Click to view
Леонид Парфенов, ставший первым лауреатом телевизионной премии имени Влада Листьева, на вручении произнес речь о воцарении политической пропаганды на современном российском телевидении. Речь Парфенова оказалась настолько жесткой, что федеральные телеканалы, включая создателя премии- «Первый канал», не решились полноценно цитировать ее в эфире.
В «Останкино» 25 ноября состоялось вручение премии первой телевизионной премии имени Владислава Листьева, учрежденной Фондом «Академия российского телевидения» и «Первым каналом». Награда вручается за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого тележурналиста. Победитель получает статуэтку, сделанную по задумке вдовы Листьева Альбины Назимовой, а также денежная премия в размере 1 млн рублей.
Первым лауреатом премии стал журналист Леонид Парфенов. Получив статуэтку, он поблагодарил своих коллег и супругу и напомнил об огромном вкладе Владислава Листьева в развитие российского телевидения. Затем он достал из кармана пиджака бумажку- при этом отметив, что впервые во время съемки читает, а не говорит по памяти, - и затем выступил с с достаточно жесткой речью в адрес современный федеральных телеканалов.
Телевидение живет в другой России
В России, по словам Парфенова, произошло огосударствление федеральной телеинформации и возвращение приемов, применявшихся во времена существования Центрального телевидения СССР. Журналистские темы окончательно поделились на проходимые и непроходимые на телевидении, добавил он.
Итогом этого стало то, что в эфире передают не информацию, а пиар или антипиар- «чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова»- высшие должностные лица для корреспондента федерального телеканала являются не ньюсмейкерами, а «начальниками его начальника», и сам журналист превращается в «чиновника, следующего логике служения и подчинения».
В результате, по словам Парфенова, складывается ситуация, когда печатные СМИ и интернет будто бы рассказывают о другой России, чем федеральные телеканалы. И это приводит к тому, что большая часть населения уже и не нуждается в журналистике.
«Проработав только в „Останкино“ и для „Останкино“ 24 года, я говорю об этом с горечью. Я не вправе винить никого из коллег, я сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хотя бы назвать вещи своими именами»,- констатировал Леонид Парфенов.
Выступление Леонида Парфенова доступно полностью благодаря интернету, а не федеральным каналам
Телеканалы отцензурировали речь Парфенова
Выступление лауреата премии оказалось настолько жестким, что его не решились ставить в эфир федеральные каналы, готовившие сюжеты о церемонии для новостных выпусков.
Даже организатор вручения- «Первый канал»- выпустил в эфир только самый безобидный фрагмент выступления Парфенова, в котором он рассказывает о вкладе Влада Листьева в развитие телевидения.
«Но он [Листьев] нам показывал всем- никогда не было вроде таких разговоров (а может, и были, но не помню),- о том, что нет никакого высокого и низкого телевидения, есть успех и неуспех, а высокий, низкий- такого не бывает. Ты делаешь дело, и его принимают, это нужно кому-то, это имеет резонанс - или идите смените профессию, сядьте у теплой батареи в НИИ и не морочьте голову»,- эти слова Парфенова вошли в сюжет «Первого канала».
Первый канал, организатор церемонии, вырезал из речь Парфенова все, кроме слов о Владе Листьеве
Похожим образом поступил и телеканал НТВ, который процитировал слова Парфенова о том, что при очевидных достижениях телешоу и сериалов становится обидно за тележурналистику, однако не упомянул о политизированности современного ТВ.
«Наше телевидение все изощренней будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом. Убежден- это одна из главных причин драматичного спада телесмотрения у самой активной части населения, когда люди нашего с вами круга говорят: „Чего ящик включать? Его не для меня делают“»,- передали на НТВ.
НТВ согласился со словами Парфенова о засилии телешоу и сериалов, но умолчал об огосударствлении эфира
Телеканал «Россия» и вовсе не стал включать в сюжет фрагменты выступления Леонида Парфенова, и ограничился тем, что показал кадры с лауреатом, поднимающимся на сцену за наградой.
Телеканал "Россия 1" и вовсе не пустил лауреата премии в эфир
Тем не менее речь Парфенова полностью доступна в его «Живом журнале». Она уже вызвала широкий отклик в блогосфере.
Корреспондент "Ъ" Арина Бородина о "гражданском подвиге" Леонида Парфенова на церемонии вручения премии:
Арина Бородина рассказала в прямом эфире "Коммерсантъ FM" о происходящем на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева.
- Сейчас уже церемония завершилась или еще в разгаре?
