Фото: PhotoXPress
В прошлом месяце Российский союз правообладателей (РСП) заявил, что Samsung и Nokia не выплачивают авторские отчисления отечественным звукозаписывающим компаниям. В результате бюджет РФ понес убытков на 1,2 млрд рублей. Теперь же оказалось, что причина «саботажа» электронных гигантов кроется не в банальном непослушании. Производители электроники просто ждут, когда РСП выйдет из череды судебных исков, в которую союз правообладателей втянули два некоммерческих партнерства - РОСП и РОУПИ. Эти организации желают получить контроль над авторскими отчислениями по всей стране. Руководит ими бывший уголовник из Дагестана, которого в 2000 году обменяли на российских солдат, захваченных чеченскими боевиками. А помогает ему в этом захолустный районный суд в дагестанских горах.
О долгоиграющей тяжбе между официально уполномоченной организацией - Российским союзом правообладателя (РСП) - и двумя некоммерческими партнерствами, лишающей бюджета РФ многомиллионных вливаний, пишет газета
«Московский комсомолец». Как сообщает издание, притязания двух этих партнерств на авторские отчисления отечественных артистов все больше напоминают рейдерский захват.
Битва за 1%
В минувшем году РСП планировал собрать с производителей и импортеров электронных устройств около 120 миллионов долларов в виде гонорарных отчислений авторам и исполнителям произведений музыки и кино. Однако многие крупнейшие фирмы отказались платить 1% от стоимости своей продукции. В числе неплательщиков - более 20 крупных транснациональных корпораций. В результате РСП в 2011 году собрал лишь около 15 млн долларов, то есть почти в 10 раз меньше.
В январе 2012 года такие крупные производители, как Olympus, Fujitsu и Huawei подписали с РСП соответствующие соглашения. Но Samsung и Nokia, на которые приходится большая часть гонорарных выплат, пока отказываются от авторских отчислений российским исполнителям и звукозаписывающим компаниям. Следовательно, государство и в следующем году недосчитается внушительных сумм дополнительных налогов, полученных от гонораров отечественных правообладателей.
Формальным поводом для такого правового саботажа стало несовершенство российских законов. С одной стороны, распространение музыкального или визуального контента без авторской лицензии преследуется уголовно, а импортеры свято блюдут УК. С другой - выплата гонораров за «свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» регулируется не уголовным, а гражданским кодексом без ощутимых последствий для фирм-нарушителей.
Но это формально. А в неофициальных беседах с юристами РСП представители крупных корпораций не раз говорили, что в принципе готовы к оплате гонораров. Но деньги российским авторам и исполнителям пойдут не раньше, чем закончится череда судебных тяжб, которую уже много лет Российский союз правообладателей ведет с двумя некоммерческими партнерствами - Российским обществом по смежным правам (РОСП) и Российским обществом по управлению правами исполнителей (РОУПИ). Обеими этими организациями управляет один и тот же человек. Однако судебные иски подают самые разные граждане, иначе говоря - подставные лица. Причем эти иски по странному стечению обстоятельств рассматривают небольшие районные суды наиболее проблемных регионов на юге страны - например, Дагестана и Калмыкии.
Защитники дагестанского шансона
Так, в марте 2012 года Акушинский районный суд республики Дагестан рассмотрел иск некоего Магомедрасула Курбанмагомедова (шансонье районного масштаба из горного села Танды) к Министерству юстиции России и Российскому союзу правообладателей. Певец требовал признать незаконной регистрацию РСП в Минюсте и передать права на распределение авторских и исполнительских гонораров РОСП.
Председатель Акушинского райсуда Мурад Исмаилов не только в нарушение всех законов принял дело к производству, но и вынес беспрецедентный вердикт о незаконности регистрации РСП.
То, что районный суд выносит решение о незаконности регистрации официально уполномоченной организации, может, пожалуй, считаться невинным судебным курьезом, однако обстоятельства рассмотрения дела заставляют задуматься о планомерном рейдерском захвате авторских отчислений. Так, выяснилось, что представители РСП не были извещены о дате судебного заседания в селе Акуши. Юристам РСП было известно лишь то, что интересы истца представляет сотрудник РОСП Азамат Шапиев.
