Шведы собирали компромат для шантажа и дискредитации своих врагов - сенатора Мошковича, мэра Самары Тархова, губернатора Артякова и его жены
Оригинал этого материала ©
"Комсомольская правда", 05.02.2010, Фото:
"Коммерсант"
Владимир Ворсобин, Лариса Кафтан, Наталия Грачева
Пер КауфманнСтефан Гросс Скандал с мебельным гигантом IKEA получил неожиданное развитие. Подобного, пожалуй, еще не случалось с «иностранцами в России» - а тем более столь солидными: этот концерн со штаб-квартирой в Голландии является крупнейшим российским инвестором.
В руки шведских журналистов попали секретные документы, которые и приоткрыли тайну поразительной удачливости «самой моральной» компании Европы, декларирующей честное ведение дел, свободу от коррупции, заботу о природе и многое другое, столь же милое сердцу современного покупателя недорогой добротной продукции.
В прошлую пятницу сотрудники шведской «Экспрессен» проинформировали руководство концерна о том, что через несколько часов опубликуют «бомбу» - доказательства того, что топ-менеджеры IKEA в России попустительствовали взяткодательству со стороны своего субподрядчика. «Барашек в бумажке» предназначался неким представителям российских властей, подписавшим фиктивный акт о приемке электрооборудования, установленного уже давно, по неутвержденному проекту в питерском торговом комплексе IKEA «Мега Парнас». Заниматься согласованием на уровне проекта мебельщикам было недосуг: нужно было любой ценой открыть Центр в намеченные сроки и начать продавать стулья. Так и продавали, три года эксплуатируя «Мегу» по подложному разрешению. Кстати, дело было, как оказалось, не только в формальностях. Выяснилось, что вся система электрообеспечения была установлена турецкой компанией-генподрядчиком неправильно, оборудование было просто опасно для жизни.
Уже через несколько часов после обнаружения «верховным» руководством концерна утечки закрытой информации в прессу оба проштрафившихся начальника (Пер Кауфманн, гендиректор IKEA в России, и Стефан Гросс, руководитель IKEA Mos, дочерней компании, занимающейся российской недвижимостью концерна) были уволены. Однако остановить волну разоблачений было уже нельзя. Вчера, в воскресенье, Европа в полном шоке перечитывала
опубликованные в «Экспрессен» документы, изумляющие своим цинизмом. Оказывается, расширяясь на российском рынке и приглядывая, где бы еще что «меблировать», компания нацелилась на ведение поистине подрывной деятельности. Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?
«Мебельный гигант разрабатывал операцию по сбору информации о российских предпринимателях и высокопоставленных политиках, а также планировал их шантаж и дискредитацию», - сообщает «Экспрессен». Фактов, подтверждающих такой вывод, хватает. Вот один из них.
Торговый комплекс московской IKEA «Мега Теплый стан» является крупнейшим в Европе. Продажи в нем дошли в прошлом году почти до миллиарда евро. Тем не менее, руководство российским отделением концерна в погоне за сверхприбылями решило еще больше его расширить. Но ни о каком строительстве нельзя говорить, пока не решится затяжной спор: часть земли, на которой раскинулся комплекс, принадлежит российской компании «Масштаб», которая предложила IKEA эти площади выкупить. Мебельщики отказались, и дело было передано в суд.
[
"Коммерсант", 16.02.2010, "IKEA не прошла по "Масштабу": Как пояснил "Ъ" гендиректор "Масштаба" Илья Гаврилов, 50 га, на которых расположены торговые комплексы "Мега" и IKEA, находятся в бессрочном пользовании его компании. "Предыдущий владелец земли в 1999 году заключил с IKEA договор аренды на 49 лет на совершенно дефектных условиях, которые подразумевали единовременную выплату, а потом фактически полное отсутствие платежей,- рассказывает господин Гаврилов.- Мы уже давно предлагали пересмотреть эту ситуацию. Несколько месяцев назад начали активный диалог, так как после пересчета земельного налога оказалось, что в 2010 году мы должны заплатить за эти земли 70 млн руб., а арендная плата эти расходы не покрывает. Мы предложили IKEA выкупить у нас землю по рыночной цене (сумму не уточняет.- "Ъ") и самим нести налоговое бремя, но IKEA проигнорировала наше предложение". После этого "Масштаб" обратился в арбитражный суд московской области.
