Леонид Рошаль, Фото: vesti.kz
Работники Минздрава до глубины своей коллективной души оскорбились выступлением врача Леонида Рошаля, в котором он в присутствии премьера Путина раскритиковал российскую систему здравоохранения и обозначил ее болевые точки. В Минздраве написали письмо к Путину, в котором потребовали оградить их от критики Рошаля. При этом в ведомстве отметили, что министр здравоохранения Татьяна Голикова «письмо видела и поддерживает мнение коллектива». Сам Рошаль в ответ на это письмо лишь усмехнулся.
Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ на своем официальном
сайте разместило открытое письмо на имя премьер-министра страны Владимира Путина, в котором выразило крайнее недовольство заявлениями директора московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля. Чиновников Минздравсоцразвития до глубины души задела критическая речь Рошаля на форуме медицинских работников 13 апреля, произнесенная в присутствии Путина, в которой он обозначил болевые точки современной системы российского здравоохранения.
Горький осадок
Письмо Минздравсоцразвития подписано всем коллективом ведомства, сообщает газета «Коммерсант». В нем чиновники требуют «оградить» их от критики Рошаля. При этом в ведомстве добавили, что министр здравоохранения Татьяна Голикова «письмо видела и поддерживает мнение коллектива».
Письмо беспрецедентно по стилистике, отмечает издание. У чиновников после выступления «остался горький осадок», им «очень неприятно», что у «Леонида Михайловича при отсутствии конструктивных предложений находятся только негативные оценки курса нашего здравоохранения и, в частности, министерства». Сотрудники Минздрава подчеркивают: «Не все высказывания Леонида Михайловича были компетентны». Они заявляют, что после выступления господина Рошаля возникла недопустимая «зона отчуждения» между тем, что делает Минздрав, и его «коллегами, врачами, медсестрами, младшим медицинским персоналом, между которыми посеяны зерна недоверия нашей деятельностью». «Если его выступление было призвано разрушить все, что мы делаем, подвергнуть сомнению, поставить в тупик наше дело, которому мы посвящаем все свое время, то он этого добился»,- заявляют авторы письма. «Леонид Михайлович саботировал всю деятельность Минздрава»,- так коллектив описывает моральное состояние в ведомстве Татьяны Голиковой после выступления достаточно авторитетного в медицинских кругах врача Рошаля.
Речь под аплодисменты
Напомним, Рошаль в присутствии премьера выступил с развернутой критикой ряда реформ проводимых министерством. Так, он призвал «в два-три раза» увеличить тарифы социальных взносов в систему ОМС (сейчас - 5,1%, это предполагает рост совокупных выплат в социальные фонды с нынешних 34 до 39-44%), чтобы довести финансирование здравоохранения в РФ до 6-7% ВВП. По его расчетам, расходование в 2011-2012 годах 460 млрд руб. на модернизацию регионального здравоохранения даст рост расходов на сектор не выше уровня 4,4% ВВП. При этом Рошаль отметил, что и эти деньги необходимо правильно расходовать, так как и их могут распилить. «Расходование этих средств надо поставить не просто под контроль прокуратуры, но и медицинских общественных организаций», - добавил он.
«Я могу вам рассказать, как умеют пилить. Есть программа сокращения дорожно-транспортного травматизма. Там я нашел строчку: «Разработка аптечки для водителей» - и увидел цифру в несколько миллионов рублей. Не поверил своим глазам, как это могло получиться? В результате из аптечки выбросили лекарственные средства, как будто мы живем в Европе с шаговой доступностью медицинской помощи, и добавили несколько бинтов. Заплатили ли разработчикам эти средства, я не знаю, но кто-то ведь поставил эту цифру? Кто поставил?», - сказал врач.
Также господин Рошаль заявил, что, поскольку он «человек прямой», не может не сказать, что «это беда, что в Минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения» - эту реплику, отметим, зал встретил аплодисментами.
Кроме того, Леонид Рошаль подверг критике понятие «рентабельность» в здравоохранении и связанные с ним действия Минздрава по сокращению низкозагруженных клиник и фельдшерско-акушерских пунктов. «Съехал я с дороги, остановился у деревушки, идет женщина лет пятидесяти. «Как с медициной?» - спрашиваю я. Передаю суть без всех русских слов, которые я услышал от нее: ФАП (фельдшерско-акушерский пункт. - прим.) закрыли, до ближайшего добираться 30 км. Один доктор. До «скорой» не дозвонишься. Автобус стал дорогим, ходит редко. Кому такая реформа нужна? Думаем про деньги. Впереди встал рубль, а про народ при таком подходе к рентабельности стали забывать», - возмутился Рошаль.
