты, на рассмотрении которых настаивают противники проекта, во внимание не принимаются. Маршрут федеральной трассы к авиасалону МАКС проходит через реликтовый сосновый бор и, по мнению противников проекта, выбран для последующего освоения прилегающих к дороге территорий.
Для начала Цаговский лес был лишен статуса памятника природы местного значения. В 2010 году прокуратура города обратилась в суд с иском о признании недействительным принятого в 1982 году решения городского совета депутатов о придании лесу этого статуса на основании того, что оно не было опубликовано в местных СМИ. И хотя на тот момент не было ни закона, обязывающего публиковать такую информацию, ни даже городских СМИ, суд иск удовлетворил. Не помогли даже свидетельства того, что лес все эти годы финансировался, как памятник.
Однако после того, как по указанию президента было приостановлено строительство магистрали через Химкинский лес, областные власти подстраховались и не стали форсировать строительство других подмосковных трасс. Когда же по трассе Москва - Санкт-Петербург было принято окончательное решение, Борис Громов тут же объявил о размораживании проектов. Затем начало вырубки откладывалось еще дважды - перед думскими и перед президентскими выборами. За это время горожане на собственные деньги заказали социологам из Центра Юрия Левады опрос, согласно которому 81% жителей Жуковского считают, что Цаговский лес должен быть признан особо охраняемой природной зоной, где необходимо ввести полный запрет на любое строительство.
«Мы предполагали, что после президентских выборов все должно начаться. Так и произошло», - пояснила главный редактор газеты «Жуковские вести» Наталья Знаменская. 24 марта жители Жуковского провели народный сход и шествие против вырубки леса. На встрече было принято решение инициировать городской референдум с требованием досрочных выборов главы города. А 7 апреля защитники Цаговского леса разбили палаточный лагерь, установили первые палатки и составили график дежурств.
Сегодня на месте будущей дороги проложена просека - вырублено 12 гектаров заповедного леса, что составляет порядка 8,5% от его площади. Согласно картам Google и предварительному подсчету пней, в Цаговском лесу вырубили 10 тысяч деревьев, хотя в порубочных билетах было указано 3 тысячи, утверждают защитники леса. Протяженность участка дороги, ради которого и вырубили деревья, составляет всего 1 км.
По мнению независимых экологов, вырубку высоковозрастных сосен в Цаговском лесу нельзя компенсировать никаким озеленением.
По словам руководителя лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, Цаговский лес полностью расположен в пределах городской черты, является городским лесом, и его «уничтожение прямо противоречит Лесному кодексу, в соответствии с которым изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается». Начавшаяся вырубка «неизбежно приведет к сокращению площади леса, а в дальнейшем и к деградации остающихся от него фрагментов», уверен эколог. «Областные власти решили пойти навстречу людям и объявить Цаговский лес ООПТ. Но как можно говорить об ООПТ на территории леса после того, как его рассекли автомагистралью. Какое лицемерие!» - добавляет руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова.
По материалам:
«Жуковские вести»,
Газета.ру