Интервью с Александром Ивашкиным

Apr 08, 2005 21:44


АЛЕКСАНДР ИВАШКИН: "Москва, Крайстчёрч, Лондон - и весь мир..."

Беседу вел Аркадий ПЕТРОВ

Александр ИВАШКИН - известный виолончелист, концертирующий по всему миру, и не менее известный исследователь современной музыки, доктор искусствоведения, профессор, пропагандист русской отечественной классики и современной музыки за рубежом. В последние годы живет в Англии. Однако часто выступает с концертами в России. Его интервью во многом продолжает дискуссию о современной музыке, идущую на страницах "Культуры" уже более полугода.

- Александр Васильевич, как виолончель стала совмещаться с музыкальной наукой и когда пришло увлечение современной музыкой?

- Моя карьера сложилась, можно сказать, случайно. Родители к музыке отношения не имели. Мне в юности очень хотелось играть на рояле, но в Гнесинской музыкальной школе-семилетке предложили сначала скрипку (я ее почему-то ненавидел), затем виолончель. Учился, впрочем, так себе, классе в 3 - 4-м меня даже хотели из школы выгнать. В десятилетке (следующий этап обучения) хорошо успевал по фортепиано и снова плохо - по виолончели. По счастью, произошла встреча с Ростроповичем. Родители повели меня, десятилетнего, к нему на консультацию; спросили, как спрашивают у врача: стоит ли мальчику заниматься музыкой или нет? И хотя я сыграл, как обычно, скверно на виолончели и очень прилично на рояле, Мстислав Леопольдович вынес вердикт: "Виолончель!" С тех пор я стал относиться к этому инструменту серьезнее. А музыковедение возникло позже, в Гнесинском институте: мне захотелось совмещать две профессии.

Потом я попал в оркестр Большого театра. Проработал там двадцать лет. Играл также в камерном ансамбле солистов оркестра, который возглавлял дирижер Александр Лазарев. Ансамбль исполнял произведения современных авторов, в том числе Альфреда Шнитке, с которым мы вскоре подружились. Во многом благодаря этой дружбе современная музыка стала делом моей жизни.

- На концерте в Светлановском зале вас объявили: "Александр Ивашкин - Великобритания!"

- Да, у меня с недавних пор есть гражданство этой страны. А уезжал я в начале 90-х, когда многие музыканты покидали Россию в поиске большей стабильности. Я попал в достаточно экзотическую страну - в Новую Зеландию. Проработал восемь лет в Крайстчёрче - мы с женой преподавали виолончель в местном университете. У нас были талантливые ученики. Мы даже основали там виолончельный конкурс, который проводится до сих пор и стал одним из наиболее известных во всем мире. Я вообще считаю, что Новая Зеландия и Австралия дадут нам будущее направление развития музыкальной культуры. Там очень интересные композиторские школы. С 1999 года живу в Лондоне. Заведую факультетом исполнительства Лондонского университета и являюсь директором Центра русской музыки - он тоже при университете. У нас хранится архив Прокофьева, большая часть архива Шнитке. По линии центра мы делаем многое: проводим научные конференции, организуем большие фестивали русской музыки. Мы проводили в последние годы фестивали музыки Шнитке, Губайдулиной, Щедрина.

- Насколько интересно для вас поколение российских композиторов последней четверти ушедшего века - Корндорф, Екимовский, Вустин, Тарнопольский, Фарадж Караев?

- Мы люди одного возраста, все они мои друзья, я с ними всеми сотрудничал. Тарнопольский, например, посвятил мне свою Хоральную прелюдию еще тогда, когда я работал в Большом театре. Совсем недавно - в ноябре прошлого года - я играл Караева: это была премьера его новой композиции "Ist еs genug?" ("Достаточно ли?") - коллаж, смонтированный на основе фрагментов его разных сочинений, практически, виолончельный концерт. Другой концерт - Александра Вустина - я недавно сыграл на фестивале в Нижнем Новгороде. Собираюсь исполнить концерт Александра Раскатова... Эта композиторская команда, на мой взгляд, талантлива и самобытна. Крупнейшей фигурой среди них был покойный, к сожалению, Николай Корндорф, музыку которого я часто играю. Из тех, кто, слава богу, жив и здоров, я не знаю, кто лучший - они все яркие личности. Но у меня рождается другой вопрос: а где более молодые авторы? Последние, с кем я знаком из "молодых", - это Иван Соколов, Загний, Юсупова, Николаев... Но им уже сорок пять!

- Один мой знакомый (известный дирижер) как-то признался: "Я не исполняю ничего новее Прокофьева, Шостаковича, Бартока и раннего Стравинского: боюсь распугать публику диссонансами!" Западного слушателя атональность, полиритмия, кластеры не пугают?

