На сайте конкурса опубликованы 10 финалистов.
Num ID title name, surname country
------------------------------------------------------------
1 3 Ms Yulianna Avdeeva Russia
2 5 Mr Evgeni Bozhanov Bulgaria
3 9 Mr François Dumont France
4 14 Mr Lukas Geniušas Russia/Lithuania
5 31 Mr Nikolay Khozyainov Russia
6 41 Mr Miroslav Kultyshev Russia
7 72 Mr Daniil Trifonov Russia
8 73 Ms Hélene Tysman France
9 76 Mr Paweł Wakarecy Poland
10 79 Mr Ingolf Wunder Austria
Из них 5 (пять, ПЯТЬ) показаны как выступающие от России (один из них - Литва/Россия)
Поразительно, но после 3го тура судьи отрезали абсолютно всех азиаток, и поскольку некоторые из них выступали от США, США тоже полетели в корзину.
Из прочих оставили одних европейцев:
сильнейшего из поляков, любимца публики болгарина Божанова, двух французов и австрияка.
Благодаря опубликованной в ru_classical жжистом
alkonost_spb ссылке, я слушал второй и третий туры, очень интересное занятие.
Я слушал всю неделю (борясь с гриппом, так что перехлесты и глупости отнесите на счет высокой температуры) и позаписывал себе выступления большинства интересных игроков, из 2 и 3 тура (и полностью совпал со списком прошедших в 3й тур, по мнению жюри, несмотря на своё дилетантство. Что подтверждает: мастерство заметно и неизощренному уху). Один играющий обычно даёт 200-250 МБ видео за примерно часовое выступление.
Из российских исполнителей мне, откровенно говоря, не понравился Хозяинов. Он - из "тишайших". Его игра в основном на пиано, изредка поднимаясь до форте, и его пьяниссимо вообще "проваливается", оставляя ощущение человеческой слабости и замирания на грани умирания физического.
Противоположные этому игроки - Авдеева и прошедший в 3й тур, но отказавшийся играть дальше ШАдрин.
У них "средний" звук больше похож на форте, изредка спускаясь до пьяно, причем тихие моменты не оставляют ощущения умирания, они остаются всё равно сильныйми и выраженными звуками
Такой же мускулистый звук и у Божанова.
Есть и третья школа, школа журчащего фортепиано. Так играли прибалтийско-немецкие народы. АБсолютным "мистером меццо-форте" был отсеянный к финалу поляк Козяк, журчал один из наших (якобы "прославленный исполнитель Скрябина"), журчит во многом Генуишас и т.д. Это слишком грубое деление, но все же.
Была и другая шкала различий, её не осталось к финалам: всех представителей одного полюса жюри выгнало. Это "педалирующие успех" против "сыпания сухого гороха". Самая частая претензия музыкальных профессорш, приводимых в польскую телестудию по поводу азиаток была в том, что они так жмут на педаль, что "слышна одна гармония, и не слышно дзеньки". Их было очень много во втором туре, не осталось к третьему, а к финалам всех азиаток просто отрезали как будто их никогда и не было.
В отличие от них, европейцы - хотя разумеется, Шопена невозможно играть без педали - "мазали" очень аккуратно, перекачивая ногами, прерывая звучание струн, очень часто, чем добивались удивительной чистоты звука.
Но если вернуться к крикунам и шептунам, то мне очень понравилась интерпретация двух из пьес Шадриным.
Шопен вообще-то не очень изобретательный композитор. Если держать в уме Бетховена как эталон (у Б. поразительное количество мелодических находок, т.е. нового на единицу времени), то Шопен ужасен с повторениями одной и той же изобретенной однажды мелодии по иногда 8-10 раз. Разумеется, он вводит вариации, свои украшения и пассажи, но та же самая мелодия им долдонится снова и снова.
Когда же Шопен меняет идею, момент "склейки" ч-асто сделан очень принужденно. Поэтому исполнителям бывает трудно сыграть пьесу как одно целое, и она распадается на кучу расцвеченных независимых друг от друга кусков.
Третья слабость Шопена - в том, что он не знает чувства меры. Вот должно произойти разрешение и всё закончиться - но он введет натянутый, нарочитый, часто отвратительно выпадающий по стилю обман, опять, опять, опять, опять, иногда до полудюжины раз, а потом завершит гнуснейшим штампом, маслом масляным, впихнув проклятое "прям-прям", еще пару аккордов, когда их совсем бы и не нужно.
Во втором туре я ловил себя на мысли, что мне хочется, чтобы пьеса наконец закончилась, потому что "сколько же можно слушать _это_"
И тут я заиграл ШАдрин и я открыл, что Шопен совершенно не зануден!
