Ланфранко Чирилло, Фото с сайта The New Times
Журналистам удалось разыскать загадочного архитектора Ланфранко Чирилло. Того самого, который считается автором проекта «дворца Путина» в Геленджике. Чирилло оказался по-настоящему темной лошадкой - его разыскивали столь же давно, сколь и безуспешно. Ведь в московской архитектурной среде никто даже имени его не слышал. Однако теперь Чирилло нашелся и оказался руководителем очень и очень крупного архитектурного бюро в центре российской столицы (столь крупного, что не снилось и Моспроекту). Обслуживает Чирилло исключительно VIP-клиентов, оказывая им архитектурные (и не очень) услуги, не редко выходя при этом за рамки российского законодательства.
Итальянского архитектора Ланфранко Чирилло
разыскала редакция журнала The New Times. До этого фигура автора проекта дворца Путина в Геленджике (об этом бизнесмен
Сергей Колесников сообщил в резонансном письме президенту Дмитрию Медведеву) оставалась загадкой: Чирилло искали журналисты сразу нескольких крупных российских СМИ, но так и не нашли.
Темная лошадка
Что, впрочем, неудивительно. В интернете, как российском, так и итальянском, сведений о нем почти нет. Что же касается архитектурной среды Москвы, то в ней о Чирилло тоже никто не слышал. Так, главному архитектору Москвы Александру Кузьмину имя автора проекта «дворца Путина» совершенно незнакомо.
Ничего не слышали об итальянце в России и в профессиональных изданиях - журналах «Салон» и «Проекты России». Не знают его и в ГАРХИ - Гильдии архитекторов и инженеров (The New Times переговорил более чем с 20 ее членами, включая таких известных и модных столичных архитекторов, как Евгений Асс и Алексей Козырь), не слышали в МАРХИ - студенты в том числе. Не состоит Чирилло и ни в одной «саморегулируемой организации» архитекторов и дизайнеров, что требуется для того, чтобы иметь право подписывать как минимум серьезные и большие проекты.
Между тем в своих рекламных проспектах Ланфранко Чирилло характеризует себя и свое участие в архитектурной жизни столицы России так: «В начале 90-х годов, наблюдая с большим оптимизмом за геополитическими изменениями в Европе и на Востоке… в очень короткий период я превратился из наблюдателя за этим историческим моментом в его активного участника… Я начал участвовать в организации, проектировании и программировании этого города (Москвы)… Все это позволило мне идентифицировать себя лично и свою «Мастерскую» «как один из основополагающих «кирпичей» в огромном процессе обновления Москвы». При этом жена Юрия Лужкова, который управлял городом все то время, пока господин Чирилло участвовал в «обновлении Москвы», в прошлом глава «Интеко» Елена Батурина о Ланфранко Чирилло тоже не слышала.
Ну, ладно Москва с ее закрытым параллельным миром российской номенклатуры, однако и в значительно более открытой Италии коллеги-журналисты (и надо сказать, не последние, умеющие искать), равно как архитекторы и промоутеры итальянского дизайна и интерьера, о Ланфранко Чирилло как об архитекторе тоже не знают. Его не оказалось в ни в списках Гильдии архитекторов провинции Брешиа (это север Италии), откуда он родом и где вроде, по его же словам, учился («я закончил институт в своем родном городе»), ни в списках Гильдий юга Италии: судя по проспекту, Чирилло свой человек на Сардинии.
Правда, в городе Травальято (провинция Брешиа) обнаружилась фирма офисной мебели, и там корреспонденту The New Times с готовностью назвали адрес для контактов - офис Чирилло на 3-й Фрунзенской улице в Москве. Наконец, один из итальянских собеседников предположил, что Чирилло - геометр, такая профессия в Италии есть: ее получают, окончив Технический институт для геометров - аналог нашего техникума. Правда, объяснили, геометру дозволяется работать со зданиями не выше трех этажей.
Сам же Чирилло не расстраивается: «Кто надо, меня знает. Все великие люди меня знают», - заявил он в разговоре с редакцией The New Times.
«Он может всё»
На одном из итальянских порталов журналистам удалось разыскать информацию о том, что в архитектурном бюро Чирилло в Москве трудятся аж 120 проектировщиков. Для понимания: 120 проектировщиков - это не просто большая для Москвы студия, а гигантская, отмечает издание. Во всем Моспроекте работает меньше.