- По тому, что я вижу на своих концертах, могу сказать: нет, не пугают. Тем не менее - к великому моему сожалению - исполнители чаще всего играют (или вынуждены играть) стандартный концертный репертуар. По себе знаю: если приглашают на серию выступлений, то обязательно попросят "Вариации на тему рококо"; если закажут концерт Шумана - это уже приятная неожиданность. У меня сейчас будет тур по Голландии с Вторым виолончельным концертом Шнитке. Произведение их заинтересовало, но потому лишь, что это премьера концерта в стране. Притом что в Голландии и Бельгии репертуарная политика достаточно смелая. В Англии она консервативная, а в США - предельно консервативная. Ничего более сложного, чем Шостакович, там в программу не поставишь: "чтобы не испугать публику диссонансами". Правда, есть пять крупных оркестров, которые охотно играют любую музыку, но они имеют большой бюджет. Очень помогают пропаганде новой музыки фестивали. Би-би-си, например, каждый год организует большой фестиваль, посвященный какому-то композитору. В этом году им был Джеймс Макмиллан, в прошлом - Джон Адамс, в позапрошлом - Джон Кейдж, четыре года назад - Лючано Берио, пять лет назад - Альфред Шнитке. Эти фестивали идут по уикендам, то есть в пятницу, субботу и воскресенье. За три дня по лондонским залам проходит 15, а то и 20 концертов. И все это здорово посещается, народ валом валит! Хотя все транслируется по радио.

- Билеты дорогие?

- Недешевые: от десяти до ста фунтов, а то и подороже.

- Кто посещает эти фестивальные программы? Узкие специалисты? Эстетствующие снобы?

- Ну что вы, вовсе нет! Так называемый средний класс. Приходят с детьми, с семьями. Много студенческой молодежи. Полные аншлаги всегда на Пьера Булеза, одного из самых уважаемых композиторов на Западе. Особенно, если он дирижирует каким-то своим новым сочинением. Есть и совсем новые, но уже очень популярные имена. Например, англичанин Ховард Скэмптон, минималист. Или другой автор - Брайан Фернехоу - представитель модного направления "new complexity music" ("новая сложность").

- Какие, вообще, стили и направления сейчас в моде? Долгие годы господствовал минимализм. Что-то пришло ему на смену?

- Минимализм в какой-то мере остается популярным и сегодня, правда, он сильно коммерционализировался. Замечу, что минимализм американский (Райли, Гласс) и минимализм российский (Мартынов, Корндорф) - вещи совершенно разные. Американский возник на почве этнографических изысканий; русский - на почве философских тенденций начала века (Флоренский, Лосев). Именно таков, на мой взгляд, минимализм Мартынова. Другое весьма распространенное направление связано с компьютерами. Даже нашим студентам в университете мы даем возможность сыграть на экзамене половину программы "с электроникой" - компьютер сначала записывает, потом как-то трансформирует, перестраивает записанное. И наконец, современная академическая музыка на стыке с этно. Популярна, например, музыка азербайджанки Франгиз Али-заде, основанная на ладах мугамов. Я тоже играю ее произведения. Эти концерты всегда проходят на-ура! У нас в университете курс этномузыки вызывает колоссальный интерес. На лекциях нет свободных мест.

Назову имена еще двух сравнительно молодых английских композиторов, чье творчество сейчас активно пропагандируется. Это Томас Эйдес и Энтони Тернейдж. Представители некоей "постмодернистской" эклектики - такой, как у Джеймса Макмиллана. Исполнять ее легко, звучание вполне традиционное. Но в целом ярких новаторов в Европе, да и в Штатах сегодня нет. Есть, скорее, в Австралии. Например, Бретт Дин. Недавно я слышал его сочинение, которое называется "Bell and Antibell" ("Колокол и антиколокол"). Это музыка для детского хора и магнитофонной пленки, на которой записано звучание телефона с обрывками разговоров и перезвоны церковных колоколов. Прием обыгрывается: вот прежде были колокола, а теперь наступила эра мобильников. При этом очень красивая музыка. Полагаю, что вскоре Дин станет популярным во всем мире.

- Каково ваше мнение о новых концертных залах Москвы?

- Зал Слободкина просто прекрасен по акустике. И расположение удачное - в самом центре. К сожалению, он невелик - всего 550 мест. Светлановский зал в Доме музыки мне очень ругали. А мне он понравился! Правда, было трудно приспособиться - звучание при полном зале совсем другое, чем при пустом во время репетиций.

- Что касается вашей второй профессии, над какими новыми музыкальными исследованиями работаете?

- Начал писать книгу под названием "После Шостаковича". Русская музыка, начиная от Шнитке и Денисова - до сегодняшних дней.

- Вы специально приехали в Москву, чтобы исполнить Виолончельный концерт Мясковского. Это красивая, благородная музыка, интонационно близкая Скрябину, Лядову, Элгару и, предположим, Сибелиусу. А как же насчет репутации исполнителя ультрасовременных опусов?

- На самом деле я играю очень много классики. В Москве за неделю до Мясковского я сыграл - впервые в России - Виолончельный концерт Брамса. Это оригинальная версия того, что впоследствии стало знаменитым Двойным концертом. Брамс ведь начинал писать его как концерт для виолончели, и сохранились эскизы, по которым недавно был восстановлен первоначальный облик сочинения. Я сыграл мировую премьеру в родном городе композитора Гамбурге в октябре прошлого года и буду исполнять это очень сильное сочинение в разных странах. А концерт Мясковского, представьте себе, очень популярен в Англии: я исполнял его там уже много раз, записал на компакт-диск. Вам почудились интонации Элгара? Да, пожалуй, вы правы - "русский Элгар".

contemporary, Тарнопольский, brahms, Ростропович, Соколов Иван, Шостакович, Лядов, books, Стравинский, adams, Прокофьев, penderecki, reich, elgar, Мартынов, Денисов, Ивашкин, Губайдулина, Щедрин, Фарадж Караев, minimalism, schumann, cello, berio, Корндорф, Мясковский, concerto, Скрябин, boulez, orchestral, Шнитке, choir, bartok, glass, ades, sibelius

Previous post Next post
Up