Новый порт как повод для распила

Oct 13, 2011 19:45




Фото: Utronews.ru
В Санкт-Петербурге разгораются страсти вокруг строительства нового порта. Проект инвестируется структурой, принадлежащей «ночному мэру» северной столицы Дмитрию Михальченко, который изо всех сил лоббирует необходимость его реализации в высших эшелонах власти. Строительство нового порта нанесет непоправимый экологический урон территории, на которой располагается Петербург, говорят эксперты. Хотя, кто думает об экологии, когда в деле замешаны бюджетные миллиарды.



В последнее время внимание общественности Санкт-Петербурга привлекла ситуация вокруг строительства комплекса портовых сооружений в порту Бронка в Ленинградской области. Этот проект стартовал в 2007 году. Тогда Министерство транспорта РФ и администрация северной столицы инициировало строительство нового порта для снижения загруженности Большого порта Петербурга и вывода магистралей движения большегрузного автомобильного транспорта за пределы города.

В планах проекта - строительство проходного канала к Бронке от дамбы для контейнеровозов и грузопассажирских паромов, сооружение причально-складских сооружений и подъездных путей для автомобильного и железнодорожного транспорта. Согласно проекту, в рамках бюджетного финансирования на строительство предполагается выделение 21,6 миллиарда рублей. Частные инвестиции оцениваются в 84,2 миллиарда рублей.

Бизнес-империя Дмитрия Михальченко
В настоящее время подготовительные работы инвестируются ООО «Феникс», принадлежащем холдинговой компании «Форум», возглавляемой «ночным мэром Санкт-Петербурга» Дмитрием Михальченко. Бизнесмен через свое окружение и интернет-издание (www.fontanka.ru) представляет ООО «Феникс» как структурное подразделение мифического Управления стратегических проектов ФСБ России. Как отмечает порта The Morning News, источникам редакции на Лубянке такая структура неизвестна.

Однако существование этой мифической конторы дает Михальченко возможность устанавливать деловые и дружеские контакты с рядом высокопоставленных чекистов обеих столиц, пишет портал. Михальченко вошел в этот круг в конце 90-х годов, в бытность директором плавучего ресторана «Акварель» - места, популярного среди бывших и действующих сотрудников спецслужб. В тот период он пробрался в состав правления, а затем стал соучредителем общественной организации «Управление делами регионального общественного фонда поддержки ФСБ и СВР» и получил для реализации свои первые финансовые проекты: охранное предприятие «Магистраль», аренда площадей вокруг питерских вокзалов и т.д.

Наряду с объектами РЖД, «Магистраль» охраняет также ОАО «Канонерский судоремонтный завод», Кировский завод, «НПО Завод «Измерон» и парковку перед зданием УФСБ России на Литейном, 4. «Детищем» Михальченко является также «Единый Центр Документов» (ЕЦД), занимающий часть площадей «Прядильно-нитяного комбината им. С.М. Кирова», о котором Ru_Compromat уже писал в начале этой недели.

The Morning News отмечает, что большой «кусок» своей бизнес-империи Михальченко получил после серии загадочных смертей. Так, в 2004 году от отравления неизвестным ядом после чаепития с милиционерами, работниками ФСБ и самим Михальченко скончался «охранный олигарх» Роман Цепов. Годом ранее был убит генеральный директор «Прядильно-нитяного комбината им. С.М. Кирова» Алексей Бондаренко. А в 2006 году в результате ДТП погибли совладельцы ЗАО «Балтийские транспортные системы» Леонид Тимофеев и Алексей Андреев, претендовавшие на реализацию проекта «Бронка», который впоследствии достался Михальченко. По необъяснимой случайности, оставшийся в живых совладелец ЗАО - Алексей Шуклецов, в настоящее время является исполнительным директором компании «Феникс» - основного инвестора проекта «Бронка».

Бюджетные баталии
Нельзя не отметить, что проект «Бронка», при условии его финансирования за счет средств федерального бюджета, сулит Михальченко грандиозные финансовые прибыли. По информации The Morning News, в реализации проекта также принимает активное участие некий Николай Негодов - человек с чекистским прошлым. Он занимал должность заместителя начальника УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а затем директора по персоналу пивоваренной компании «Балтика», заместителя Министра транспорта РФ, генерального директора ФГУП «Росморпорт».

Послужной список Николая Негодова пришелся Михальченко как нельзя кстати: это и контакты с Виктором Олерским и Олегом Белозеровым (заместители министра Транспорта РФ), Сергеем Гореликом (руководитель РосМорРечФлота) и Максимом Соколовым (директор Департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ), через которых активно лоббируется вопрос бюджетного финансирования строительства.