"Судебный процесс между ООО "ИКЕА Мос" и компанией "Масштаб" действительно ведется,- подтвердили в пресс-службе российской IKEA.- Это обычный спор двух хозяйствующих субъектов, который мы ведем в установленном законом порядке, он касается пересмотра условий долгосрочной аренды". - Врезка К.ру]
Возникла реальная угроза потери не только надежды на расширение, но и части уже существующих помещений. В столь напряженной битве за светлое будущее российская «дочка» гиганта, IKEA Mos, решила, как пишет «Экспрессен», хорошенько надавить на владельца драгоценной земли -
Вадима Мошковича, являющегося не только бизнесменом, но и членом Совета Федерации. В секретном «руководстве к действию», ставшим достоянием гласности, предлагается в преддверии суда использовать небезызвестные «грязные игры». Вот что предлагалось сделать сотрудникам IKEA в России: «Проверить источники дохода Мошковича для выяснения его слабых сторон; собрать досье на российских юристов и чиновников, занимающихся судебным делом по Теплому стану; связаться с органами федеральной милиции, чтобы установить, в чем уязвим Мошкович; осторожно изучить, пользуясь источниками в милиции и спецслужбах, возможности шантажа Мошковича», и т.п.
Еще один вопиющий пример - «самарский конфликт». В городе на Волге тоже была построена «Мега», и здесь также возникли проблемы с получением разрешения на эксплуатацию сооружений. В секретном докладе, подготовленном на имя ныне «свежеуволенного» Стефана Гросса, перечисляются главные враги IKEA в российской глубинке: «губернатор Самарской области
Владимир Артяков и его жена Татьяна Артякова, которая является конкурентом, поскольку вовлечена в строительный бизнес» и «глава городского округа Самара
Виктор Тархов, владеющий группой компаний FOM, специализирующейся среди прочего на торговле мебелью». Согласно IKEA Mos, Тархов, например, «является бывшим представителем организованной преступности, сохранившим свои связи в преступном мире». В списке методов борьбы с «врагами», изложенном еще в одной секретной инструкции, есть, например, такие указания: «...изучить возможные слабости городских и региональных чиновников, занимающихся IKEA, выяснить круг их экономических интересов, их слабые стороны и возможность привлечения к сотрудничеству на основе взаимных интересов; осторожно установить контакты с парламентариями, источниками в милиции и правительственной администрации в Москве; склонить их к оказанию поддержки».
Выход на новые рынки - всегда сложный путь, и пройти его «не поступившись принципами» тяжело. Тем не менее, еще прошедшим летом 83-летний Ингвар Кампрад, один из богатейших людей планеты и основатель концерна IKEA, продолжающий контролировать его работу, публично заявлял по радио: «Мы не даем взяток, мы никогда так не делали». Увы - «непорочный старт» концерна в нашей стране обернулся скандалом. Что и говорить, жаль, ведь магазины этой компании быстро прибрели популярность у россиян, покоренных веселым энергичным слоганом «Есть идея? Есть IKEA!» Как выясняется, идеи у IKEА не всегда гениальны.
Подробнее о «похождениях IKEA в России» можно прочесть на сайте шведской «Экспрессен», которая даже перевела нашумевшие статьи на русский язык […]:
http://extra.expressen.se/pdf/100214-text-pa-ryska-ett.pdf http://extra.expressen.se/pdf/100214-text-pa-ryska-tva.pdf http://extra.expressen.se/pdf/100214-text-pa-ryska-tre.pdf IKEA была обманута?
Как сообщают шведские СМИ, концерн IKEA несет миллиардные убытки из-за грабительских контрактов, подписанных ныне уволенными высшими руководителями компании. Российская дочерняя компания мебельного гиганта IKEA Mos, занимающаяся ее недвижимостью в России, задолжала энергетическому предприятию целых семь млрд. шведских крон. Об этой гигантской сумме материнская компания Ingka Holding узнала лишь в январе. […]
20 января 2009 года главный юрист IKEA Кристер Турдсон встретился в головном офисе IKEA в Лейдене, Голландия, с представителями Diligence International, британской фирмы, занимающейся расследованиями. Diligence получила задание, не афишируя этого, провести расследование в отношении российской компании ISM и ее владельцев. Целью операции было выяснить, имеются ли шансы у IKEA избежать оплаты гигантского счета, выставленного ISM.
Среди прочих документов о «трагедии IKEA» называется факс на английском, текст которого гласил следующее: «Представляется, что руководители среднего звена сообщали искаженную и неполную информацию обо всех обстоятельствах. Это показывает, что наши проблемы - внутреннего характера, и что имеет место сокрытие данных».
Кампрад и его ближайшие высокопоставленные сотрудники начали срочное расследование.
По информации шведов, IKEA Mos в течение ряда лет пользовалась примерно сотней дизель-генераторов марки Novelec, взятых напрокат у компании ISM для эксплуатации в двух больших торговых центрах IKEA в Санкт-Петербурге.
