В чем причины корпоративной войны "Русала" Дерипаски и "Норильского Никеля"?

Jul 26, 2010 15:35




Дерипаска Олег, Фото: rian.ru
Один из главных экономических сюжетов этого жаркого лета - конфликт крупных акционеров «Горно-металлургической компании «Норильский никель». Топор войны вырыла компания «Русал», которая в силу долговых обстоятельств решила использовать «Норникель» в качестве наивного спонсора и мецената. Не удовлетворившись диведендами в 1 млрд 300 млн. долларов (50% от прибыли «НН» за 2009 г.), Олег Дерипаска потребовал выплатить ему 3 млрд. долларов (целых 115% годовой прибыли.) В русском фольклоре это называется - «зарезать курицу, которая несет золотые яички».

Впрочем, Дерипаска, выгоды которого целиком лежат в оффшорной зоне острова Джерси, может не интересоваться русским фольклором. В результате предприятие - крупнейшего в мире производителем палладия (38% мирового производства) и никеля (22%) - лихорадит от постоянных недружественных атак своего же акционера. Не случайно в недавнем интервью «Коммерсанту» гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский был вынужден выйти за рамки корпоративной толерантности и прямо сказать: «"Русалу" необходимо придерживаться правил приличия и поведения. Вести конструктивный диалог, а не делать какие-то огульные заявления».

Газета «Известия» продолжает тему:

Битва за металл
Конфликт между акционерами "Норильского никеля" за последние недели может перерасти в настоящую корпоративную войну, в которую будет втянут и менеджмент корпорации во главе с генеральным директором Владимиром Стржалковским. Аналитики рынка уверены, что поводом для начала активных боевых действий стало годовое собрание акционеров "Норникеля", по итогам которого сократилось представительство "Русала" в совете директоров ГМК. Видимо, в силу недовольства сложившейся ситуацией, владелец и гендиректор "Русала" Олег Дерипаска обвинил в этом менеджмент корпорации и другого крупного акционера - "Интеррос" Владимира Потанина.

Однако реальные причины конфликта, по всей видимости, лежат не столько в сфере корпоративного управления, сколько в финансовой плоскости. Напомним, что накануне собрания акционеров Дерипаска настаивал на том, чтобы ГМК выплатила $3 млрд в виде дивидендов - 115% годовой прибыли за 2009 год. При этом ни менеджмент, ни остальные акционеры компании, особенно миноритарные, не готовы были пойти на этот шаг - он фактически оставил бы "Норникель" без средств на реализацию своих инвестиционных и социальных программ.

В результате было принято решение выплатить 50% прибыли в виде дивидендов - более $1,3 млрд. Для сравнения - вся чистая прибыль "Русала" в 2009 году составила $821 млн. Тем не менее, Дерипаска заявил, что результаты "Норникеля" за прошлый год "могли быть и лучше". Это может быть воспринято фактически как обвинение менеджмента в неудовлетворительных результатах работы. Однако, если посмотреть на цифры, ситуация выглядит ровно наоборот.

По итогам 2009 года "Норильский никель" занял 7-е место по прибыльности среди всех крупнейших компаний. Впереди только крупнейшие нефтяные гиганты, а ближайший металлургический конкурент "Русал" - только на 14-й позиции. Показатели прибыли "Норникеля" и "Русала" различаются более чем в три раза: $2,6 млрд против $821 млн.

Такой чистой прибыли "Норильскому никелю" удалось добиться благодаря реализации полномасштабной программы сокращения издержек. В частности, операционные производственные издержки были снижены на 30%, а коммерческие и административные - на 49%. Также с полноценным запуском собственного ледокольного флота и открытием новых сбытовых офисов были оптимизированы транспортно-логистические и сбытовые потоки. В настоящее время компания экспортирует значительную часть своей продукции напрямую без цепочки посредников. В результате "Норильский никель" смог обойтись без новых кредитов и даже сократить свою долговую нагрузку, выплатив в конце июня кредиторам $1,5 млрд.