- Нет, она заканчивается. Церемония сейчас идет, но, естественно, приз вручили в самом начале Леониду Парфенову, как Вы уже сказали. Но главное, я думаю, даже не только награда, которой заслуживает Леонид Парфенов и ее денежная составляющая в размере миллиона рублей, а в том, что после получения этой статуэтки, которую придумала вдова Влада Листьева Альбина Назимова, Леонид Парфенов произнес абсолютно именно гражданскую речь. Это просто гражданский подвиг по нынешним временам, потому, что в зале, где присутствуют руководители государственных телеканалов: Олег Добродеев, Константин Эрнст, главный редактор службы информации НТВ Татьяна Миткова и руководители всех остальных каналов, и руководители государственных структур, Леонид Парфенов назвал все вещи своими именами, говоря о цензуре на российском телевидении и о том, как в ней представлена власть. Все воспроизводить невозможно, я смогу процитировать одну, на мой взгляд, очень сочную его цитату, что "высшая власть в телевизоре сегодня представлена дорогим покойником: или хорошо или ничего". А начал свою речь Леонид Парфенов, получив свою первую и заслуженную премию с того, что он сегодня был в больнице у Олега Кашина, где брал у него интервью для одного из телеканалов. И, оттолкнувшись от этого, он говорил о гражданском долге журналиста, о засилье цензуры в телеэфире и невозможности давать информацию в эфир, и о сегодняшнем состоянии общества, которое уже почти не верит журналистам и не ждет от них настоящей и честной информации. Эта речь длилась 7 минут, Леонид Парфенов явно волновался, читал ее по бумажке, но еще бы - такая публика в зале! Но надо сказать, что сидящие в зале за столиками сумели как-то сохранить лица и даже аплодировали этой речи. Я могу свидетельствовать, что руководители государственных каналов тоже аплодировали Леониду Парфенову, когда он произносил с трибуны свою речь. Это действительно шок для многих собравшихся, и никто не ожидал, что ответная речь Парфенова будет такой точной, смелой и абсолютно гражданской.
- Арина, а Вы не думаете, что наоборот ожидали, что речь будет именно такой, и поэтому может быть не было телевизионной трансляции, а только в интернете?
- Я думаю, что это очень усложнило бы телевизионную телепрограмму, но у нас уже давно ничего не показывают в прямом эфире. И даже в записи, я думаю, ее бы не не дали в эфир. Не думаю, что такую речь ожидали устроители премии. Я в этом глубоко убеждена! Леонид Парфенов не мог их предупредить, сказав: "Ребята, я напишу такую речь, я ее произнесу за 7 минут". Если бы об этой речи знали среди собравшихся и присутствующих на церемонии, они просто не пришли бы. Я еще замечу важную вещь: столько одновременно присутствующих начальников телевизионных, собственно персон нашего телевидения я не видела уже давно. На премии ТЭФИ никогда не присутствуют ни Олег Добродеев, ни Константин Эрнст.
- А то, что у Парфенова была уже заготовлена речь означает, что он знал о том, что его наградят?
- Разумеется, его предупредили, как победителя. Это же персональная премия. Победителем ее становится один человек. Это первый раз она вручается имени Влада Листьева. Парфенов, кстати, сам член жюри. В составе жюри в этой премии. Естественно, ему сказали. Он пришел с женой. Уговорил всех собравшихся. Это нормально. Тут очень камерно: в студии "Останкино" сидят только телевизионные люди. И в основном, это руководящий состав телевидения и медиа-индустрии.
- Кто еще получил премию Листьева сегодня?
- Я еще раз хочу повторить: это персональная премия. Она будет вручаться каждый год только одному человеку или одному коллективу.
- Мы вас поняли. Вы сказали, что церемония продолжается. Что сейчас происходит там?
- Во-первых, в свободной форме там присутствующие коллеги Леонида Парфенова поздравляют его. Выступают с какими-то рассказами. Звучит классическая музыка. Показывают какие-то ролики работ Парфенова. В данную минуту я уже не могу сказать, что там происходит, потому что вышла из зала, но все это продолжается уже больше часа.
- Но все телевизионные начальники одобрили выбор организаторов премии?
- Эта премия была единодушно присуждена. Абсолютно было известно еще до вручения. О чем они говорили, что выбор жюри был единогласным. И как сказал Константин Эрнст, выступая уже после речи Парфенова, уже нет ни одного человека, кто бы не согласился с результатом этой премии, потому что Леня - лучший в профессии. Это были слова Константина Эрнста.
По Материалам:
GZT.ru,
Ъ-Online