Я вчера ночью Вам накатал огромный ответ :), но забыл его предварительно copy, а диалапная связь глюкнула, и все потерялось :). Но чтоб не пропадало, кратенько. На самом деле имеется 4 с половиной версии, и "окончательного варианта" неизвестно: как писал Вольф, над "Страстями по Иоанну" "витает аура незаконченности (incompleteness)". Версии 1724, 1725, 173? (сейчас не вспомню, какого точно года), 1749 плюс неоконченная (20 страниц, до 10 номера) чистовая "окончательная" партитура от 1739 года (которая должна была быть "гравной рукописью", подобно той, которая сохранилась для "Страстей по Матфею"). Вкратце и в общих чертах: 2-я версия: заменены первый и последний хоры (первый хор - это O Mensch bewein dein Suende gross, тот самый, которым кончается 1-я часть "Страстей по Матфею"); заменены 2 арии и одна ария вставлена - эта вставленная ария с хоралом - Himmel reisse - потрясающая музыка (виртуозный бас, две флейты, хорал-хор сопрано, continuo с viola d.g.). Уже эти 5 замен достаточно значительны и, если внимательно вслушиваться в слова и вникать в архитектуру композиции, легко понять, что в целом это значительно другой вариант (более "закругленный", подобно "Страстям по Матфею").
3-я версия - undo эти замены и вставки плюс изъятие вставки эпизода из Евангелия от Матфея (сцена плача Петра и землетрясения)
4-я версия - возвращение указанных выше эпизодов, изменения (в основном в сторону экстенсификации, усиления, уточнения деталей) в инструментовке, судя по сохранившимся партиям.
Поэтому любое исполнение (издание) "Страстей по Иоанну" - это некоторая реконструкция, решение. Правильнее говорить об исполнении не первой, а четвертой (в существенных чертах совпадающей с первой) все-таки версии (но скомбинированной так или иначе с "окончательной рукописью" 1739 года, которая отличается от нее). Просто как более поздняя, более окончательная.
Исполнение версии 1725 года, конечно, очень интересно.
2-я версия: заменены первый и последний хоры (первый хор - это O Mensch bewein dein Suende gross, тот самый, которым кончается 1-я часть "Страстей по Матфею"); заменены 2 арии и одна ария вставлена - эта вставленная ария с хоралом - Himmel reisse - потрясающая музыка (виртуозный бас, две флейты, хорал-хор сопрано, continuo с viola d.g.). Уже эти 5 замен достаточно значительны и, если внимательно вслушиваться в слова и вникать в архитектуру композиции, легко понять, что в целом это значительно другой вариант (более "закругленный", подобно "Страстям по Матфею").
3-я версия - undo эти замены и вставки плюс изъятие вставки эпизода из Евангелия от Матфея (сцена плача Петра и землетрясения)
4-я версия - возвращение указанных выше эпизодов, изменения (в основном в сторону экстенсификации, усиления, уточнения деталей) в инструментовке, судя по сохранившимся партиям.
Поэтому любое исполнение (издание) "Страстей по Иоанну" - это некоторая реконструкция, решение. Правильнее говорить об исполнении не первой, а четвертой (в существенных чертах совпадающей с первой) все-таки версии (но скомбинированной так или иначе с "окончательной рукописью" 1739 года, которая отличается от нее). Просто как более поздняя, более окончательная.
Исполнение версии 1725 года, конечно, очень интересно.
Reply
Leave a comment