Студия итальянца под названием «Ланфранко Чирилло. Masterskaja» (входит в компанию «Стройгазкомплект») действительно находится на 3-ей Фрунзенской улице, дом 19. Это неприметное трехэтажное здание из кирпича. Как пишет The New Times, никогда и не подумаешь, что именно здесь проектируются квартиры ценой €4 млн, интерьеры домов в загородном поселке на Рублевке, «офисы высокого класса» (так написано в рекламном двухтомнике «Ланфранко Чирилло. Masterskaja», роскошно отпечатанном в типографии Grafica Gioia с текстом на русском и итальянском) - в качестве примера тут выступает офис финансовой группы ИФД «КапиталЪ» на Краснопресненской набережной (бенефициары группы - президент и вице-президент «Лукойла» Вагит Алекперов и Леонид Федун).
Зайти в студию Чирилло с улицы так просто нельзя. Тут в прямом смысле слова действует телефонное право: у господина архитектора, где бы он ни находился, включен прямой российский мобильный телефон. Для начала нужно раздобыть телефонный номер Чирилло и созвониться с ним (архитектор говорит по-русски, хоть и с сильным акцентом). Только после такого своеобразного визирования Чирилло можно попасть в здание, где расположена Masterskaja.
Сотрудника редакции The New Times о работе студии рассказал сотрудник Стефано Гини. «Мы стараемся учитывать любые пожелания наших клиентов. Например, недавно одна русская дама заказала в свой французский особняк скульптуру самой себя. Мы выполнили. Или вот сейчас, например, в одном из домов мы строим хоккейную площадку. А бывает, что клиент просит тир в подвале - мы и это сделали», - поведал он.
Гини вдохновенно рассказывает о проектах компании: «Мы не только строим дома, но занимаемся так же ландшафтным дизайном, дизайном интерьера. Вы можете отдать нам дом под ключ. Тогда мы начнем с фундамента и закончим вешалками. У нас все выполняется в самые короткие сроки, даже несмотря на то, что в России существует множество сложностей, связанных с согласованием. Недавно, например, мы строили винный завод. Это был большой проект, мы чуть тут все с ума не посходили, но закончили его за 9 месяцев. Этап с согласованием, правда, до сих пор не пройден, - поражает своей откровенностью итальянец, - но завод уже вовсю функционирует с сентября 2011 года».
По его словам, мебель для проектов Masterskaja в основном заказывает в Италии, обои и паркет - в Англии. Но при этом связаться могут с производителями из любой страны: работают с поставщиками из 130 стран. «Если у клиента трудности с выбором места - мы поможем. У господина Чирилло очень много знакомых в России. Он может всё», - утверждает Гини.
Деньги в чемодане
«Я только архитектор», - заявил по телефону в разговоре с New Times Чирилло. «Только архитектор», да уж больно дорогой. Как следует из аудиозаписи, сделанной в офисе холдинга
«Петромед» (эта компания была создана при Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, которым в начале 1990-х руководил Владимир Путин), деньги за проектирование и строительство «дворца Путина» Чирилло платили буквально чемоданами. Запись сделана 10 сентября 2009 года.
Полковник Олег Кузнецов, в то время - начальник в/ч № 1473 Федеральной службы охраны РФ - застройщика-заказчика, согласно документам, «пансионата в районе села «Прасковеевка» (он же - «дворец Путина»): Значит, еще такой момент, на сегодняшний день по документам, которые у нас есть и что ввезено документально, фактически не могу сказать, документально подтверждено 21 миллион 678 тысяч (евро), документально подтверждено, фактически, я смогу подтвердить, Ланфранко подожди, когда раскроем, смонтируем, я это проверю и подтвержу. Еще многое идет, еще не пришло, то есть контейнеры идут, машины, корабли плывут, контейнеры, все идет, и поэтому уже на сегодняшний день у него нет денег, чтобы отправлять еще из Италии, а он уже там много приготовил, сейчас я опять ездил, опять смотрел.
Ланфранко Чирилло: Это только, что касается нашего договора 30 миллионов (евро), потом есть еще инженерия, которая уже стоит на 9 миллионов (евро), которые я уже платил, вся кабельная аудиотехника на миллион евро, которую я уже купил… вот это только материал, который только я могу утвердить уже физически, на стройку, 30 миллионов евро, которые мы видели, это не полностью спецификация, там не хватает сколько вещей, материалов, из этих 30 миллионов уже в 21 216 780 (евро) уже физически там, все остальное на складе, уже все готово, на эти 30 миллионов (евро) потом, конечно, больше я делал 9 миллионов инженерия, потом есть еще черные работы, это только материал, потом шпатлевка, штукатурка на все фасады, монтаж, накладная…
Николай Шамалов, член кооператива «Озеро», акционер Банка Россия (9,886%), на момент записи совладелец ООО «Рирус» с уставным капиталом 1,5 млрд рублей (ныне, по данным ЕГРЮЛ, 100-процентный кипрский офшор): Послушайте, Олег Сергеевич, а те работы, которые монтаж, доставка и так далее, как мы должны оплатить, тоже официально?