В своем выступлении врач также коснулся роста расходов на врачей общей практики без дополнительного финансирования узких специалистов, временного и денежного ограничения расходов на одного пациента, интеграции служб скорой помощи и клиник и многого другого. «Еще мода такая: давайте сокращать койки в больницах. Да, в больницах лечение дороже. В поликлиниках дешевле. Но для того, чтобы следовать этой моде, надо все сделать, чтобы поликлиники могли принять больных, обеспечить лекарствами и расходными материалами, как в стационаре. Сейчас заговорили о кадрах. У нас, оказывается, не хватает 30% кадров на селе. А мы добавим, что и в городах тоже. Пять лет назад об этом громко сказала комиссия здравоохранения Общественной палаты. Но зачем ее слушать? Не хватает реаниматологов, анестезиологов, дерматологов, нейрохирургов, рентгенологов для работы на тяжелой технике, патологоанатомов, провал с узкими специалистами. Есть регионы, где более 50% врачей пенсионного возраста и только 7% молодых специалистов», - заявил Рошаль.
Отдельно Леонид Рошаль подверг критике децентрализацию расходов на информатизацию в здравоохранении, законотворческую деятельность Минздрава (в частности, отсутствие среднесрочной концепции развития здравоохранения), сохранение в новой системе ОМС региональной разницы в нормативах расходов системы ОМС («базовая» и «территориальная» программы). Критика господина Рошаля была направлена не только в адрес Минздрава. Он, в частности, предложил в рамках реформы бюджетной сети Минфином для начала реализовать пилотные проекты «в одном-двух регионах страны» при переводе медучреждений в статус автономных, бюджетных и казенных. Всю речь авторитетного врача можно прочитать
здесь.
Комментировать письмо работников Минздрава, оскорбившихся критикой, Рошаль отказался. «Я не хочу и не буду вступать в полемику. Женская логика иногда бывает необъяснима»,- заявил он, очевидно, имея в виду Татьяну Голикову. Он также добавил, что встретил письмо Минздрава «с улыбкой».
«Посмотрите в интернете, там один сплошной комментарий, комментарий народа российского, тогда будет понятно. Я когда это все прочитал, понял, что не зря живу», - сказал Рошаль во вторник журналистам в Москве.
Административный конфликт
Конфликт Леонида Рошаля и Минздрава, помимо явных политических расхождений с Татьяной Голиковой, имеет и чисто административную составляющую - конфликт вокруг медицинских ассоциаций в России, пишет «Коммерсант». Уже на форуме господин Рошаль, глава созданной в 2010 году Национальной медицинской палаты, возмутился тем, что Общественная палата (ОП) создает «параллельную» медассоциацию. Глава комиссии Общественной палаты по охране здоровья и экологии Евгений Ачкасов заявил в разговоре с изданием, что Общественная палата не инициировала создание новой ассоциации, но в России сложилась «удивительная ситуация», когда существуют три медицинских ассоциации, дублирующие функции: Российское медицинское общество (РМО, входит во Всемирную медицинскую ассоциацию), Российская медицинская ассоциация (РМА) и НМП. «Им было предложено объединиться, но Леонид Рошаль не согласился. Ведь по международным нормам президент объединения должен меняться каждый год»,- объясняют в ОП. Исходя из слов представителя палаты, НМП создана как альтернатива дружественных Минздраву РМО и РМА.
Идеей НПМ в 2010 году была передача ей части функций самоуправления в медицинском сообществе. По словам Леонида Рошаля, «палата ничего у министерства не хочет отбирать», но «само министерство должно быть заинтересовано в этом». «Мы будет настаивать на том, чтобы наша НМП занималась всей профессиональной деятельностью. Другого пути повышения качества медпомощи в России я не вижу. Мы пытаемся сделать то, что доказало свою эффективность во всем мире»,- сообщил Леонид Рошаль, добавив: в странах, где действуют ассоциации, уровень удовлетворенности населения медпомощью составляет порядка 80%, в то время как в России - только 30%.
Ключевой вопрос - обязательное или необязательное членство медучреждений в НМП. Господин Рошаль настаивает на обязательном членстве, ссылаясь на опыт Германии. Господин Ачкасов, в свою очередь, поясняет: цель инициатив господина Рошаля - «сделать из НМП второй Минздрав, а также передать функцию сертификации и лицензирование от Минздрава палате». При этом господин Рошаль не скрывает намерения добиваться передачи в НМП функций «аттестации, сертификации, разработки стандартов, протоколов, контроля», то есть именно того, чем Минздрав активно занимается с момента прихода Татьяны Голиковой в руководство министерства.
Формально речь идет о конфликте между идеей самоуправления медицинским сообществом и административным управлением здравоохранением. Впрочем, вряд ли правительство сможет рассчитывать на НМП и Леонида Рошаля как «общественного союзника» в любой реформе здравоохранения. Выступление господина Рошаля 13 апреля было первой за последние годы попыткой системной критики реформы здравоохранения с позиций социалистического ультраконсерватизма. Так, глава НМП заявил о действующей в РФ системе как о «лучшей в мире структуре здравоохранения», попытки ее реформировать считаются ненужными: даже разделение полномочий здравоохранения «на федеральный, региональный и муниципальный уровни» Леонид Рошаль считает «непродуманным», настаивая на полной централизации и вертикализации управления отраслью под руководством медиков-профессионалов, а не экономистов.
По материалам:
РИА «Новости»,
«Коммерсант»,
«Новая газета»