«Единая Россия» прибегла к нейропрограммированию избирателей

Nov 08, 2011 14:55




Фото: oleg-kozyrev.livejournal.com
Появление в Москве предвыборных билбордов «Единой России» обернулось очередным политическим скандалом. Дело в том, что плакаты партии власти почти полностью повторяют информационные билборды Мосгоризбиркома, призывающие граждан прийти голосовать на выборы в Госдуму, которые состоятся 4 декабря этого года. В «Единой России» не скрывают, что специально приобрели права на использование плакатов, схожих с плакатами горизбиркома, и ничего криминального в этом не видят. При этом эксперты считают, что ЕР намеренно ассоциирует себя в глазах избирателей с государством, прибегая, таким образом, к методам нейромаркетинга.


В Москве появились билборды партии «Единая Россия», практически полностью повторяющие плакаты Мосгоризбиркома (МГИК) с призывом прийти на парламентские выборы 4 декабря. На билбордах, оплаченных из избирательного фонда «Единой России», то же изображение, что на плакатах МГИКа: в качестве фона - контуры узнаваемых столичных зданий, а на переднем плане размещены силуэты людей, символизирующих потенциальных избирателей. Кроме того, в оформлении использованы те же цвета и шрифты.

Найдите отличия
До степени смешения похожи и слоганы: «Москва - для жизни, для людей» и «Для жизни, для людей». Билборды столь похожи между собой, что между ними почти нет никакой разницы. Пожалуй, лишь одна: плакаты МГИКа содержат призыв прийти на выборы, а плакаты ЕР - прийти на выборы и голосовать за ЕР. Но, учитывая идентичное оформление билбордов, разница эта почти не ощущается. Таким образом, в сознании стороннего наблюдателя происходит ассоциативное сращение этих двух разных по сути билбордов и складывается ощущение, что плакаты МГИКа агитируют за ЕдРо.

При этом члены «Единой России», опрошенные СМИ, в основном отрицают, что сходство билбордов было намеренным. «Не знаю, как получилось. Так и получилось! Мы призываем всех прийти на выборы - опять плохо», - сказал в разговоре с «Коммерсантом» глава исполкома столичного отделения партии власти Виктор Селиверстов.

В свою очередь, глава фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский сказал в разговоре с изданием: «Если вы купите пальто и кто-то придет в таком же - что тогда?!» Похожесть билбордов он объяснил тем, что «Москва - у нас одна столица, Красная площадь - одна, храм Христа Спасителя - тоже один». По словам Метельского, партия «купила эту идею, авторские права у людей, которые это производят». Однако фирму единоросс назвать отказался, поскольку это - «коммерческая тайна»: «У нас все законно, документы есть в Центризбиркоме и горизбиркоме». В свою очередь, Селиверстов добавил, что в ситуации с одинаковыми билбордами у партии «нет претензий к горизбиркому, а у него нет к нам - о чем тогда разговор».

Позже Виктор Селиверстов осмелел и в разговоре с Газетой.ру признал, что «Единая Россия» намерено приобрела права на использование изображения, аналогичного тому, что взято для социальной рекламы Мосизбиркома. По его словам, права были приобретены у компании-разработчика «ИМА-консалтинг», которая ранее точно так же передала права на использование плаката Мосизбиркому. Как отмечает портал, из конкурсной документации на сайте госзакупок следует, что исключительные права на использование информационных материалов и все материалы, образовавшиеся при производстве этих материалов, должны были быть переданы РЦОИТ, и тогда именно он мог передать права на изображения.

«Вопросов нет»
При этом Селиверстов недоумевает, почему данную рекламу называют неэтичной: «Мы законно приобрели права на использование того же изображения, которое использовано на плакатах горизбиркома. Наша реклама преследует главную цель - чтобы все пришли на выборы и проголосовали за «Единую Россию». Если эта реклама выполняет данную задачу, то она эффективна, и причин называть ее неэтичной я не вижу».

Однако оппозиция не согласна с доводами единороссов. Так, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев заявил «Коммерсанту», что уже сегодня КПРФ направит жалобы в ЦИК на сходство агитации «Единой России» с плакатами МГИК и социальной рекламой московского правительства. По словам коммуниста, единороссы нарушают избирательное законодательство, так как фактически используют в агитации государственные плакаты.

Со своей стороны член Центризбиркома (ЦИК) Майя Гришина, которая курирует контроль над предвыборной агитацией, заявила, что «все вопросы, если они есть, лежат в плоскости авторского права». «С точки зрения законодательства вопросов нет»,- сказала она, отметив, что комиссия рассмотрит жалобы, если они поступят.

При этом в центральном штабе «Единой России» открестились от московских билбордов, пояснив, что это «региональная составляющая» кампании. Наглядная агитация по линии федерального штаба идет под лозунгом «Будущее за нами». В середине месяца появится и новая крупноформатная реклама с первыми лицами партии - Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. «Таких поверхностей не будет много, они будут размещены очень избирательно, поскольку к использованию образов лидеров мы подходим аккуратно,- отметил первый замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Железняк.- Их изображения появятся там, где это будет целесообразно,- в местах, которые являются знаковыми».

Чудеса нейромаркетинга
Кстати, первым сходство плакатов ЕР и МГИКа заметил известный блогер Олег Козырев, опубликовавший фотографии билбордов в своем блоге. По мнению Козырева, которое он высказал в интервью «Независимой газете», «Единая Россия» таким образом попыталась убить двух зайцев: во-первых, вдвое удешевить свою рекламную кампанию, поскольку половина расходов, похоже, выпала на долю МГИКа, а во-вторых, запутать избирателей, чтобы у них создалось впечатление, что все эти плакаты - одно и то же. При этом заказчики, как отмечает блогер, точно разные, в то время как картинка на заднем фоне, изображающая массовку из горожан без лиц, - совершенно точно одна и та же. В итоге единой получилась и рекламная кампания: сначала избирателям объяснили, когда будут выборы, а потом добавили информацию, за кого же на них голосовать.

Такого же мнения придерживаются и эксперты. «Единая Россия» с помощью этой рекламы в очередной раз ассоциирует себя с государством, говорит заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он допускает, что у неискушенных москвичей, которые в ноябре хорошо запомнили рекламу МГИКа с призывом идти на выборы, а сейчас наблюдают идентичную рекламу ЕР, действительно может сложиться впечатление, что это одно и то же. При этом какого-либо нарушения закона со стороны партии власти Макаркин не увидел. По его словам, другие партии также могли бы сделать свою рекламу в аналогичной цветовой гамме, но это не понравилось бы ни их избирателям, ни государству. «Это еще раз подчеркивает - политическим партиям на выборах придется противостоять не ЕР, а всему российскому государству», - резюмирует Макаркин.

По данным «Независимой газеты», при изготовлении своих плакатов «Единая Россия» прибегла к методу ведения рекламных кампаний, именуемому нейромаркетингом. В основе метода лежат результаты исследований психологов, согласно которым около 95% всей познавательной деятельности человека и всего мышления, включая эмоции, происходит в подсознании. Поэтому задача, которую ставят себе психологи от маркетинга (и от политики тоже), - как подобраться к эффективному манипулированию подсознательной деятельностью мозга.

По материалам: «Коммерсант», «Независимая газета», Газета.ру

Выборы, Реклама, «Единая Россия»

Previous post Next post
Up