Кузнецов: Нет, можно отдать…
Чирилло: Можно в чемодане… Особенно, я таможне плачу наличкой, все плачу налично, мне наличка во как…
Шамалов: Если так и вы подтверждаете эти расходы, мы так тебе и заплатим! Чего вы му-му-то опять?!
Дмитрий Горелов, полковник КГБ в отставке, акционер Банка «Россия» (9,886%), на момент записи совладелец ООО «Рирус»: О каких суммах речь идет?
Кузнецов: Ему наличные нужны в Москве, 14 миллионов (евро), а ты можешь взять в Москве больше наличных?
Чирилло: Могу.
Шамалов: Об чем речь тогда? (смеется)
Чирилло: У меня тогда вопрос, можно? Извините, но я такой, я архитектор, простой человек, я бедный, очень бедный, я потратил сегодня 50 миллионов, получив 25 (неразборчиво), у меня есть минус 25 миллионов 800 (тысяч) евро, для меня это огромные деньги, почти все заработанные…
Контрабанда для дворца
В аудиозаписях совещаний, проводившихся заказчиками и исполнителем проекта «дворец Путина», продолжительное время посвящено обсуждению того, как ввозить дорогостоящие материалы, необходимые для строительства, и при этом обойти российскую таможню. Как следует из аудиозаписи, счета архитектора Ланфранко Чирилло оплачивала компания Lanaval, зарегистрированная в офшоре Белиз, а приходили они на счета фирмы Media Investment с местонахождением в Вашингтоне, США.
«Так делают все. Все, у кого получается ввозят дорогущий мрамор или оникс под видом, скажем, песка: в противном случае на каждые $10 млн материалов пришлось бы заплатить таможенную пошлину плюс НДС на $4-5 млн», - объяснили корреспонденту The New Times специалисты.
Но вот совсем обойтись без ГТД - «государственно-таможенной декларации» - это требует очень высоких связей. Между тем, судя по аудиозаписям (и это подтверждает бизнесмен и до осени 2010 года партнер строителей «дворца» Сергей Колесников), именно без этой ГТД на строительство «пансионата в селе Прасковеевка» и пытались обойтись. То есть ввозили контрабанду.
Напомним, недострой в Прасковеевке получил скандальную известность в конце 2010 года, когда бизнесмен Сергей Колесников, партнер питерских друзей Владимира Путина, написал открытое письмо о том, что на берегу Черного моря строится вилла для премьер-министра стоимостью в 1 миллиард долларов. Вскоре после появления в печати «откровений» бизнесмена, на сайтах rospil.info и ruleaks.net появились несколько десятков фотографий новой черноморской резиденции премьера. Сайты тут же «легли» под DDoS-атакой, но снимки успели разойтись по многочисленным блогам.
Позднее появились и документы, доказывающие причастность к строительству дворца Управделами президента РФ и Федеральной службы охраны. Среди обнародованных документов, подписанных еще в 2008 году значилось соглашение, начинавшееся словами «Управление делами президента Российской Федерации… в лице Кожина Владимира Игоревича…». В документе заказчиком-застройщиком значилось - ФГУ «Войсковая часть 1473» Федеральной службы охраны.
Представители российской власти не раз опровергали информацию о том, что дворец строился для премьер-министра. В частности, об этом заявляли пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков и управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. Однако им мало кто верит: в прессе и блогах VIP-строение по-прежнему именуют не иначе как «дворец Путина».
А в марте этого года стало известно, дворец приобрел Александр Пономаренко, выручивший в прошлом году вместе с партнерами, включая Аркадия Ротенберга, свыше 2 миллиардов за Новороссийский морской торговый порт. При этом Колесников настаивал, что перепродажа объекта не изменит его целевого назначения.
По данным СМИ, приобретение совершалось исходя из суммы в 350 миллионов долларов - столько будет стоить весь объект после окончания строительства.
По материалам:
The New Times,
«Коммерсант»,
Архив Ru-Compromat