книга...

May 01, 2007 10:47

нашла в библиотеке книгу - на моу взгляд ,чудесную. из тех книг, которые хочется не выпускать из рук, класть под подушку. и, конечно же, хочется увидеть ее изданной на русском языке...
выношу на суд общественности... есть ли смысл, или меня подводит мой восторженный дилетантизм?
скажите, судя по описанию и черновому наброску перевода одной из глав -= интересно это? какое издательство могло бы заинтересоваться?


The Music of Man
Yehudi Menuhin
Curtis W. Davis
Toronto, 1979
320 стр. цветн илл.
Книга издана после выхода на канадском телевидении одноименного сериала о музыке.

Книга - в некоторой степени отражение философского осмысления музыки как феномена человеческого сознания, человеческой культуры. Это не музыковедческая книга, не учебник по музлитературе, - хотя в ней рассказано об основных этапах развития законов гармонии, музыкальных инструментов - это попытка понять и рассказать, какой смысл имела та или иная эпоха в развитии музыки, какой смысл имеет музыка вообще. Проведены параллели между общественным и политическим развитием, развитием науки и мировоззрения - и развитием музыки. Эта книга может быть прекрасным поводом познакомиться с огромным миром музыки, выбрать что-то свое из стилей и композиторов. А для профессиональных музыкантов или профессиональных слушателей эта книга- способ понять то, что всегда было слишком близко, и оттого невидимо, что-то большее, чем музыка.

Книга снабжена множеством прекрасных и порой неожиданных иллюстраций, снабженных авторскими комментариями, которые помогают сформировать личное отношение к музыкантам и композиторам, к стилям и инструментам.

Временной интервал, который охватывает книга - от первых ритуальных плясок до джаза и экспериментов 20 века, география - в основном Европа и ее колонии. Музыка Китая и Японии почти не упоминается, о музыке Индии рассказано несколько подробнее.
В первой главе автор рассматривает первые простейшие инструменты и задается фундаментальным вопросом о происхождении музыки, о ее причине. Действительно, почему так важно для человека производить звуки? Скрипач дает на это удивительный, простой и невероятные ответ: потому что звук нашей речи - это то, что мы можем полностью контролировать, мы воспринимаем ее ушами, как явление внешнего мира - но мы полностью контролируем ее. Это первая доступная человеку практическая магия.

Краткое содержание:
- Заря жизни. Первые инструменты, первые песни. Австралия, Африка, Египет, Непал, Китай, Греция. Формирование первых законов музыкальной гармонии.
- Западная традиция. Раннехристианские гимны, первые нотные записи, начало религиозной музыки.
- Позднее средневековье. Корелли, Монтеверди. Эпоха барокко. Формирование барочных инструментов. Развитие формы музыкальных произведений. Рассказ о жизни мастеров и композиторов. О духе времени, определявшем развитие музыкальной структуры - стремлении все измерить и посчитать, - о законах математики в музыке.
- Время композиторов. Ренессанс. Вивальди, Бах, Моцарт. Создание темперированного строя. Органная и оркестровая музыка, музыка многоголосия.
- Время индивидуальности. Паганини, Шопен, Лист, Вагнер. Время сольных исполнителей.
- Пути расходятся. Американская музыка, созданная с одной стороны - черными иммигрантами, с другой - белыми. Появление новых форм и нового осмысления. Дебюсси, Малер. Первые технологии звукозаписи. Музыка в кино.
- Век джаза - Гершвин, Армстронг. Смысл джаза, его отличие от других стилей. Продолжающееся развитие звукозаписи.
- 20 век - Взгляд классического музыканта на творчество Элвиса Пресли, Битлз, Боба Дилана. Рок не противопоставляется классике, показана их историческая связь. О классической музыке 20 века, традиции исполнительства, современные композиторы.

Из главы «Время композиторов»:

Итак, развитие композиторского мастерства шло уже несколько веков, начиная от самых первых законов гармонии, через Средние Века, и к музыке Ренессанса. Мы входим в восемнадцатый век, век полный новых знаний и побед, век освоения новых территорий - как в международных отношениях, так и в музыке. В это время все больше людских голосов требовали быть услышанными. «Славная Революция» 1688 установила принципы конституционной монархии, а примерно сто лет спустя Франция и Америка свергли монархию и отказались от такого способа политического устройства. В это время композитор начал обращаться ко все большей аудитории, будь то благородный, объединяющий голос Баха, или гордый, мятежный голос Бетховена. В этом веке мы оставляем позади общество, построенное вокруг королевского двора, и начинаем движение к веку индивидуальности. Естественно, что фигура композитора также была вовлечена в эти изменения.
Можно считать, что изменения начались в Венеции, городе роскоши и разнообразия, морском торговом городе, который был символом итальянсккого главенства над европейской музыкой в течение всей эпохи Ренессанса. Когда эпоха Барокко клонилась к закату, в конце 17 века, власть перемещалась все севернее, и Венеция также переживала закат своего мирового влияния. В 1678 году здесь родился один из последних в длинной череде выдающихся композиторов и музыкантов Венеции, Антонио Вивальди.