Когда прокатная стоимость достигла слишком больших величин, тогдашний высший руководитель IKEA Mos Пер Кауфманн договорился с ISM о снижении текущей ежемесячной платы за генераторы до 20%. Счета по оставшимся 80% выплат накапливались, но мало кто знал об этом растущем долге.
Кауфманн также подписал дорогостоящий контракт с ISM, означавший, что IKEA Mos должна платить арендную плату за генераторы даже тогда, когда они не использовались.
В результате возле обоих торговых центров IKEA в Петербурге сегодня стоит порядка сотни отключенных генераторов, которые обходятся в пять миллионов крон в день.
1 июля 2008 года руководство компании начало операцию под кодовым названием Schumaher, направленную на прекращение выплаты арендной платы ISM. С этого момента IKEA Mos ежемесячно теряет 153 миллиона шведских крон.
По всей видимости, IKEA будет трудно отказаться от выплаты многомиллиардного долга.
Об этом стало известно главному юристу концерна Кристеру Турдсону 9 ноября прошлого года, когда Diligence представила свой заключительный доклад.
Как свидетельствуют внутренние документы IKEA, убытки IKEA Mos в этом году, как ожидается, достигнут 667 миллионов крон.
Многие говорят о том, что российское руководство IKEA было обмануто, пойдя на поводу у «плохих советчиков», порекомендовавших заключить «грабительский» договор. Как бы то ни было, шведский «деловой кодекс» не допускает подобных методов ведения бизнеса, а тем более сокрытия истинного положения дел от центрального руководства. "Русский сон"
IKEA пришла в Россию в 2000 году, в марте начал работу первый комплекс.
«Уже в 2000 году, когда был построен первый магазин в Москве, началось дело о дизельных генераторах и дизельном топливе, -
писала Svenska Dagbladet 3 октября 2009 года - За 44 дня до официального открытия IKEA связалась с Мосэнерго, чей представитель потребовал взятку за продолжение снабжения центра электричеством. Однако мебельному предприятию удалось уйти от конфликта, взяв в аренду два больших генератора и самостоятельно обеспечив себя энергией. За несколько дней до открытия от Мосэнерго было получено обещание подключить IKEA к своим мощностям. Впредь мебельный гигант решил проявлять осторожность и всегда с тех пор при постройке новых магазинов имел генераторы в качестве альтернативы. Однако в Санкт-Петербурге скандал все-таки грянул. В 2006 году был заключен контракт на аренду генераторов». Цена аренды оказалась неоправданно-высокой (в три раза выше обычной). Когда мебельщики прервали в одностороннем порядке контракт с «альтернативными энергетиками», то в качестве основания выдвинули обвинение в том, что договор был коррупционным уже при его заключении, но суд определил, что IKEA следует платить неустойку партнеру.
Не так давно в Швеции вышла книга «Правда об IKEA» Юхана Стенебу, который проработал в руководстве этого предприятия 20 лет. «Я помню, как было принято решение о выходе на российский рынок, - рассказывает он. - Все произошло как во сне. Вернее, даже не не ”как”, а в прямом смысле под мирный храп сотрудников. Все началось поздним летом в конце 90-х. До этого шеф концерна Андерс Муберг попросил меня проверить, нельзя ли нам начать бизнес в России. Естественно, перед этим Ингвар Кампрад уже сам проработал вопрос и считал, что это великолепная идея. Я несколько раз съездил в Россию, посмотрел, как там функционирует наш маленький филиал, который работал по каталогам. Я составил служебную записку о рисках и возможностях в этой стране, где незадолго до этого мафия обжулила нас на целую лесопилку. Все в России еще было в изношенном и полуразрушенном состоянии, многим заправляля мафия и олигархи. Свободно перемещаться по Москве без риска для жизни было невозможно. Почти все были против того, чтобы идти в Россию, считая, что это будут потерянные инвестиции, но при этом говорили шефу Мубергу: ”Если ты этого хочешь, Андерс, мы тебя поддержим”. Речь шла о многих миллионах крон. И вот, наконец, собрание руководства. На дворе жарило палящее солнце, в комнатах было невозможно дышать. На сквознячке, на стульях спали два старейших члена правления и три сына Кампрада. Несмотря на их храп, я сумел дочититать свой анализ, в котором были представлены преимущества и риски ”похода на Россию”. Два бодрствующих члена правления выступили с возражениями. Кампрад задал пару вопросов. К голосованию проснулась спящая компания и дружно проголосовала ”за”. Ответственнейшее решение было принято, Кампрад выглядел очень довольным.
