Фото с сайта karabli.ru
В России подходит к концу разработка законопроекта о контроле над расходами госслужащих. Идея инициирована президентом Дмитрием Медведевым и состоит в том, чтобы тщательно проверять сверхдоходы отечественных бюрократов на коррупционную составляющую. Правда, законопроект, который накануне анонсировал глава государства, разочаровал многих. Так, в соответствии с ним, сведения о том, какие чиновники и сколько тратят сверх своих доходов, будут как минимум недоступны простым смертным, а как максимум - объявлены гостайной. Кроме того, нечистых на руку чиновников, уличенных в доходах неизвестного происхождения, не будут привлекать к уголовной ответственности. Единственное, что им может грозить - это увольнение со службы и конфискация имущества. Таким образом, по словам главы администрации президента Сергея Иванова, власти решили подумать о некоем, почти мифическом, «честном чиновнике».
Анонсирование законопроекта о контроле над сверхрасходами госслужащих произошло накануне на заседании совета по противодействию коррупции. Документ представил президент РФ Дмитрий Медведев, пишет газета «Ведомости». Если законопроект будет принят, чиновникам и членам их семей придется объяснять, откуда у них взялись средства на крупные покупки. Правда, как оказалось, не все так просто.
Законопроект с подвохом
Во-первых, госслужащие будут обязаны давать объяснение только в том случае, если стоимость покупки превысит трехгодовой суммарный доход семьи. Если же сумма сделки будет несколько ниже (например, будет равняться двум целым девяносто восьми сотым годового дохода), то такая сделка будет признана законной.
Рассматриваться на предмет коррупционной составляющей будут сделки с недвижимостью, ценными бумагами и транспортными средствами, т. е. те, что фиксируются государством. Остальное - предметы искусства, дорогие часы и прочее - проверяться не будет, так как все это, по словам помощника президента Ларисы Брычевой, «невозможно контролировать».
В обязательном порядке отчитываться о крупных расходах должны будут только члены правительства. Прочих чиновников не будут отслеживать в постоянном режиме: основанием для проверки госслужащего станет только письменная и неанонимная информация от правоохранительных органов, госорганов, органов местного самоуправления, а также госфондов и госкорпораций. Потребовать проверки смогут и руководящие органы партий и зарегистрированных общественных объединений, Общественная палата, а также общероссийские средства массовой информации.
Кроме того, проверять информацию о расходах будут те же органы, что сейчас получают отчеты о доходах, в большинстве случаев это кадровые службы. Если обнаружится разница между доходами и расходами, материалы проверки должны быть переданы в правоохранительные органы и генеральному прокурору - для обращения в суд с требованием конфискации в доход государства имущества, в отношении которого нет доказательств, что оно приобретено на законные доходы.
Однако пока декларации о доходах чиновников никто всерьез не проверял, а значит существуют сомнения, что это будут делать после принятия законопроекта. Об этом, в частности, заявила директор Transparency International Russia Елена Панфилова. Кроме того, не лишним будет вспомнить
скандал конца января этого года, когда выяснилось, что также не проверяются декларации кандидатов в депутаты Госдумы, которые по идее должен визировать ЦИК.
Сверхдоходы, покрытые гостайной
Из проекта закона также следует, что автор запросов о проверке могут не узнать, на самом ли деле заподозренные в избыточном потреблении чиновники нечисты на руку. Как следует из текста документа, сведения о крупных сделках и их обоснования будут отнесены к информации ограниченного доступа и могут быть даже отнесены к гостайне. Более того, лица, признанные виновными в их разглашении, будут нести предусмотренную законом ответственность. В итоге, судя по всему, в России сложится ситуация, при которой чиновники с подозрительно высокими тратами будут проверяться по запросам, однако результаты этой проверки, равно как и то, имел ли место факт коррупции, будет никому не доступен.
Также чиновников решили уберечь от уголовной ответственности. Как отмечают «Ведомости», Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, статья 20 которой рекомендует признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Но, как напомнил Дмитрий Медведев, в России действует презумпция невиновности, которая не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера до тех пор, пока преступление не доказано. В остальных случаях можно говорить об обогащении неизвестного происхождения, а это может стать основанием лишь для увольнения с государственной службы и для конфискации имущества сомнительного происхождения в доход государства.
Целесообразность этого пункта законопроекта попытался с горем пополам объяснить глава администрации президента Сергей Иванов, который призвал не превращать процесс контроля над расходами чиновников «в охоту на ведьм и сведение счетов, что для России может быть широко применимо»: «Мы должны думать о честном чиновнике», - сказал он.
Уступка бюрократии
По данным Росстата, средняя зарплата чиновника в 2009 году составляла 28 000 рублей в месяц, а в 2010-2011 годах - 50 000-53 000 рублей в месяц. Таким образом, совокупный трехлетний доход среднего чиновника - около 1,6 млн руб. Если предположить, что у супруги чиновника сопоставимые доходы, ему можно не объяснять приобретение, например, однокомнатной квартиры в Москве (37,5 кв. м при среднерыночной цене метра в 80 000 рублей), подсчитала газета.
Еще проще объяснять расходы чиновникам, чьи жены имеют собственный бизнес. Например, доход семьи зампреда правительства Владислава Суркова в 2010 году составил 89,8 млн рублей, из них его доход - 4,6 млн. В 2009 году семья заработала 62,8 млн, а сам Сурков - 6,3 млн (декларации за 2011 год еще не публиковались). То есть Сурков может позволить себе покупку как минимум на $5 млн и не отчитываться за нее перед государством.
Кроме того, ничто не помешает чиновнику приобрести виллу за 20 млн рублей, даже заработав за три года десять. Ведь можно просто совершить несколько сделок, каждый раз приобретая часть здания.
В завершение отметим, что в случае вступления в силу законопроекта чиновникам придется отчитатываться о своих приобретениях уже с 2012 года. Об этом заявила журналистам помощник президента РФ Лариса Брычева. Она пояснила, что по итогам деклараций, которые будут поданы в 2013 году, можно будет подавать соответствующие заявки и проверять те или иные расходы чиновников за 2012 год.
При этом Брычева также отметила, что «повальной проверки» не будет, поскольку контроль будет носить «заявительный характер». Декларации о расходах не будет, а проверки будут проводиться по заявлению определенного круга лиц и организаций, установленных законопроектом, пояснила она.
Uлава Национального антикоррупционного комитета, член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов энтузиазма Брычевой не разделяет. По его словам, предполагаемый законопроект - это полумера, и есть большая опасность, что работать она не будет.
По его словам, реально действенным может быть только уголовное преследование незаконного обогащения, когда в рамках уголовного дела можно выяснить все и про оффшоры чиновника, и про скрытое имущество. «В нашей ситуации, когда большая часть активов вывозится, надо принимать не полумеры, а меры, которые позволят нам быть в едином правовом поле с остальным миром. Для этого надо ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН», - пояснил Кабанов. Предлагаемый же законопроект эксперт считает уступкой бюрократии.
По материалам:
«Ведомости»,
Gazeta.ru,
РИА «Новости»