"Личность и школа". А.В. Васнецов

Nov 28, 2011 22:17

(О живописи Э. Жареновой)

... Очень часто, характеризуя того или иного художника, стремятся ему приписать влияние всех хороших художников, которые когда либо существовали в нашем искусстве, что не только неверно, но и невозможно. Школа С. Герасимова отлична от школы П. Кончаловского. А школа П. Кузнецова не может соединиться эклектически со школой Петрова-Водкина.
Поэтому нельзя от художника требовать, чтобы он представлял некое попурри из одних достоинств... Школа Владимира Андреевича Фаворского чрезвычайно разнообразна. Это ни в коем случае не гравюры под Фаворского (которые всегда огорчали Владимира Андреевича), а скорее это круг замечательных художников, опирающихся на его опыт. Это А.А. Дейнека, А. Д. Гончаров, В.Б.Эльконин, К.В. Эдельштейн и многие другие.
Последователем этой школы является и Элеонора Жаренова. Она училась у А. Дейнеки, работала с В. Элькониным и К. Эдельштейном. Последний, мне кажется, оказал на нее особое влияние.
... Все больше убеждаешься, что именно школа в море разнообразных дилетантских искусств представляет остров спасения для настоящих талантов, тогда как все виды непрофессиональных претензий, вседозволенности не приводят и не могут привести к развитию личности.
В диапазоне принципов школы В. А. Фаворского, в ее композиционных устремлениях одно из первых мест занимает проблема пространства. Для Жареновой это тоже важнейшая, сознательно поставленная задача. В своих работах она проходит различные этапы и находит свое личное решение пространственных принципов. Ее путь развития - это путь от композиции отдельных предметов (где единство решается только за счет декоративности) к композиции пространственных слоев.
Для художника, особенно для художника-монументалиста, создание цельного пространства представляет особую трудность... Часто предмет не поддается усилиям и получается монтажная композиция, где пространство никак не решено...
Очень важным мне кажется движение руки, особое касание холста. Оно всегда решительно и непринужденно и этим выгодно отличается от тупого и безжизненного насилия над живописью, когда ее превращают либо в замазку, либо в тупое раскрашивание, в одинаковой степени безразличные к свойствам материала...
Особенности творческого лица художника должны органически вытекать из сущности его человеческого  характера: чем богаче и сложнее этот характер, тем богаче искусство. Но при этом не надо думать, что этот процесс может происходить сам по себе, вне профессиональной кухни, без сложной работы над секретами реализации формы.
К сожалению есть иное представление о художественном творчестве. В этом случае личность объявляется как бы самодостаточной и не нуждается в школе и профессиональной честности; работа над формой, цельность и естественность не принимаются в принципе и отвергаются как нечто устаревшее и сдерживающее развитие "творческой личности". Практически такая позиция пока ничего не дала...

А.В. Васнецов, дискуссии, Фаворский

Previous post Next post
Up