.
Просмотрел книгу записей выдающегося русского композитора второй половины XX века В.А. Гаврилина (1939-1999). Сделал вольную выборку того, что на сердце легло, показалось важным и общим в суждении художника о своём деле.
"...Каждое воспроизведение любого творения музыки - это сцена, действо со своими декорациями, освещением и участниками, каждый из которых в момент воспроизведения двуедины, как и настоящий актер в настоящем театре - он и игрец, и самостоятельная личность одновременно.
...провинциализм - это отсутствие веры в необходимость полного подвижного знания... все как в столицах, но кое-как... провинция - это формализм.
Разделение, раздвоение каждого отдельного творца - дело и личность, дело и человек - приняло самые гадкие, самые уродливые формы, пронизанные ложью; великий симфонист - великий гражданин, и он же - растратчик, лицемер, двурушник.
Ни в коем случае нельзя делать в искусстве ни одного отступления от высокого. К такому ущербному сочинению можно быстро привыкнуть (особенно в наше время с его средствами пропаганды), и оно уже будет казаться допустимой нормой, и, таким образом, возможность падения искусства делается бесконечной.
Страшна полукультура, полузнание, т. к. их, как правило, хватает лишь на то, чтобы скрыть другую половину - незнание. Отсюда невозможность работать в чистом стиле, неуважение к школе, традиции, вызванные лишь комплексом обидчивости, порождающим фрондерство...
Главная особенность творений народных - будь то художественные, либо любые другие - пожалуй, в том, что духовное и чувственное начала слиты в них неразделимо, потому что для народа-творца искусство - одна из составных частей жизни, тогда как для художника - жизнь одна из составных его искусства.
Искусство начинается там, где начинается раздвоение личности, разделение мира художника на реальные поступки и воображаемый идеал, где появляется возможность жить другим, нежелательным для них, способом и способ оправдать это желательным для себя способом.
Там, где начинает выпирать личность - искусство кончается. Подлинное искусство - вовсе не искусство, ибо состоит в гармонии жизни тела и жизни духа, как любое творение природы - будь то кузнечик или Гималаи.
Судьба и жизнь искусства - это судьбы и жизнь людей. Заботясь об искусстве, мы должны заботиться о людях. Если мы начнем обманывать людей, говорить неясные, нечестные речи, заниматься двурушничеством, лицемерить в прессе, а мудрость сохраним для узкого круга посвященных, - мы оторвемся от людей, отравим их души, их восприятие, их веру, а значит, подорвем устои искусства ибо люди в таком тумане быстро теряют ощущение цели, а цель истинного искусства - это цели людей. Только потому люди считают его прекрасным.
Одной из главных задач композиторского творчества является разрешение противоречия (несовместности) принципов построения музыкальной формы и принципов сценической формы (действия), из-за которого и образуется та чушь в оперном спектакле, к которой призывают привыкнуть, как к некоей особенной условности, но к которой тем не менее никто не привыкает, и все с отвращением и смехом на нее реагируют.
Теперешнее развитие искусства - вновь выросшие зубы у глубокого старца. Или - совершенно лысая голова, а волосы из нее высажены отдельно, на грядку, дозреют. А идеи и эстетика - под лысиной тоже отдельно, и тоже все зреют. И все растут, как борода у покойника.
Искусство будет жить до тех пор, пока будут рождаться дети с непреодолимой тягой заниматься музыкой или живописью, или ваянием. Тяга эта - дитя природы, и так же неистребима, как неистребима в природе жажда жить.
Все разговоры о конце искусства - разговоры ленивых, которым искусством заниматься и нет нужды, которые не нашли еще (или не найдут никогда) себя в жизни, люди без природы, без своего мира, без своей страны, люди - циники, которые думают, что если их несет куда-то, то и всех несет, или понесет туда же и так же.
Искусство - это создание иллюзии целого с помощью изолированно взятого свойства, реально существующего только в неразрывном единстве с другими (звук, краска, линия, речь, движение, зрение). Реальные ощущения реально не существующим способом.
Тяга к развлечениям и увеселениям - признак ожесточения общества. Чем распространеннее, изобретательнее развлечения и увеселения, тем ожесточеннее и эгоистичнее общество. От экстаза увеселения, удовольствия до экстаза убийства - один шаг. Время удовольствий и время войны - соседи.
Художник не может и не должен жить одним лишь инстинктом творчества. Да и само понятие: художественное творчество подразумевает, что, помимо инстинкта, в него входит знание, общественная позиция и т. д.
Творчество - одно из самых необходимых условий жизни здорового человека. В какой бы малой дозе оно ни присутствовало в личности, - оно делает ее живой. Без моментов творчества организм расстраивается как без витамина.
Искусство (как жемчуг) - должно жить на живой теплой груди народа, иначе превратится в жалкую кучку извести, потеряв сначала блеск, цвет и т. д.
Приходится говорить уже не просто о развлекательной музыке, о музыке наиболее комфортной для восприятия. Как всякий комфорт (мягкая мебель, например), он вреден для гармонического организма, он не тренирует души, вызывает гипофонию. что ли, т. е. снижение тонуса интуиции, качества очень важного в общении людей друг с другом и совершенно незаменимого в научной работе и во всяком творчестве.
В костюме, галстуке и очках - я просвещенный, европейски образованный музыкант.
А как остаюсь в чем мать родила, да сижу дома, да брожу невесть где - так мужик мужиком, из вологодских. И нет тогда счастливее меня никого в целом свете".
Ист. цит.: В. Гаврилин. О музыке и не только... Записи разных лет / Сост. Н. Е. Гаврилина и В. Г. Максимов. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2003. - 344 с., ил.