Клон Моцарта споет на сцене БольшогоАнна Кочарова
Би-би-си, Москва
BBCRUSSIAN.com / Арт-квартал
вторник, 22 марта 2005 г., 16:22 GMT 19:22 MCK
В среду в Большом театре в Москве состоится премьера оперы "Дети Розенталя". Ее появление в репертуаре театра уже вызвало скандал.
Произведение композитора Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина показалось депутатам российской Госдумы порнографическим.
Фабула новой постановки такова. Благодаря стараниям ученого Розенталя клонированный композитор Моцарт попал в наше время и влюбился в проститутку. Сутенер девушки подмешал ему в водку крысиный яд. Моцарт выжил и очнулся в институте имени Склифосовского.
Подобные перипетии судьбы Моцарта, а также других клонированных Розенталем композиторов, вызвали гнев депутатов российской Госдумы.
Впрочем, как признается первый заместитель председателя комитета по культуре Александр Тягунов, скандала можно было бы избежать, если бы не присутствие среди авторов оперы писателя Владимира Сорокина, чьи произведения депутаты "Единой России" и члены молодежного движения "Идущие вместе" неоднократно называли порнографическими.
"Он очень вольно обращается с тем, что свято для памяти россиян, с композиторами, которые раньше представлялись для нас в другом ракурсе, - сказал Тягунов. - То есть с именами, которые представлялись для нас совестью в каких-то классических делах".
У депутатов не вызывают сомнений сюжеты таких опер, как, к примеру, "Травиата", главная героиня которой, прямо скажем, девушка легкого поведения. Не вызывает вопросов и метущаяся между разными мужчинами Кармен.
Не удивляют и инцесты, сопровождающие сложные переплетения судеб героев вагнеровского "Кольца нибелунгов". Но клонированным композиторам, по мнению депутатов, не место на сцене Большого.
Впрочем, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников напоминает, что многие считающиеся сегодня классическими произведения в свое время вызывали негодование современников. Более того, в отличие от депутатов, Ведерников видит только плюсы в участии Сорокина в этом проекте
"Кто такой был либреттист в ХХ веке?, - спрашивает Александр Ведерников. - Как правило, это были люди, которые собственно на литературном поприще никаких лавров не снискали, поэтому либреттистами становились так называемые прикладные литераторы. А когда крупный писатель пробует свои силы в области либретто, это, прежде всего, получается полноценный литературный продукт. В этом его основная ценность и состоит".
Впрочем, за громким общественно-политическим скандалом все, кажется, забыли о главном - о музыке и исполнителях. А тем временем "Дети Розенталя" - не только, как шутят создатели, первая в Большом опера 21 века, но и первое за 30 лет специально заказанное театром произведение.
Неискушенного слушателя могут отпугнуть слова "соверменная музыка", которую очень часто считают сложной для восприятия. Однако стройная и изысканная партитура композитора Леонида Десятникова прекрасно ложится на слух. Не стоит забывать и о том, что режиссуру постановки осуществил Эймунтас Някрошюс.
Ну а аплодисменты и крики "браво" после генеральной репетиции лучше всего говорят о том, как зрители Большого восприняли эту оперу.