Если 8 повторений вас утомляют, то это вина исполнителя, потому что они должны прозвучать ПО_РАЗНОМУ! Неуверенно, утверждающе, отголоском, воспоминанием - по-разному.
Шадрин настолько "мелко" раскрасил фразы интонациями, что музыка изменила смысл: она стала 'новой" не за счет введения новых мелодий, а за счет новых переживаний, которые исполнитель заставил пережить слушателя.
Это вообще говоря очень важно: люди воспринимают внутреннее время не "по часам", а по количеству психологических событий. Шадринское исполнение вызвало почти транс, и оставляло в этакой задумчивости когда пьеса заканчивалась, какая возникает после прочитанного захватившего рассказа или целого фильма: столько всего произошло, что как будто кусок жизни прожил.
Мне очень жаль, что он вышел из соревнования
Авдеева, пианист также из группы крикунов, однако играет абсолютно иначе. Она всегда находится на пределе интенсивности. Представьте, что вы говорите - кричите - кричите, специально делая это медленнее -- и если бы вы промедлили еще долю секунды, ваша фраза развалилась бы.
Авдеева играет только так, её ритм висит на самом кончике возможного, чуть-чуть еще - и смерть исполнения.
У польских профессорш в студии она вызывает злое шипение "она не контролирует эмоции" "так Шопена не играют" - одновременно с признанием "абсолютного профессионализма". Очень было смешно.
Должен отметить, что в 3м туре Авдеева сыграла так же на грани фола, но гораздо серьезнее, чем во 2м, где её игра была почти вызовом залу, а из 3х шопеновских пьес густым употреблением некоего полутонового перехода, А. сделала типичные восточные напевы, напомнив полякам, что польша еще и историческая родина евреев. Дерзость была услышана (и, возможно именно она породила студийное шипение), хотя вслух не названа.
В чем-то так же "неправильно" играет и вызывающий у публики рёв восхищения Божанов, всюду ходящий со своей особенной пианинной лавочкой ("если сидеть на низком сиденье, можно извлечь больше красок из звука"). У него тоже в отдельных местах рваный ритм "на грани возможного", что даёт понять, отчего в начале карьеры он от профессионалов заслужил название "дилетанта".
Однако ближе к тому, что можно назвать "каноническим" исполнением Шопена находится "школа журчащего меццофорте". Они - при одобрении комментирующих профессорш - аккуратно выявляют все эти акцентируемые доли в мазурках и полонезах в на самом деле уже давно бесформенных потоках шопеновских фантазий на мазурочную или полонезную тему, лишнего не педалируют, играют сильно, но не кричат, а ритма как резиновый шарик, так, что он вот-вот порвётся, не растягивают.
Интересно будет узнать, что в конце концов предпочтет жюри, "экстремальный романтизм", тенденцию "эталонную" ли, или подберет победителя, в игре которого будет ровный компромисс.
Конечно, не исключено, что победителем станет не исполнитель, но "страна" или "тот человек, который будет играть только или предпочтительно Шопена", дабы стать лицом того невообразимого культа, который неожиданно ударяет в лицо свежему человеку, окунувшемуся в эту среду.
Интересно тут заметить, что телекомментаторы несколько раз "хоронили" нескольких пианистов словами "он может быть профессионал и исполняет рязных композиторов, но такой не может стать победителем Шопеновского конкурса. Нужен пианист, который учился специально особенной "шопеновской игре".
Культ в польше, повторюсь, нечеловеческий. При выступлении француза --- Шопен в конце концов был полуфранцузом, сыном гувернера, и сбежав после разгрома инспирированного извне, (условно говоря, авторами Великой Французской революции) антирусского восстания 1830х, жил во Франции, так что Франция имеет хотя бы какое-то право на него --- пшеки в студии цокали языками, качали головами, и говорили, что француз не может понять всех тонкостей мазурки (дело было во 2м туре, Дюмонт (кажется это был он) теперь давно уже среди финалистов), и как он посмел так замазать какую-то там из втупительных фраз. Процитировали экзальтированную запись из Шопеновского дневника - как тот плакал ночами вспоминая родную Польшу и её мазурки. Если вы не плачете от мазурки, делался вывод, вы не сможете показать настоящей "гр`ачи шопен`овски".
Итак, финал интереснейший, в нём участники исполнят по концерту (объявлено 2, по-видимому на выбор участника, Concerto E minor op. 11, но Hélène Tysman (France) и Paweł Wakarecy (Poland) будут играть Concerto F minor op. 21 )
Будем смотреть, какая школа исполнения в конце концов победит.