Из всех моих выдающихся предшественников, наверное никто не был столь одарен, как венецианский скрипач Антонио Вивальди. Сын виртуоза, известного скрипача, он очень рано начал свою музыкальную карьеру. Он был рукоположен в сан священника в возрасте 25 лет, и у него было прозвище «Рыжий Священник» (Red Priest) - для тех времен достаточно ласковое прозвище, просто дразнилка за цвет волос. Ему доверили вести семинар по музыке для девочек-сирот из приюта. Впоследствии они стали искусными и известными музыкантами своей эпохи. Для вдохновенных юных девушек Вивальди написал около пятисот концертов и симфоний, множество других произведений, живых и ярких, чарующих и пылких, которыми сегодня мы наслаждаемся также, как его преданные ученики и восторженная аудитория.

Вивальди, поскольку был венецианцем, сочинил также множество опер, которые сегодня практически забыты, лишь одна или две были записаны. Когда жизнь композитора вступила во вторую свою половину, музыка его становилась все менее популярна в Венеции, и он переехал в Вену, надеясь найти там новую работу, так как знал, что Карл XI Габсбург знаком с его музыкой. Вскоре после прибытия Вивальди в Вену император умер, а на следующий год, в 1741, скончался композитор. Он был похоронен в Вене, вдали от земли, принесшей ему триумф. Две сотни лет его музыка была предана забвению, пока страсть, восставшая простив порядка и принуждения, не привела к нему восторги публики вновь. Это возрождение удивило бы прежде всего самого Вивальди, так как он писал музыку для непосредственного потребления, и не загадывал вперед, - такая точка зрения начала меняться с появлением Бетховена.
Основными средствами выражения для Вивальди были голос и скрипка, как это было в западной музыке все время начиная со Средних веков. Многие композиторы в долгу у Вивальди, начиная от Баха, который выпустил свою редакцию многие из его концертов. Позже, Моцарт и Мендельссон признавали его влияние. Вивальди непревзойден в том, что касается прямой трансформации эмоций в мелодию. Но уже близился закат скрипки как ведущего инструмента западной музыки.
Хотя в эпоху Барокко главным инструментом была скрипка, также как голос - во времена Ренессанса - для композитора главным инструментом оставались клавишные. Это было орудие исследования, средство проверки и оценки музыкальных идей. В XVII веке клавишные стали также инструментом для мастерских импровизаций, особенно в руках таких органистов, как Пахельбель и Букстехуде. В XVIII веке клавесин начал вытеснять скрипку с лидерских позиций, задавать динамику, темп, гармонию исполнения в ансамбле. Игра на клавишах задействует десять пальцев, и позволяет исполнителю охватить весь спектр различных линий мелодии, контрапункты и ритмы - неудивительно, что западные композиторы обычно были и пианистами тоже. С появлением клавишных, роль скрипки начала снижаться. Политическое и музыкальное влияние смещалось все севернее, и все повышалась значимость клавишных инструментов, и музыки Германской культуры, музыки дисциплины и порядка, планирования и власти.

И тут музыка запада стала средой взаимообмена, музыканты и композиторы впитывали стили друг друга.

Мы наблюдали, как гармония постепенно отказывалась от жестких правил в пользу согласного звучания голосов. Самую впечатляющую демонстрацию гармонии дает мощные вибрации церковного органа. От Сенегала до Квебека, в приходских церквях звучит этот неповторимый звук, прямое выражение идеи гармонии.

Это великое музыкальное достижение Запада - множество голосов, ведущих свою собственную мелодию, но звучащих как один. Возможно, эта гармония берет начало в множестве рас, которые вслед за заходящим солнцем мигрировали по Евразийскому континенту, пока не оказались запертыми на Европейском полуострове. Каждый говорил на своем языке, но все учились жить в согласии друг с другом. Такое сосуществование совершенно разных культур в таком маленьком пространстве не могло продолжаться долго. Раньше или позже в музыке должен был появиться оратор, чей голос был бы понятен всем. Мне кажется, что таким голосом обладал Иоганн Себастьян Бах - композитор, органист, скрипач, учитель и теоретик, служитель Господа.
D то время религия была центром эмоциональной жизни, и в музыке Баха мы слышим страсть - и одновременно спокойствие. Библейские события воспринимались как символы, как аналоги тем событиям, что происходят в повседневной жизни людей. Рождение каждого ребенка сравнивалось с Его болью и скорбью, Его славой и воскресением, Его любовью. Страсть музыки Баха - это страсть человечности. Эта музыка не говорит «Я чувствую, я страдаю, мне больно», она говорит - «Мы чувствуем, мы страдаем, нам больно - и мы принимаем это».
Также, как язык стал фактором объединения германской нации, композиторы подобные И.С. Баху сокращали разрыв между музыкой церкви и музыкой народа. Бранденбургский концерт, в основе которого - музыка народных танцев, - отличный пример такого объединения. Бах был немцем и благочестивым лютеранином, но если есть в мире музыка, которую можно назвать музыкой на все времена, то прежде всего мне на ум приходит музыка Баха. Он служил музыке, и правил ею.

Previous post Next post
Up