Всего, начиная с 2010 года, в суды различных уровней поступило сразу несколько письменных обращений с требованием отменить регистрацию РСП. Авторами этих обращений была либо сама РОСП, либо лица, выступавшие в ее интересах. При этом требования об отмене регистрации возникли буквально на пустом месте, ведь «учреждение Российского Союза Правообладателей проводилось в строгом соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц и законом «Об общественных объединениях», а все члены РСП являются правообладателями», сообщила РИА «Новости» советник РСП по правовым вопросам Вера Чумаченко. По мнению юриста, представители РОСП могли также иметь доступ к изготовлению документов от имени Акушинского райсуда, поскольку цифровые подписи к некоторым судебным документам совпадали с подписями, полученными из РОСП.
РОСП
удалось выиграть процесс лишь в первой инстанции - по закону рассматривать подобные дела может лишь арбитражный суд по месту регистрации ответчика, то есть в Москве. Ранее столичный арбитражный апелляционный суд №9 оставил без изменения решение Росохранкультуры об аккредитации РСП, а Высший арбитражный суд и вовсе отказался пересматривать дело.
«То, что происходит с нашей организацией можно сравнить с попыткой рейдерского захвата - сообщил гендиректор РСП Сергей Федотов - Для ряда лиц, в том числе и с криминальным прошлым, те средства, которые мы собираем, кажутся очень интересными, и они хотели бы получить над ними контроль».
Человек с ярким криминальным прошлым
Говоря о лицах «с криминальным прошлым», Федотов имеет в виду Ахмеда Тагибова, контролирующего обе организации, так активно выступающие за отмену регистрации РСП - РОСП и РОУПИ. Его прошлое действительно вызывает вопросы.
В 1999 году он находился под стражей по обвинению в вымогательстве, а затем при помощи своего брата Шамиля - депутата Дагестанского парламента был обменен на пятерых российских солдат (двух рядовых, двух сержантов и матроса), находившихся в плену у чеченских боевиков, и амнистирован. Выйдя на волю, Тагибов приступил к активной деятельности по «продвижению» созданного и возглавленного им НП РОСП - как говорилось в уставе организации - «в целях обеспечения имущественных прав авторов аудиовизуального произведений, исполнителей и изготовителей фонограмм». При этом никого особо не удивило, что новоиспеченный защитник авторских и смежных прав - человек с ярким криминальным прошлым.
Криминальное прошлое Тагибова не прошло для него даром - многие учредители РСП жалуются, что с тех пор, как между союзом правообладателей и организациями Тагибова начались судебные тяжбы, в их адрес начали поступать звонки с угрозами. Кому-то просто предлагали деньги, кого-то шантажировали здоровьем близких, кому-то угрожали прямой расправой.
Выяснить, откуда у рейдеров личные данные учредителей РСП, не сложно - судья Исмаилов для рассмотрения иска получил из Минюста копию регистрационного дела РСП. В них и содержались личные данные всех учредителей РСП на момент регистрации, в том числе персональная информация членов региональных отделений РСП по областям страны.
В марте в РСП начали поступать многочисленные нотариально заверенные обращения учредителей РСП. В обращениях артисты описывали весь нехитрый рэкетирский арсенал бандитов. К примеру, учредитель одного из региональных отделений РСП Михаил Голенков 21 марта 2012 года описал происходящее так: «С недавнего времени в мой адрес начали поступать звонки от неизвестных с предложением за денежное вознаграждение поставить подпись в документе, смысл которого сводится к тому, что я не вступал в члены РСП, не принимал участия в создании регионального отделения, не являюсь правообладателем, а также то, что подпись, стоящая в протоколе создания региональных отделений РСП мне не принадлежит…»
Впрочем, так повезло далеко не всем заложникам. Вот что пишет в заявлении от 23 марта 2012 года учредитель одного из региональных подразделений РСП Василий Самойлов (фамилия изменена из соображений безопасности - прим.): «21 марта ко мне явились неизвестные мужчины и начали мне угрожать, уверяя, что в отношении меня возбуждено уголовное дело о том, что я не являюсь членом РСП, и чтобы его прекратить мне надо подписать ряд документов. На мой ответ, что я не хочу ничего подписывать, мужчины пригрозили физической расправой в отношении меня и моих родных. Затем один мужчина остался у меня дома, заявив, что подождет здесь. А второй заставил меня поехать к нотариусу и удостоверить какие-то документы…В отношении меня как члена РСП и правообладателя были совершены насильственные действия…».
По материалам:
«Московский комсомолец»,
РИА «Новости»,
«Ведомости»