Шемякинская свалка, Фото: nr2.ru
В Солнечногорском районе Подмосковья чиновника, пытавшегося бороться с незаконными свалками, сначала несколько раз пытались запугать, потом спровоцировать на взятку. После того, как он не испугался и отказался от денег, при странном стечении обстоятельств деньги у него в кабинете все же нашли - причем взятка, предположительно, была «вручена» чиновнику за услугу, которая его участия даже не требовала. Такое «юридическое недоразумение», поспособствовало тому, чтобы незаконный, и, к тому же, вредный для окружающей среды, бизнес процветал.
Власти Солнечногорского район давно собираются развивать в муниципалитете туризм. Потенциал для этого есть, однако для развития туризма чрезвычайно важна экология местности, а с этим в районе были серьезные проблемы. Решить их должен был Андрей Шпак, пришедший на работу в администрацию Солнечногорского района в 2005 году, пишет «Независимая газета».
Дела у чиновника пошли хорошо, но, пытаясь очистить район для потенциальных туристов, Андрей Шпак принялся за уничтожение свалок - а значит, автоматически вступил в конфликт с теми, кто контролировал незаконную выгрузку мусора, а также с теми, кто их покрывает. После этого замглавы стал получать от неизвестных угрозы, а однажды, как говорят местные жители, к нему в кабинет даже прислали похоронный венок с надписью «А.В.Шпак».
Милиция и ФСБ не смогли установить, от кого исходили угрозы, Шпак продолжал гнуть свою линию. В 2007 году чиновник, несмотря на серьезное недовольство криминалитета, все же смог закрыть Шемякинскую свалку.
Юридические странности
После этого в жизни чиновника начали происходить странные вещи, отмечает издание. Силовики, вместо того чтобы найти тех, кто угрожал Шпаку, начали собирать компромат на него самого - примерно в это же время телефон заместителя главы города поставили на прослушку. Но, очевидно, получить компрометирующие материалы не удалось.
А вскоре Шпак оказался вовлечен в громкий скандал. Некий предприниматель Арман Мурадян, имя которого было связано с несколькими арбитражными разбирательствами, принялся общаться с чиновником по поводу различных бизнес-проектов. По мнению защиты Шпака, чиновника всячески пытались спровоцировать на получение взятки. Тем не менее вскоре было начато расследование, в ходе которого силовики пытались обнаружить в действиях чиновника попытку получить взятку.
Между тем подходило время выборов главы района, на которые Шпака, очевидно, допускать не хотели. А потому силовой прессинг на замглаву усилился. 5 июня 2008 года поздно вечером в кабинете заместителя главы района был проведен обыск.
Во время обыска, который, как считает защита Шпака, был проведен с многочисленными нарушениями, в кабинете были найдены отдельно лежащие «две купюры по 5 тысяч рублей». Из протокола обыска в принципе даже непонятно, где были деньги, но по логике дела получалось, что эти средства от Армана Мурадяна несколько недель назад якобы были переданы некоему посреднику за подпись Шпака в разрешении на строительство торгового центра.
Где, когда, кем и кому конкретно были переданы 10 тыс. руб. якобы за подписание Шпаком разрешения, так и осталось непонятным. Самое интересное, что Шпак это соглашение завизировать не мог в принципе, поскольку данный документ готовит и подписывает главный архитектор, а утверждает глава района, о чем люди, проводившие операцию, наверное, не знали.
Таким образом, версия ведущего дело следователя Евгения Степанова приобрела завершенные абсурдистские черты: Шпака подозревали в том, что он не взял через неустановленных посредников, в неустановленное время, в неустановленном месте 10 тыс. руб. за подпись, которой не могло существовать в принципе.
В результате череды других странных обстоятельств цель криминалитета (очевидно, действовавшего не без участия правоохранительных органов) была достигнута - Шпак, воплотивший в себе непривычный для общей российской реальности образ «честного чиновника», покинул свой пост.
В 2009 году руководство района было полностью заменено: главой района стал бывший полковник МВД Юрий Панкратов, а мэром Солнечногорска стал бывший полковник ФСБ Александр Толданов. Это, очевидно, абсолютно устраивало мусорных королей района - после смещения Шпака на Шемякинскую свалку снова стали свозить сотни машин отходов. При новом начальстве свалка работала без очевидных проблем вплоть до 2010 года, пока ее не закрыли по личному указанию премьера РФ, пишет «Независимая газета».
По материалам:
«Независимая газета»