"Культура" № 9 (7468), 3 - 16 марта 2005г.
Оперы на фоне золотых куропаток
Елена ФЕДОРЕНКО
В роли Прекрасной дамы выступала Опера - главная героиня новой книги Михаила Мугинштейна "Хроника мировой оперы. 1600 - 2000. 400 лет - 400 опер - 400 интерпретаторов" (Екатеринбург, "У-Фактория", при участии издательства Гуманитарного университета, 2005). Для Михаила Мугинштейна образы Оперы - самые прекрасные сны человечества, а потому он и предпринял попытку толковать эти сны. В качестве частного соображения ведущий презентации Сергей Коробков элегантно и тонко заметил, что в наше время, трезвое и циничное, когда на фоне щедро раздаваемых золотых львов, орлов и куропаток бесконечно объявляется о конце театральных эпох, выходит в свет уникальная книга. Книга - из числа театральных праздников. Начнем с того, о чем принято говорить "под занавес". Этот огромный фолиант необычайно красив, богато иллюстрирован, его приятно держать в руках, рассматривать, листать. Своеобразный целебный источник для ума и памяти. Как сказал один из выступавших, "работа тщательной ручной выделки".
По характеру книга (даром что из семьи энциклопедий!) - лирическая и несуетная. Она - плод многолетних изысканий, ежедневных трудов, проистекавших достаточно автономно. Выступивший на пресс-конференции автор сравнил себя с мавром, который сделал свое дело и, увы, оказался свободен, вспомнил и Верди, который никак не хотел отпускать в свободное плавание своего "Фальстафа". А заодно рассказал об истории создания книги. В 1991 году музыкальный мир отмечал величайшую дату - 400 лет со дня рождения оперы. Цифра 400 для автора и его коллеги - редактора Марины Борисовой приобрела характер символа, а потому из мировой истории отобрано ровно четыре сотни оперных шедевров и столько же имен художников-интерпретаторов. Универсальное издание построено по принципу хроники. Его можно назвать и российской оперной энциклопедией, и систематизацией истории жанра по хронологическому принципу, и живой картиной современного мирового театра, частью которого предстает и Россия. Подтверждение тому находим и в предисловии, написанном Валерием Гергиевым: "Это взгляд России на мировой оперный процесс. Замечательно, что в книге нет деления на Россию и Запад: история оперы - единое целое с общими законами, которые работали и в Германии, и в Италии, и в России, - Глинка питался итальянским бельканто и прививал его на родную почву. "Хроника..." вбирает достижения современного театра, где есть и Зальцбург, и Мюнхен, и Петербург, и Москва. Книга отвечает мировым образцам: впервые в России об опере рассказано по международным стандартам. Здесь внушительный свод произведений, здесь показан живой процесс, где опера предстает не памятником прошлому, а действующим лицом нашей жизни. Появление "Хроники..." своего рода манифест: Россия - активный участник всеобщего оперного бума".
На сегодняшний день читателю представлен первый том, содержание которого охватывает два с половиной столетия, с 1600 по 1850 годы, от "Эвридики" Пери до "Лоэнгрина" Вагнера.
В книге - три раздела: оперы, композиторы, интерпретаторы. Структура первого и главного раздела едина: справочная информация или выходные данные (от даты премьеры до состава оркестра, на который ориентировался композитор). Далее - содержание оперы, а затем - комментарии, большинство из которых написаны как емкие эссе, обозначающие место данной оперы в истории жанра. И последний раздел - воплощение, а именно обзор наиболее интересных постановок, перечень видео- и аудиозаписей. В поле зрения, к счастью, попал портрет мирового театра рубежа XX и XXI веков. Последний (по временному признаку) спектакль, который вошел в эту книгу, - "Жизнь за царя" Мариинского театра (июнь 2004 года). Каждая глава заканчивается указанием хронометража звучания оперы.
Подобная структура раздела "Опера" позволяет провести внутреннюю логику: от произведения - к спектаклю и от спектакля - к произведению, а именно этот путь "создает тот звучащий свод, тот художественный мир, который называется опера". Лев Закс, ректор Гуманитарного университета Екатеринбурга, заметил: "Мугинштейн заставляет нас прожить оперную судьбу, потому что сам он проживает экзистенциональное содержание оперного искусства. Опера для него не просто сюжет, не какая-то фабула, не искусственное соединение персонажей, это всегда то, за что можно заплатить жизнью. И с другой стороны, это результат сложных процессов в культуре. Когда читаешь "Хронику мировой оперы", то конкретные, хорошо изученные вещи неожиданно начинают по-новому звучать, именно потому, что автор связывает конкретные процессы с теми тектоническими сдвигами, иногда очевидными, а иногда подводными, которые происходят в мировой культуре".
Второй раздел - творческие биографии композиторов (86 статей), третий, под названием "Интерпретаторы", собрал 250 информационных заметок о дирижерах, режиссерах, сценографах, певцах. Без малого сто страниц указателя дают возможность легко и свободно ориентироваться в огромном мире книги.
Дополнение к тому - компакт-диск, собравший фрагменты шедевров: от токкаты из "Орфея" Монтеверди ("начало оперы, ее звенящая серебряная нота") до вступления к "Лоэнгрину" Вагнера в трактовке Караяна. Есть и раритетные отреставрированные записи. Например, речитатив и ария Ивана Сусанина в исполнении Федора Шаляпина.
Музыковед Марина Нестьева призналась, что для нее данный труд вбирает все достоинства энциклопедии, справочника, учебника "высшего порядка", художественного произведения и исторической хроники. "Эту книгу можно читать выборочно, а можно - подряд, и тогда возникнет общая картина развития оперного жанра".
Книгу оценил музыковед Петр Поспелов, заметив, что "люди, по-разному относящиеся к опере, найдут в ней ценное для себя". "Теперь мы имеем то, в чем всегда чувствовали голод. Мы видим, как оперное дерево росло, какая у него замечательная крона и какая здоровая, мощная ветвь - русская опера, русская музыка, русский оперный театр, наши певцы и наши режиссеры", - сказал Александр Титель, главный режиссер и художественный руководитель оперы Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. А молодые солисты этого театра, чьи голоса замечательно звучали в Синем зале СТД, завершили эту необычную презентацию поистине моцартовским блеском мастерства, молодости и артистизма.