Фото с сайта kp.ru
Следственный комитет России собирается «замять» крупный коррупционный скандал, в котором замешан высокопоставленный чиновник. Речь идет о бывшем замначальника главного управления капитального строительства Управления делами президента РФ Владимире Лещевском. Он подозревается в том, что требовал взятки от бизнесмена Валерия Морозова за участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи. Дело с самого начала пытались спустить на тормозах - Морозова отказались признать потерпевшим, видеозаписи, зафиксировавшие момент передачи взяток, правоохранители уничтожили, а деньги, переданные в качестве отката, бесследно исчезли. Позже Лещевский, все еще являясь фигурантом уголовного дела, был назначен на новую государственную должность. Теперь же Следственный комитет намерен и вовсе закрыть дело, хотя раньше там утверждали, что Лещевский действительно получал взятки от Морозова.
Срок следствия по делу, возбужденному в августе 2010 года в отношении Владимира Лещевского, который работает сейчас замдиректора ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных госорганов» - структурного подразделения главного управления капитального строительства УДП, истекает 11 мая, сообщает газета
«Коммерсант». В последний раз он был продлен управлением СКР по Центральному федеральному округу для того, чтобы «завершить начатые по делу экспертизы и провести ряд новых проверок».
Следствие без действия
При этом какие-либо действия, связанные с подозрением в получении Лещевским взяток, почему-то не предусмотрены, что позволяет его защите говорить о возможности скорого прекращения уголовного дела.
«У меня нет никаких сомнений в том, что мой подзащитный невиновен и дело в отношении его будет прекращено за отсутствием события преступления»,- отметил адвокат чиновника Сайд-Ахмед Арсамирзаев. В СКР его заявление комментировать не стали, предложив подождать до мая.
Напомним, что
скандал, в котором оказалось замешано УДП, разгорелся в июне 2010 года. Тогда бизнесмен Валерий Морозов в интервью «Новой газете» сообщил, что ему неоднократно приходилось платить откаты Владимиру Лещевскому за государственные контракты по реконструкции олимпийских объектов в Сочи. Лещевский, утверждал Морозов, требовал с него за участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи 12% от суммы 1,5-миллиардного контракта (всего 180 миллионов рублей).
В 2006 и 2009 годах фирма бизнесмена выиграла два тендера по строительству в Сочи двух крупных объектов - корпуса «Приморский» санатория «Сочи» и проектированию санатория «Дагомыс» управделами президента. Сразу после этого, как следует из заявления Валерия Морозова, Лещевский стал требовать от него 15 миллионов рублей за дальнейшее участие в проекте.
«Я написал заявление о вымогательстве со стороны Лещевского в ДЭБ МВД, после чего оперативники трижды фиксировали на аудио- и видеозаписи мои с ним встречи и передачу денег,- рассказал тогда газете «Коммерсант» Валерий Морозов.- Две проходили в здании управделами на Ильинке, а одна - в ресторане «Сливовица» в июне 2009 года. Однако задерживать с поличным Лещевского почему-то не стали - мне говорили, что не было команды от руководства. Потом оперативники сказали мне, что записи якобы не получились».
Перспективы этого дела с самого начала выглядели весьма туманными, поскольку три оперативные записи получения Лещевским взяток, которые проводились сотрудниками 5-го отдела ОРБ N 7 МВД России, как указано в одном из постановлений следствия, были уничтожены, поскольку якобы «не были истребованы в установленный срок».
Еще одним любопытным аспектом этого дела является отсутствие в нем потерпевшего. Изобличающего чиновника во взяточничестве Валерия Морозова следствие таковым признать отказалось. «Как мне объяснили, мой случай выходит за рамки законодательной базы, поскольку впервые в такой ситуации использовались деньги частного лица. Я выделил личные средства на проводимый под эгидой государства оперативный эксперимент, что законом не предусмотрено. В итоге они исчезли. Признание меня потерпевшим, по сути, будет означать вину государства, чего правоохранительные органы допустить, конечно же, не хотят»,- заявил «Коммерсанту» Морозов в августе 2011 года.
Дело без потерпевшего
В течение долгого времени дело не двигалось с места, пока не привлекло внимание президента Дмитрия Медведева - он на статье «Новой газеты» написал резолюцию для генерального прокурора Юрия Чайки: «Разберитесь и доложите».
После президентского пинка Следственное управление по Центральному федеральному округу СКР наконец усмотрело в действиях Владимира Лещевского признаки преступления - это случилось в августе 2010 года. В вынесенном следователем постановлении говорилось, что Лещевский «выполняя в соответствии со своими должностными обязанностями организационно-распорядительные функции в государственном органе, то есть являясь должностным лицом, лично получил взятку в виде денег в крупном размере» (ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Однако в октябре прошлого года Лещевский вдруг получает новое высокое назначение. Он занял кресло заместителя директора ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» УДП (ФГУП ДСР), где работает и по сей день. ДСР - важная структура в системе УДП: ФГУП выступает заказчиком на многих принадлежащих УДП объектах, он участвует в реконструкции зданий федеральных государственных органов (здание № 14 Московского Кремля, Дома Правительства, Государственной думы), через него проходят государственные контракты на десятки миллиардов рублей. Новое начальство Лещевского почему-то не смущало, что он является фигурантом крупного коррупционого скандала.
А вот судьба Морозова сложилась далеко не так радужно. Правоохранительные органы, вместо того, чтобы расследовать факт взятки, предъявили множество претензий к бизнесмену. Сначала налоговики обвинили его в занижении прибыли, насчитав его компании 94,5 млн рублей недоимок и 20% штрафа на общую сумму 113 млн рублей (позже эти цифры выросли до 134,8 млн рублей). Вслед за этим в арбитражные суды с исками к «Москонверспрому» обратились десятки компаний. В результате, как пишет в своем блоге Валерий Морозов, в ОАО «Москонверспром» по решению арбитражного суда Москвы была введена процедура наблюдения по требованию ООО «Инвестиционная проектно-монтажная компания «Бельстальстрой», которому «Москонверспром» задолжал 6 млн рублей.
Валерий Морозов, «опасаясь угрозы собственной жизни, а также ареста по сфабрикованному обвинению», покинул Россию, перебравшись в Лондон, где попросил предоставить ему политическое убежище.
По материалам:
«Коммерсант»,
«Новая газета»,
Архив Ru-Compromat