"Газпром" собирается ограничить поставки газа в Белоруссию на 85%

Jun 18, 2010 14:31




Миллер Алексей, Фото: Газпром.Ру
"Газпром" готов сократить поставки газа в Белоруссию на 85 процентов с 10 часов утра понедельника. Об этом сообщил сегодня журналистам официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. По его словам, "сегодня подписано соответствующее распоряжение оперативного штаба по урегулированию ситуации".

При этом он заверил, что "Газпром" продолжит осуществлять поставки газа в Западную Европу в случае возможного ограничении поставок газа в Белоруссию.

16 июня "Газпром" официально предупредил "Белтрансгаз" и правительство Белоруссии о том, что ограничит поставки газа с 21 июня, если белорусская сторона не оплатит долг за российский газ. Днем ранее "газовый ультиматум" Белоруссии предъявил президент России Дмитрий Медведев, заявив, что указанная задолженность должна быть погашена в пятидневный срок.

При этом 17 июня зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев отметил, что Белоруссия пообещала погасить задолженность за поставки газа из России. Срок погашения газовой задолженности он не уточнил.

По оценкам российского концерна, долг "Белтрансгаза" за топливо составляет почти 200 миллионов долларов. В Белоруссии считают, что размер задолженности меньше - около 133 миллионов долларов.

Долг Белоруссии по газу возник из-за того, что "Белтрансгаз" платит "Газпрому" по установленной в одностороннем порядке цене - 150 долларов за тысячу кубометров. Согласно контракту, в первом квартале стоимость топлива должна была составить 169 долларов, а во втором - 184 доллара за тысячу кубометров.

Как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, компания ограничит поставки газа в Белоруссию на 85%, если "Белтрансгаз" до 21 июня не погасит долг. Речь идет о сумме $192 млн. "Газпром" даже создал оперативный штаб по оценке ситуации с поставками газа в Белоруссию и направил "Белтрансгазу" предупреждение. Напомним, 15 июня президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Белоруссия в течение пяти дней должна решить вопрос оплаты газа.

Алексей Миллер в кулуарах XIV Санкт-Петербургского экономического форума 18 июня заявил, что "Газпром" ограничит поставки газа в Белоруссию на 85% в случае непогашения долга за поставки газа в $192 млн. Как сообщил замглавы "Газпрома" Валерий Голубев, Белоруссия обещает рассчитаться с долгами. "Каждый день обещают заплатить", - сказал он журналистам.

Последний раз российский холдинг угрожал Белоруссии ограничением поставок газа в августе 2007 года в аналогичной ситуации, только долг был гораздо больше - около $450 млн. Тогда Белоруссия в ответ на ультиматум России почти сразу же рассчиталась с задолженностью. Отметим, нынешнее обострение может быть следствием не только накопления долга, но и разногласий сторон в вопросе создания Таможенного союза. Сейчас российско-белорусские разногласия сфокусированы на проблемах Таможенного союза - несмотря на договоренности ноября-декабря 2009 года, с весны 2010 года Белоруссия торпедирует ранее достигнутые соглашения.

Павел Бородин: "Никакие войны, ни атомные, ни тем более молочные и финансовые ни к чему доброму не приводят"


Бородин Павел, Фото:Белпрессцентр

Госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин рассказал специальному корреспонденту "КоммерсантъFM" Алексею Воробьеву об отношениях между государствами:

- Что означают трения между Москвой и Минском? Значит ли это, что Москва решила сдать Минск?

- Я не думаю, такого не может быть, потому что мы один народ, жили, живем и будем жить вместе. Мы по-разному назывались, Русь, Россия, РСФСР, СССР, БССР, Грузинская ССП, Украинская ССР, все равно мы один народ.

- Как вы оценили бы достаточно с дипломатической точки зрения резкие шаги Медведева и Путина в отношении Лукашенко?

- Я считаю, что это вопрос корпоративного подхода. Зря мы такие вопросы выносим на такой уровень - первые, вторые лица. Это вопрос корпоративного подхода. Наши министерства и ведомства, и Минэкономики, Минпром, Минэнергетики или "Газпром", "Белтрансгаз", должны садиться и договариваться за круглый стол. Это мировая практика. Вы поймите правильно, что сегодня Беларусь получает 95% энергоресурсов из России. Заводы белорусские от 45 до 85% комплектующих получают из России. Но, правда, и товаропоток Европа-Россия на 85% идет через Беларусь.

- Можно ли утверждать, что в политические отношения между Москвой и Минском вмешиваются личные факторы, личный, может быть, какой-то налет неприязни между Путиным и Лукашенко, Лукашенко и Медведевым?

- Я не думаю, что такое есть. Я думаю, что это вопрос переговоров. Не более и не менее того. Понимаете, никакие войны, ни атомные, ни тем более молочные и финансовые ни к чему доброму не приводят. Сегодня политика это концентрированное выражение экономики, и мы должны четко понимать, что надо садиться за стол, договариваться по всем вопросам экономики.

- Павел Павлович, как в Москве был воспринят шаг Лукашенко предоставить Курманбеку Бакиеву политическое убежище? Можно ли считать, что это болезненно было для Москвы?

- Я в политику никогда не вмешивался. Я всегда занимаюсь своим делом, понимаете. Я занимаюсь своим делом. То, что мне поручают, я делаю. До меня 150 лет Кремль разваливали, я его сделал за три года и три месяца. Союз разваливали 10 лет, я восстановил его за несколько лет.

- А вы считаете, что союз между Россией и Белоруссией работоспособная система?

- Это не просто союз, это состоявшаяся уже, так сказать, экономика. Я считаю, что нам надо четко понять, что есть законы макроэкономики. Если нет 300 млн потребителей, невозможно деньги собрать на военно-техническое сотрудничество, самолетостроение, приборостроение, машиностроение, финансово-кредитную политику, сельское хозяйство. То есть, это не такое. Зачем великой Германии, где живет 80 млн человек, какая-то там Болгария или Румыния? Хорошие там девушки, и все, но зачем? Это закон макроэкономики. Так и здесь тоже, нам надо восстановить все постсоветское пространство. Об этом неоднократно писал и Назарбаев, и мы.

- С экономической точки зрения, вы считаете. А вы думаете, что здесь политика будет в стороне?

- Я считаю, что мы должны четко понять, что политика это концентрированное выражение экономики.

- А можно ли считать, что Москва ведет какой-то имперский образ жизни, страдает имперскими амбициями? Во всяком случае, страны, входящие в СНГ, именно так воспринимают поведение Москвы.

- Если бы хотели такую политику проводить, то давно бы уже все было восстановлено.

- Чего хочет Москва от Лукашенко?

- Я считаю, что надо садиться за круглый стол и договариваться.

- А чего она хочет?

- Единого экономического пространства, единого военно-технического сотрудничества.

- А Лукашенко это нужно?

- Обязательно нужно. Он уже вошел в историю.

- В чем слабость переговорной позиции Минска?

- Я думаю, что надо просто реально вникать в те процессы, которые идут в экономике и в мировой политике, в государственном строительстве. Это надо, так сказать, заниматься тем, чем занимаются во всем мире. Я же вам говорю, ну вот Германия, Франция, Великобритания - все есть, тем не менее, все равно создают.

По Материалам: Коммерсант.Ру, Лента.Ру, Российская Газета

Миллер и Газпром, Бородин Павел, За пределами России

Previous post Next post
Up