Большинство экспертов отмечает, что значительную роль в успешном преодолении компанией кризиса сыграл гендиректор компании Владимир Стржалковский, которому удалось заручиться поддержкой государства в ходе регулярных встреч с президентом и председателем правительства страны. В пиковый момент были обнулены экспортные пошлины на никель и медь, что обеспечило компании необходимую "подушку безопасности" - порядка $300 млн. В свою очередь, "Норникель" выполнил все свои социальные обязательства, не проводя сокращений на предприятиях и не урезая заработную плату рабочим. После того как цены на цветные металлы вновь стали показывать рост, правительство вернуло пошлины к прежним значениям.

Скорее всего, что именно наличие лоббистского ресурса стало определяющим моментом при приглашении Стржалковского на работу в "Норникель" в 2008 году. Несмотря на математическое образование, большая часть его карьеры связана с государственной службой - он возглавлял различные федеральные ведомства и перешел в ГМК непосредственно из правительства. Подобный бэкграунд позволил ему проводить независимую кадровую политику - за последние два года компанию покинули практически все "назначенцы" "Интерроса" и "Русала", а на первые роли выдвинулись кадры, сделавшие карьеру в самом "Норильском никеле".

Так могли ли результаты быть лучше? Вряд ли. С начала года капитализация "Норильского никеля" выросла на 6%, в то время как все остальные конкуренты потеряли в цене от 16% у Antofagasta до 34% у Lonmin. А если смотреть за последние 52 недели, то рост "Норникеля" еще более очевиден - акции компании увеличились в цене на 82%. Разумеется, подобная динамика не может не радовать абсолютное большинство акционеров, главным образом миноритарных. Особенно учитывая то, что, по прогнозу Владимира Стржалковского, выручка компании в 2010 году может составить $12 млрд - на 2 млрд больше по сравнению с прошлым годом».

Впрочем, как показывает практика Олег Дерипаска не жалеет не только сторонний «Норникель», но даже собственную компанию. Об этом ярко говорит его гонконгский бонус. Бонусом это можно назвать на политкорректном языке финансистов, а на примитивном уличном жаргоне - «высасывать все соки из компании». Журнал «Финанс» так оценил этот, условно говоря, «прожорливый» шаг Олега Дерипаски:  "Самый щедрый бонус за сделку, проведенную в собственных же интересах".

Бонус Олега Дерипаски по итогам IPO «Русала» в Гонконге составил 50,6 млн акций. Если ориентироваться на цену бумаг по результатам торгов 17 июля, то бонус «стоит» примерно $47 млн.

Вознаграждение Олега Дерипаски в 2009 году как главы холдинга превысило $27,9 млн, по данным BusinessWeek. Для сравнения: выплаты Мариусу Клопперсу, главе BHP Billiton, составили в 2009 году $10,4 млн, включая $2 млн в виде зарплаты. Том Албанис из Rio Tinto унес в прошлом году домой 3,8 млн британских фунтов, включая зарплату.

Олег Дерипаска неоднократно объяснял, что размер вознаграждения, который ему решил выплатить совет директоров «Русала», не является чем-то неординарным. По его словам, две трети бонуса он намерен передать в свой собственный благотворительный фонд «Вольное дело». Кстати, с точки зрения инвесторов IPO «Русала» спустя полгода назвать удачным сложно: капитализация компании с момента размещения снизилась приблизительно на четверть.

Работа в Лондоне или Нью-Йорке сильно отличается от полетов в Нигерию для освобождения сотрудников или от контроля за строительством при температуре минус 42 градуса в Сибири. Конечно, намного приятнее к семи часам сидеть дома в тапочках».

На наш взгляд последний вывод журнала про домашние тапочки несколько предвзят. Из собственного же интервью Олега Дерипаски следует, что он как вол работает по 16 часов в сутки. Плоды это работы в свое время ощутили на себе много его партнеров (например, Михаил Черный). И вот теперь, можно предположить, что Дерипаска с таким же трудовым энтузиазмом работает на расшатывание компании «Норникель».

По Материалам: Финанс, FLB, Известия

Стржалковский Владимир, Дерипаска и БазЭл

Previous post Next post
Up