Дмитрий Гаев, Фото: Lenta.ru
Следствие возбудило уголовное дело в отношении бывшего начальника московского метрополитена с 16-летним стажем Дмитрия Гаева, которому инкриминируется превышение должностных полномочий. Следствие согласилось с выводами прокуратуры о том, что, используя свое служебное положение, Гаев «создал систему личного обогащения за счет возглавляемой организации». Сам Гаев о возбуждении против него уголовного дела с удивлением узнал от журналистов.
В отношении бывшего начальника московского метрополитена Дмитрия Гаева возбуждено уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя Следственного комитета при МВД РФ Ирину Дудукину. Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 201, которая предусматривает до четырех лет лишения свободы.
Мнимый изобретатель
По данным СК при МВД, в 1997 году ГУП «Московский метрополитен» в соответствии с заключенными договорами получил оборудование и внедрил автоматизированную систему оплаты проезда на московском метрополитене с применением магнитных билетов.
«Участвуя в реализации договоров в качестве руководителя предприятия и используя полученные в ходе исполнения договоров за счет государственных средств результаты, Гаев для извлечения личной выгоды, 16 января 1998 года направил заявку, а затем получил патент на изобретение «Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте», - сообщила Дудукина. По ее словам, в дальнейшем Гаев, пользуясь служебным положением, заключил лицензионный договор на использование системы.
По данным следствия, после заключения лицензионного договора Гаев с 1999 по 2010 годы получил от предприятия 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения. Как уточнила Дудукина, первоначально Гаев получил 12 миллионов рублей, а затем еще по 10 миллионов ежегодно. «В результате указанных действий Гаева ГУП «Московский метрополитен» и его собственнику - Правительству Москвы причинен существенный вред на сумму 112 миллионов рублей», - добавила она.
Система личного обогащения
Поводом для возбуждения уголовного дела против Гаева стали материалы Генпрокуратуры РФ, по информации которой, вопреки интересам возглавляемого им предприятия и используя служебное положение, Гаев создал систему личного обогащения.
Сам Гаев информацию о возбуждении против него уголовного дела комментировать отказался. В разговоре с корреспондентом РИА «Новости» он заявил, что впервые слышит об этом. Стоит отметить, что о результатах прокурорской проверки, которая выявила многочисленные нарушения в деятельности ГУП, Д.Гаев также узнал от журналистов.
Корыстный интерес
Проверка, касающаяся присвоения руководителем ГУП «Московский метрополитен» изобретений, была инициирована еще прежним мэром Юрием Лужковым. Однако всерьез тучи над Гаевым начали сгущаться после смены столичной власти. В октябре 2010 года новый столичный градоначальник Сергей Собянин потребовал от Генпрокуратуры разобраться в том, как предприятие использует субсидии на развитие метро. Мэр, заявивший о необходимости увеличить темпы строительства линий подземки, усомнился, что выделенные на это деньги будут использованы эффективно. Одновременно мэр инициировал проверку работы метрополитена Счетной палатой.
И спустя полтора месяца Генпрокуратура поставила перед Собяниным вопрос об увольнении главы столичной подземки. В письме, направленном надзорным ведомством в его адрес, говорилось также о необходимости устранения выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также взыскании с Гаева убытков, причиненных предприятию. Выводы прокуроры сделали на основании проверки деятельности ГУП «Московский метрополитен» за последние 10 лет.
Прежде всего, прокуратура предъявила претензии лично к Гаеву: как указывалось в сообщении ведомства, он имеет »корыстный интерес» и присваивает чужие изобретения. В частности, отметили в Генпрокуратуре, »руководитель ГУП »Московский метрополитен» при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение в ущерб интересам возглавляемого предприятия». В итоге Гаев стал патентообладателем и начиная с 1999 года получил от возглавляемого им ГУПа 112 млн рублей, заявил тогда Генпрокуратура.
Целый автопарк
Кроме того, прокуроры установили, что с 2000 года руководство метрополитена ежегодно без согласия столичного правительства сдавало в аренду помещения. Также ГУП до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти две сотни перегонов, заявили в прокуратуре. А 34 земельных участка, по данным ведомства, предоставленных подземке в аренду, до сих пор не поставлены на кадастровый учет, из-за чего не регистрируются и договоры аренды.
Гаеву предъявили и ставшие модными в последнее время обвинения в нарушении требований к проведению торгов. »Предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников», - пришли к выводу прокуроры. Так, в 2008-2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 миллионов рублей, по страхованию - 70 миллионов рублей. При этом организации, оказывающие эти услуги, отбирались без проведения открытых торгов.
В довершение всего договоры об охране подлежащих государственной охране объектов метрополитена заключались с собственным ЧОПом.
Заработанные отнюдь не честным трудом средства Гаев тратил на автомобили. Сразу после его увольнения, у бывшего главы московского метро обнаружили целое автодепо, напоминает Life News. За время трудовой деятельности экс-начальник подземки успел приобрести для своего личного гаража пять дорогих автомобилей, еще три - для своих детей. Среди них три джипа «Шевроле Тахо», один «Лексус LS 600», а также «Крайслер 300С».
По материалам:
РИА "Новости",
Газета.ру,
Life News