Feb 13, 2008 16:31
Книга Роберта Ашинянца «Сладкое бремя» ( издательство "Композитор") посвящена замечательному современному композитору Ирине Манукян (1948-2004) - ее жизни и творчеству в последние советские десятилетия и в постсоветский период. В этом году Ирине Манукян исполнилось бы 60 лет.
Презентация книги состоится 18 февраля в клубе Билингва (bilinguaclub.ru) в 19.00.
Особое внимание автор уделяет описанию культурного контекста времени, которое принято именовать «застойным», что заметно отличает книгу об Ирине Манукян от классической биографической литературы. Ведь несмотря на то, что о 70-х и 80-х годах написано немало, о том, как часто повседневный труд сопровождался таким же «повседневным» отстаиванием права на свободу творчества, и чего это стоило музыкантам, поэтам и художникам того времени - об этом почему-то не пишут. В книге Р. Ашинянца как раз эта интонация очень внятно выражена. А круг затронутых в ней проблем значительно шире специального круга вопросов, непосредственно связанных с музыкальным искусством.
В то же время проведенный анализ сочинений Ирины Манукян, подкрепленный нотными примерами, подтверждает, что перед нами серьезное музыковедческое исследование творчества оригинального композитора. Творчества, философского по содержанию, новаторского по форме и средствам выражения, опирающегося на традиции русской, западно-европейской и армянской музыкальных культур.
Примерно треть книги посвящена педагогической и просветительской деятельности Ирины Манукян - опубликованы ее труды по дидактике, по психологическим аспектам формирования юных композиторов. Некоторые из этих подходов могли бы оказаться полезными и при подготовке профессиональных композиторов.
К книге также приложены избранные аудио записи сочинений композитора.
Вот как оценивали творчество Ирины Манукян выдаюшиеся композиторы и музыканты современности.
Эшпай А.Я.
«Высокий профессионализм, широкая эрудиция, природный темперамент и подлинный артистизм позволяют ей решать самые смелые творческие задачи. Во многом этому способствуют ее огромный опыт, целеустремленность и горячая преданность своему делу - музыке. Она живет музыкой».
Горенштейн М.Б.:
«Ее произведения отличает яркая образность, самобытность и философская глубина. Именно эти качества делают ее музыку доступной и интересной не только музыкантам, но и слушателям».
Лисициан К.П.:
«Красочные, прихотливые вокальные партии, редкая гармоническая слитность музыки и слова, контрастность отдельных частей, богатое изобретательное инструментальное сопровождение захватывают с первых звуков и исполнителей, и слушателей. Как никто, она чувствовала солиста, дышала вместе с ним, мгновенно реагировала на внезапные импровизации.
Сотрудничество с Ириной продолжалось в течение всей нашей творческой жизни. За двадцать с лишним лет можно насчитать много сочинений, сделанных специально для нас. Главное, что присуще всему творчеству Ирины Манукян - это мелодическое богатство, гармоническая красота, всегда выраженная современным музыкальным языком, оптимистическое начало, высокий профессионализм и абсолютная уникальность».
Сорокина Е.Г., проректор по научной и творческой работе Московской Государственной консерватории:
«Ирина Манукян - выдающийся музыкант второй половины XX столетия. В своем творчестве она шла вверх и только вверх, хотя препятствий было немало. Шла неуклонно - к творческому расцвету, к зениту. До заката она не дожила».
Творчество Ирины Манукян опирается на традиции русской, западно-европейской и армянской музыкальных культур. Исполнения ее произведений в России и за рубежом проходили с неизменным успехом. Ей удавалось совместить яркость, почти театральную образность музыки с современными композиторскими приемами. Эта музыка понятна даже неподготовленному слушателю, но и музыкант, и композитор-симфонист найдет ее интересной в профессиональном смысле.
Много лет И. Манукян проработала в НИИ Школ, сотрудничала с Д.Б. Кабалевским. По разработанной при участии И. Манукян программе проходят уроки музыки в общеобразовательных школах. Работа помогла И. Манукян глубже понять особенности детского восприятия музыки. Ее фортепианный детский альбом «Завтра начинается сегодня» уже больше 30 лет находится в репертуаре детских музыкальных школ.
В последние годы И. Манукян отдавала много душевных сил преподаванию композиции. Она разработала уникальную методику, которая помогла раскрыть талант в, казалось бы, «серых мышатах», вечных троечниках. Многие ученики И. Манукян заканчивают Московскую консерваторию, некоторые стали членами Союза Композиторов РФ.
И. Манукян щедро делилась опытом с преподавателями композиции, проводила многочисленные открытые уроки, организовывала конкурсы для детей-композиторов.
Основные сочинения:
2 оратории для солистов, хора и оркестра.
3 симфонии:
3 концерта:
2 камерные кантаты:
Трагикомическая кантата на стихи К.Пруткова для тенора, хора , ф-но и ударных
2 струнных квартета.
Квартет- серенада для 2-х мандолин, мандолы и гитары.
Романтическая соната для виолончели и фортепиано.
4 вокальных цикла.
Произведения для фортепиано
Музыка для детей, к спектаклям и документальным фильмам.
23 произведения опубликованы, в том числе за рубежом - “Веселые ритмы” (Suprafon, 1985, Чехия), Квартет-серенада (“Vogt & Fritz”, 1996, Германия), а также грамзапись кантаты на стихи Гарсия Лорки (“Mелодия”, 1987), ноты и грамзапись этой кантаты хранятся в музее Лорки в Гранаде (Испания).