… Сейчас Россия представляется большой черной дырой. Миллиарды закачиваются туда - и ничего не возвращается обратно. За последние годы были приложены такие усилия, что неудачи в России воспринимаются практически как закон жизни: там нельзя зарабатывать деньги, там можно только терять».
В то же время, в интервью КП Юхан Стенебу говорил о том, что российский рынок притягателен и перспективен, что работать там интересно, а жители нашей страны являются «показательными покупателями», точно чувствующими веяния моды, способными оценить находки дизайнеров и обладающими очень хорошим вкусом. Работники IKEA отмечают и то, что в российских торговых центрах ощущается прекрасная атмосфера и именно россиян «икеевцы» стараются чаще радовать «сюрпризами». «Возможно, мы ощущаем родственность менталитетов. По крайней мере, в людях, которых мы здесь встречаем, есть что-то знакомое, словно давно забытое», - сказал один из шведов, работающих в Санкт-Петербурге. […]
***
Оригинал этого материала ©
"Коммерсант", 16.02.2010 За что IKEA уволила российских менеджеров
Ирина Парфентьева
Шведская газета Expressen также опубликовала вчера свою версию увольнения директора IKEA по Центральной и Восточной Европе Пера Кауфмана и директора по недвижимости IKEA в России Стефана Гросса ("Ъ" писал об их отставке 15 февраля). Как утверждает Expressen, петербургский торговый комплекс "Мега-Парнас" (сеть "Мега" принадлежит IKEA) должен был открыться осенью 2006 года, но за несколько месяцев до этого выяснилось, что у IKEA отсутствует договор с "Ленэнерго". Тогда строитель комплекса турецкая Renaissance Construction получила от IKEA "приказ максимально ускорить дело с монтажом электрооборудования". Подрядчик взял в аренду дизельные генераторы и "купил фальшивый протокол приемки, чтобы получить разрешение на эксплуатацию сооружения", пишет Expressen. 8 августа 2009 года господа Кауфман и Гросс получили письмо от "руководителя среднего звена из российской IKEA" Йоахима Виртанена, в котором он предупредил руководство о нелегальном способе получения документации подрядчиком. "Теперь IKEA должна задним числом узаконить все действующее электрооборудование, чтобы получить добро на подключение торгового центра к постоянной электросети",- написал господин Виртанен, которого цитирует Expressen. На что господин Гросс 11 августа ответил, что "принимает на себя всю ответственность за это решение".
Вчера гендиректор российского подразделения Renaissance Construction Андрей Власенко заявил "Ъ", что его компания занималась только строительством комплекса и "к установке сетей электроэнергии не имеет никакого отношения". Пресс-секретарь IKEA в России Оксана Белайчук лишь отметила, что "сейчас вся информация, изложенная изданием, проходит внутреннюю проверку".
***
Оригинал этого материала ©
"Коммерсант", 15.02.2010 Как IKEA заявляла о своей честности
В 2000 году IKEA отказалась от строительства эстакады к торговому центру в Химках из-за претензий властей Москвы, считавших, что она заслонит памятник "Противотанковые ежи". Разрешение дали через четыре года, когда IKEA начала строить в Химках центр "Мега". Его открытие дважды откладывалось из-за претензий администрации Химкинского района, так как парковка центра находилась в опасной близости с газопроводом. Глава IKEA в России Леннарт Дальгрен тогда пожаловался на "шантаж, саботаж и вымогательство". В свою очередь, руководитель владеющей IKEA группы Ingka сетовал, что компания стала "жертвой собственных европейских стандартов взаимодействия с госорганами". Тем не менее IKEA согласовала проект с властями и пожертвовала $1 млн на развитие детского спорта.
В 2003-2004 годах из-за претензий Минприроды останавливалось строительство магазинов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, но компании удавалось быстро оформить необходимые документы. При этом в октябре 2004 года управляющий "Мега Екатеринбург" Микаэль Нильсон лично опроверг слухи о том, что преодолеть сопротивление чиновников удалось с помощью взятки $15 млн.
Компания сообщала о проблемах с технической документацией при строительстве торговых комплексов "Мега" в Самаре, Ростове-на-Дону, Казани и Адыгее. Из-за конфликта с самарскими властями в марте 2009 года совет директоров IKEA Group даже поставил под сомнение возможность продолжения инвестиционной программы в России "в связи с непредсказуемым характером административных ресурсов".
В июне 2009 года основатель и основной владелец IKEA Group Ингвар Кампрад публично обвинил российских энергетиков в завышении цен. Он подчеркнул, что поставки электроэнергии и газа можно было бы удешевить за взятки, но "руководство IKEA никогда не шло на это".
http://compromat.ru/