11,7 млрд за километр дорог: долго, дорого, некачественно

Mar 15, 2012 16:14




Фото: Nnm.ru
Российские журналисты составили список самых дорогих российских дорог. В соответствии с этим рейтингом, сильнее всего по казне ударили центральная автомагистраль в Сочи, общая стоимость которой превысила 15 млрд рублей, участок дороги (мост) между поселком Новый и бухтой Патрокл в Приморском крае (8,1 млрд рублей) и мост через бухту Золотой рог (7,2 млрд рублей). При этом самый дорогой километр дорог найден все в том же Сочи. Его стоимость составила 11,7 млрд рублей - это много больше полной стоимости большинства новых дорог, построенных в нашей стране за ушедший год. В текущем году власть намерена потратить еще более 17 млрд рублей только на строительство новых трасс. Казалось бы, страну вот-вот должна покрыть сеть из высококлассных автобанов. Однако, учитывая опыт последних лет, надеяться на это вряд ли стоит. Ранее международные специалисты признавали, что стоимость дорожных работ в РФ чрезвычайно высока и не соответствует их качеству, которое было названо неудовлетворительным.


Редакция интернет-издания «Маркер» решила составить рейтинг самых дорогих дорог, построенных в ушедшем 2011 году. В соответствии с ним, самое дорогое дорожное покрытие обошлось налогоплательщиком аж в 15,7 млрд рублей. Именно столько стоила центральная автомагистраль города Сочи.

Дорожные миллиарды
На втором месте расположился участок автодороги, соединяющий поселок Новый с бухтой Патрокл в Приморском крае - на него было потрачено 8,1 млрд рублей. На третьем - мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, который стоил 7,2 млрд рублей.

Что же касается ремонта, то самые дорогие работы были проведены на участке Хабаровск-Владивосток (М-60, «Уссури»), которые обошлись в 2,3 млрд рублей. Вторую строчку занимает реконструкция транспортной развязки на Новорязанском шоссе (М-5, «Урал») в Московской области - 1,9 млрд рублей. Третью позицию поделили между собой участок автодороги федерального значения от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией (М-11, «Нарва») и участок автодороги Санкт-Петербург-Киев (М-20) в административных границах северной столицы - оба по 1,5 млрд рублей.

Самый дорогой километр дороги был найден в Сочи на уже упомянутой центральной автомагистрали Сочи, который обошелся в 11,7 млрд рублей. Следом идет километр трассы на участке Адлер-Веселое (входит в программу строительства олимпийских объектов и развития столицы Олимпиады-2014) стоимостью 1,5 млрд рублей и дорога между селом Эсто-Садок и спортивным комплексом «Горная Карусель» (тоже входит в программу) - 0,6 млрд рублей.

Траты для бюджета немалые, однако власти не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в 2012 году планируется потратить 6,6 млрд рублей на строительство участка дороги Москва-Владимир- Нижний Новгород-Казань-Уфа (М-7, «Волга»), 2,5 млрд рублей - на строительство участка дороги Санкт-Петербург-Приозерск-Сортавала-Петрозаводск, 2,5 млрд рублей - на возведение транспортной развязки в Тюмени, 1,6 млрд рублей - на путепровод и транспортную развязку в Красноярске, 1,4 млрд рублей - на дорогу Великая Губа-Оятевщина, 1,4 млрд рублей - на участок восточного обхода промышленной зоны в Липецке и 1,2 млрд рублей - на развязку и на пересечении автодорог Улан-Удэ-Забайкальск и Чита-Смоленка.

Позади Европы всей
Отметим, что и ремонт, и строительство дорог в России не раз признавались непомерно дорогими как отечественными, так и западными специалистами. Так, в последнем докладе Всемирного банка уровень затрат на текущий и капитальный ремонт российских дорог был назван «чрезвычайно высоким». Ремонт 1 км дороги составляет в нашей стране от 27 до 55 тысяч долларов. В качестве сравнения Всемирный банк приводил стоимость содержания дорог в Финляндии, в которой климатические условия схожи с российскими. Там в 2007 году на 1 км дороги было потрачено 9,4 тысяч.

И все бы ничего, если эти огромные деньги тратились на реконструкцию либо строительство действительно качественных дорог. Однако как раз качество и хромает - оно значительно уступает европейскому.

«Из 50 000 километров федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям соответствуют менее трети, состояние которых можно считать удовлетворительным. Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия», - говорилось в докладе.

По качеству дорог Россия находится на 111-м месте в мировом рейтинге - почти в самом конце. По мнению международных экспертов, высокий уровень расхода на дороги в России связан с отсутствием конкуренции в дорожной индустрии, утечкой средств и коррупцией. Да и не только иностранцы отмечают проблемы в дорожном ведомстве. В 2011 году Генеральная прокуратура опубликовала итоги масштабной проверки по исполнению в стране дорожного и автомобильного законодательства. В ведомстве посчитали, что более 20% аварий в России происходят по причине неудовлетворительного состояния улиц и автомобильных дорог.

Наиболее неблагоприятная дорожная обстановка и плохие дороги - в Москве, Чувашской Республике, Красноярском крае, Калужской, Тульской, Амурской и Ульяновской областях. В общей сложности во всех субъектах страны прокуратура выявила более 62 тысяч фактов нарушения законодательства в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта. Прокуроры отмечали, что наиболее частыми нарушениями являются несвоевременное выполнение ремонта автомобильных дорог, отсутствие контроля за их сохранностью и, как следствие, общее неудовлетворительное состояние всей дорожно-уличной сети. Парадокс: денег выделяется больше, чем в Европе, но при этом состояние полотна гораздо хуже зарубежного.

По материалам: «Маркер», Gazeta.ru

Деньги, Рейтинги, Коррупция и взяточники, Дороги

Previous post Next post
Up