.
Мастерская в Каннах. 1956. Холст, масло. Музей Пикассо, Париж.
"Мимо Пикассо нельзя пройти равнодушно. Хочешь или не хочешь, но приходится со всей серьезностью отнестись ко всему тому, что уже вошло в историю как крупнейшее явление современности. Его творчество настоятельно требует рассуждений. Оно засталяет думать и решать. Неважно - за или против, но суждение должно быть высказано.
Пикассо не благодушный и спокойный созерцатель. Он активный cозидатель, с первых своих шагов отказавшийся от бездейственного, оптического рассмотрения мира. Это художник огромной пластической и пространственной силы, с классической легкостью воспроизводящий ракурсы любых вещей и любых форм, художник, способный с необычайной полнотой передать тяжесть и плотность предметов живых и движущихся. Его литографии, нарисованные одними контурами и возбуждающие живое представление о греческих рисовальщиках и живописцах, особенно яркое тому подтверждение. Эта врожденная способность ощущать массу и плотность изображаемого предмета, его пространственную протяженность, так же, как умение без всякого напряжения рассказать о расстояниях и ракурсах, что обнаруживаешь уже в ранних, еще ученических его работах, сразу поставили его в ряд художников особых, выдающихся. Этот дар пространственного видения и мышления обнаруживается в любой его работе - ранней или поздней, в конкретно-предметной, отражающей явления чувственно воспринимаемой действительности или в отвлеченной, абстрактной, где с трудом узнаешь привычные для тебя вещи".
Полностью:
Андрей Гончаров. Пикассо