Показательно, что Олерский и Белозеров, поддерживая Негодова, действуют в разрез с интересами своего руководителя - главы Минтранса РФ Игоря Левитина. Как пишет ресурс InfraNews, маркетинговых обоснований проекта до 2017-18 гг. у компании нет, и в Минтрансе об этом знают.

В орбиту бюджетных «баталий» вокруг проекта оказались втянуты и руководители МЭРТ России. Как предполагает портал, движет «идейными покровителями» не только чистый альтруизм, но и расчет на получение части активов строящегося порта.

При наличии таких связей у Михальченко были все основания рассчитывать на успешный исход борьбы за выбивание бюджетного финансирования, а также на эффективное давление на противников в правительстве России. Однако стремление Михальченко к обогащению столкнулось с принципиальной позицией теперь уже бывшего министра финансов Алексея Кудрина. По данным ресурса, неоднократные попытки добиться у него согласования на включение проекта в список объектов федеральных нацпроектов не увенчались успехом. Кудрин, очевидно, усмотрел «авантюрную» составляющую данного предложения, не сулящую государству ничего кроме необоснованных и заведомо не окупаемых затрат.

К числу оппонентов проекта относится также и владелец ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Владимир Лисин. Его позиция понятна: запуск «Бронка» может существенно снизить грузооборот Большого морского порта Санкт-Петербург. Защищая свои коммерческие интересы, Лисин задействует свои связи в Министерстве транспорта РФ, руководство которого, по непроверенным данным, обладает пакетом акций в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и ООО «Петролеспорт».

Нужен ли Петербургу новый порт?
А между тем, немаловажным является и вопрос о том, нужен ли вообще этот порт Петербургу и России в целом, пишет портал. Ведь по оценке независимых экологов порт строится на мелководье южного побережья Финского залива, практически на болоте (средняя глубина 2 м, при запланированных по проекту 14,4 м), рядом с дамбой - комплексом защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и историческими фортификационными сооружениями. Крайне затруднительно предположить, какое влияние окажет на КЗС углубление дна Финского залива в районе дамбы и что будет с историческими фортами. Также в зону планируемого углубления Финского залива и маневровой части порта попали коммуникации Кронштадта - водопровод, газопровод, электричество, в связи с чем неясно, за счет какого бюджета будет осуществляться их перенос.

До сих пор остается неясным, зачем строить порт на мелководье, когда идет строительство многофункционального порта в Усть-Луге, а в Кронштадте уже есть контейнерный терминал Моби Дик. Кроме того, непонятно, зачем тратить 3 миллиарда долларов бюджетных средств на заведомо дорогостоящее строительство, которое грозит экологической катастрофой, когда есть подобные и более рентабельные проекты, в более подходящих для этого условиях и местах. Также существует опасность, что, когда прямо перед портом выкопают 12-метровую яму, предусмотренную проектом, из знаменитых петербургских каналов уйдет вся вода.

Правда, если деньги на строительство все же выделят, искать правду будет уже поздно. А о каналах Петербурга можно будет забыть, заключает автор статьи.

Кстати, общественность также не видит необходимости в строительстве нового порта, пишет Dp.ru. Кроме того, горожане обеспокоены расселением домов, которое им грозит в случае появления рядом с ними гигантского порта. Уже несколько лет действует инициативная группа жителей Бронки, выступающая против строительства. Они выдвигают, в том числе, и экологические претензии к проекту, достойно ответить на которые «Форуму» пока не удалось.

Отметим также, что о владельце структуры «Феникс», Дмитрии Михальченко, официально известно достаточно мало - куда больше предположений и догадок. Так, ресурс Gorod812, составляя рейтинг самых влиятельных людей Петербурга 2010 года, пишет о нем так: «Дмитрий Михальченко - человек известный немногим, но среди немногих очень авторитетный. Возможно, его место было бы выше, если бы все эксперты о нем знали. Известно, что он занимается портом в Бронке. Единый центр документов на Синопской набережной также связывают с его именем».

С именем Дмитрия Михальченко связывались также и очень некрасивые истории о попытках захвата питерского рынка торговли СD и DVD-дисками в 2006-2007 годах. Михальченко тогда упоминался в прессе в связи с обвинениями в рейдерском захвате торговых сетей, торгующих CD и DVD на легальной основе, кроме того, высказывался и ряд других обвинений и предположений об истинной роли предпринимателя.

По материалам: Dp.ru, Gorod 812, InfraNews, The Morning News

Проект «Бронка», Персональный компромат, Михальченко Дмитрий, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up