Рецензии-5 (Джеймс Левайн и оркестр Вербье)

Oct 29, 2003 16:17

Хрипин в "НГ"

http://www.ng.ru/culture/2003-10-29/7_livine.html

Фихтенгольц в "Известиях"

http://izvestia.ru/culture/40381_print

Бедерова во "Времени новостей"

http://www.vremya.ru/2003/203/10/83483.html

Поспелов в "Ведомостях"

http://www.vedomosti.ru/stories/2003/10/29-38-01.html


Игра на понижение

Шеф Метрополитен-оперы привез в Москву молодежный оркестр

Петр Поспелов

Ведомости

29 октября 2003

Концертом в Большом зале консерватории начал свое турне по Европе и Азии молодежный фестивальный оркестр "UBS-Вербье". За пультом стоял прославленный Джеймс Левайн. Музыканты из 35 стран возрастом от 20 до 29 лет играли Бартока, Прокофьева, Дворжака.

В двойном названии оркестра содержатся оба слагаемых его успеха. UBS - швейцарский банк-спонсор. Вербье - удачно выбранное место: горнолыжный курорт в Швейцарии, где проводится летний фестиваль, имеющий репутацию тусовки звезд классического музыкального бизнеса. Сюда же съезжается молодежь со всех стран мира, отобранная по конкурсу. Летом оркестр репетирует, осенью отправляется в турне. В нынешнем составе оркестра "UBS-Вербье" играют юноши и девушки из Америки (Северной и Южной) , Европы (Западной и Восточной) , стран Востока (Дальнего и Ближнего). Есть дюжина ребят из России и даже одна скрипачка из Чечни (именно так ее гражданство определено в буклете). Дружный интернациональный состав - обязательная черта молодежных оркестров, а таких немало. В России много раз бывал оркестр "Филармония наций", выступали Молодежный оркестр имени Малера, Российско-американский и другие. Для любого устроителя пригласить такой оркестр - прибавка к политическому капиталу. Для каждого молодого музыканта поиграть в таком оркестре - прибавка к опыту, да и к средствам. Среди русских оркестрантов даже возникла отрасль профессии - участник международного молодежного оркестра.

Слушатель тоже в плюсе: всегда приятно смотреть на юные лица, открытые прекрасному делу. Есть и минус: как известно, лучшее качество оркестра достигается тогда, когда бок о бок сидят маститые профессионалы и молодежь, перенимающая у зрелых коллег бесценные традиции. Если же оркестр состоит только из младой поросли, остается уповать на личность дирижера.

Тут впору сказать о Джеймсе Левайне. На мировом небосклоне он - суперзвезда. Уже почти 30 лет (беспрецедентный случай) Левайн является художественным руководителем первого оперного театра мира - нью-йоркской Метрополитен-оперы. С недавних пор он же - руководитель лучшего симфонического оркестра США, Бостонского. Он же - главный дирижер Мюнхенского филармонического. Дирижировал всеми лучшими оркестрами Европы, выступал в Зальцбурге, проводил в Байройте вагнеровский цикл. Как пианист аккомпанировал звездам оперы. В терминах карьеры Джеймс Левайн - дирижер номер один. Однако, если попросить любого знатока назвать лучших дирижеров мира, имя Левайна вряд ли прозвучит. Московский концерт отчасти позволил понять, в чем дело.

Левайн вложил немало труда в работу с неопытным сборным коллективом. Уже в Москве, за день до концерта и утром в тот же день, он тщательно, по тактам и фразам, репетировал с молодыми музыкантами. Однако на концерте блеска не было, было лишь старание. Оркестранты уверенно справлялись с быстрыми штрихами в "Чудесном мандарине" Бартока, массированным навалом брали помпезные тутти в Пятой симфонии Прокофьева, внимательно и честно следовали всему маршруту Восьмой Дворжака (наиболее удачный номер всей программы) , лихачили в бисовом Венгерском танце Брамса. Нередко случались кляксы и непопадания в ритм - но это полбеды. Главное, в оркестре не было музыкантского слияния, обмена инициативой, прозрачности и взаимного слышания. Однажды, в коде третьей части симфонии Прокофьева, такой драгоценный момент наступил - но оркестр не смог его удержать, а Левайн ничем не смог помочь. Маэстро вел оркестр скупой и точной, будничной рукой (за годы карьеры он привык экономить силы) , оркестр же словно хотел пробить стену всеобщего непонимания, но эти попытки были тщетны. Мы стали свидетелями картины, типичной для современного музыкального мейнстрима: установка на стандарт оборачивается его же понижением. Проект, поставленный на широкую ногу и подкрепленный звучным именем шефа, дает на выходе мертвый результат, не стоящий затраченных средств и усилий. Причина тоже типична - за гуманистическим (образовательным, политическим - определения можно множить) начинанием не стоит никакой темы, ничьей личной художественной идеи, попросту говоря - содержания. Без которого скопище нот, звуков, титулов, биографий и юных упований превращается в нагромождение бессмыслицы.
Previous post Next post
Up