Для пробы перепечатываю из своего журнала.
*
В Русском музее это мой любимый зал. Не самый красивый. И в нём всего одна большая картина. Одна из самых больших в музее. Вот эта:
Василий Дмитриевич Поленов, "Христос и грешница" (1888).
А напротив очень удобная скамеечка. Зал расположен как раз в середине экспозиции. Только устанешь, вот тут и удобная скамеечка. Сидишь и наблюдаешь за экскурсантами и экскурсоводами. И думаешь…
Посидим?
Воспоследующее - только моё личное мнение, не претендующее на истину. Но призывающее задуматься…
Тут вот какая история.
Несомненным шедевром Музея считается картина Александра Иванова «Явление Христа народу», 1836-1855 гг.
А мне она очень не нравится! Хотите расскажу почему? Ну, всё равно расскажу… :))
Александр Иванов должен произноситься ИвАнов. Тем самым он уже отделён от тех миллионов Ивановых, которыми так богата страна. Прожил ИвАнов почти всю жизнь в Италии. А писал эту картину 20 лет. Писал и переписывал. Рисовал много эскизов. И, кстати, многие эскизы лучше окончательного варианта. Наконец родил. И видим мы на картине явление вальяжного самоуверенного гражданина еврейской национальности, которого трудно вообразить нашим Богом. Он не бог. И тем более не наш…
В каждом великом произведении - картине или же книге - обязательно есть второй слой смысла. Который мастер в лоб не написал. И его надо почуять…
Впрочем, об этой картине больше говорить не хочу. Заинтересуетесь, найдёте множество хвалебных статей. Посмотрите внимательней в Музее, составьте собственное мнение.
А о картине Поленова ещё чуть поговорим.
Начнём с конца. Все экскурсоводы около картины заканчивают свой рассказ ослом. Который расположен в правом углу картины. Осёл нарисован так, что куда бы зритель не переместился, осёл смотрит прямо на него. Самое интересное начинается после этих слов. 95% экскурсантов смотрит только на осла. А вот пять оставшихся я готов сразу зачислить в свои друзья. Они смотрят на Христа. Потому, что это Бог. Наш Бог.
Причём о композиции, о великолепной манере письма, колористике, говорить не буду. Только скажу: чем дольше смотришь на картину, тем больше понимаешь гениальность Поленова. Посмотрите только на свет. Какие фигуры и с какой степенью освещены, какая игра светотенью. Ещё воздух. Когда-то я узнал, почему именно в Алупке находилась база нашей Академии художеств. Куда и в советское время привозили лучших студентов. Только в Крыму была нужная степень соляризации. Которая позволяла видеть и ощущать библейские места. Рисовать тот воздух.
Поленов же научился передавать этот воздух в поездке по библейским местам. Эта поездка буквально перевернула его представление о красках, свете юга. Правда в других картинах о русской природе это не совсем пригодилось… Для написания этюдов к картине Поленов поехал вновь на пару лет в Италию, жена его шила костюмы, в которых позировали натурщики. Интересно, что авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена", теперь - «Христос и грешница». Ещё интересный фактик. Художник вёл переговоры о продаже картины с С.И.Мамонтовым. И тут на выставку пришёл Александр III… Теперь мы, а не москвичи, можем любоваться ею.
Думаю, что с ослом - это сознательная провокация художника. Как и в словах фарисеев. Ведь когда привели к Нему застигнутую в прелюбодеянии женщину и сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:4-5). Было два варианта решения проблемы: или нарушить закон Моисея, или казнить женщину. Решение вы знаете. Из юридической плоскости проблема была выведена в нравственную, этическую плоскость. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7).
В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. А ведь пейзажи и бытовые сценки привели Поленова в наши школьные учебники. Эту картину Поленов начал писать, только дав слово умирающей сестре.
Смотрите. Христос ведёт серьёзный разговор с людьми, учениками. Лицо и фигура притягивает взгляд. Сила и уверенность. Мужик. И Учитель. Что и бесит всех искусствоведов. Поэтому, по их всеобщему мнению ИвАнов - гений, а Поленов не смог показать божественную сущность Христа, слишком исторична нарисованная фигура. Они не чувствуют, боятся почувствовать спокойную и уверенную силу, силу, дающую зрителю понять, что ты не одинок в этом мире.
Итак, явление, образ для поклонения у Иванова, или Учитель у Поленова. Антитеза. Учитель, который спокойно решит мучительную для нас с вами проблему. И не даст ни малейшей возможности иного исхода.
Неужели эти искусствоведы не видят, что по картине разлита ДОБРОТА?! Где у Иванова доброта? Понятно, что им это не нужно. А нам?
У Поленова Христос внушает изначальную уверенность: всё будет решено по справедливости. Не по закону, а по справедливости. Вековая мечта русского народа! Не юристов-законников-фарисеев, не искусствоведов. А нашего народа, русского…
Вот такая непростая история…