XX век - от живописи к дизайну

May 01, 2008 23:15

 
Как это ни удивительно, деградацию станковой живописи в XX веке можно напрямую связывать с ее освобождением от навязчивой «литературности» предшествующей эпохи. Первая мощная волна этого освобождения выразилась в импрессионизме. Сезанн смог довести «внелитературность» живописи до крайней степени, оставаясь при этом в традициях литературного по сути типа композиторства, где тема раскрывается и развивается многослойно и длительно, со сложными обособлениями эпизодов, встроенных в общую канву живописного повествования. То есть Сезанн, максимально отойдя от сюжетной картины в ее внешних качествах, оставался на позициях картины-романа по самому характеру творческого метода.

Но его живопись была воспринята скорее как дополнительный импульс к уходу от «литературности», нежели как возможность перестроить изобразительную повествовательность на некий новый, но столь же масштабный лад, что и в работах старых мастеров. Ибо большие темы неисчерпаемы в принципе, и их разработанность - это не культурный балласт, а огромное богатство, которое может всякий раз новаторски восприниматься живописно настроенным глазом и облекаться в неповторимые, но узнаваемые формы, узнаваемые потому, что в них есть традиция предыдущей жизни.

Но изобразительное искусство XX века пошло по пути отслоения от глубинных пластов этой традиции и измельчило масштаб содержательности в угоду впечатлениям ярким, но кратким. Это был путь от станкового живописного декоративизма к абстрактно-декоративной внежанровой живописи, которая затем передала свои полномочия дизайну.
Previous post Next post
Up