Блеск и нищета "аутентизма"

Mar 12, 2007 13:21

В связи с возникшей недавно дискуссией по поводу "аутентичного" и "не аутентичного" исполнения музыки XIX в., позволю себе обратить внимание просвещённого сообщества на мой отзыв на "аутентичное" исполнение симфоний Шумана Роем Гудманом. Я не теряю надежды получить какой-нибудь отклик на этот текст.

discussions, links, by petrark

Leave a comment

trompete123 March 12 2007, 12:51:23 UTC
В этих спорах я стараюсь держаться на средней линии, но считаю, что главным сегодня, как и во все прошлые времена, является одаренность и духовная культура исполнителя. Вообще, смены исполнительских стилей стихийным образом (без особой теоретической подоплеки) происходили и раньше, причем неоднократно. И даже короткая, всего столетняя, история звукозаписи демонстрирует массу разных и интересных явлений.
Взять, например, пианистов начала 20 века. Это совершенно особая исполнительская культура - Годовский, Пахман, Гофман, Падеревский. На вершине пирамиды Рахманинов и Бузони.
Потом, допустим, 20-40-е годы - Корто, Гизекинг, Нейгауз, Софроницкий. Стиль, подходы, акценты - все совершенно другое.
Потом 50-70-е годы. Гилельс, Рихтер, Анда, Аррау, ..... Опять новая культура.
У всех этих очень разных культур не было теоретической подоплеки и не было официальных названий, но они реально существовали. Сейчас их почему-то всех тупо загоняют под один термин "романтизм". По-моему, чушь и полное непонимание истории искусства.
У аутентизма есть своя теория и методология, которые на практике дали много нового и интересного (и для меня лично, как слушателя). Но фактически это такой же культурно-стилистический этап в развитии исполнительства, каких до него уже было немало.

Reply

freez March 12 2007, 13:01:33 UTC
похоже на правду

Reply

petrark March 12 2007, 14:17:26 UTC
Кстати, я добросовестно скачал и послушал (точнее, слушаю) концерты Бетховена с Lubin & Hogwood. 1ый и 2ой не произвели большого впечатления, 3ий весьма понравился, 4ый сейчас слушаю, тоже нравится. Но, по-моему, это типичные исполнения второго уровня. Добротные, местами интересные не только тем, что солирующий инструмент звучит непривычно, но не более того. "Вот, послушайте, что будет, если Бетховена играть на пианофорте". Спасибо, послушали. А что, собственно, вы хотели сказать кроме того, что Бетховена действительно можно играть на пианофорте?
:-))

Reply

))) vasily_bukin March 12 2007, 14:31:37 UTC
Определенно, Вы сегодня в ударе

Reply

Re: ))) petrark March 12 2007, 15:36:23 UTC
В смысле?

Reply

Re: ))) vasily_bukin March 13 2007, 07:45:58 UTC
Очень весело комментируете ))

Reply

cleofide March 12 2007, 15:44:22 UTC
Оркестр п/у Хогвуда в этих записях куда интереснее солиста - я думаю, эффект был бы тем же, на чем бы он ни играл. Чтобы Бетховен получился впечатляющим, нужно не только владеть соответствующей техникой и стилем, но и быть Личностью. Боюсь, это не тот случай.

Reply

petrark March 12 2007, 16:07:34 UTC
Боюсь, что я с Вами согласен.
Надо будет послушать интеграл симфоний с Хогвудом. А то скачать-скачал, а слушал только 1ую и 2ую...

Reply

gringo_juan March 12 2007, 16:54:30 UTC
Симфонии, мне кажется, лучше с Гардинером или Брюггеном.

Reply

freez March 12 2007, 17:18:32 UTC
Совершенно верно. С Гардинером особенно хорошо.

Reply

petrark March 12 2007, 17:22:24 UTC
Не слушал ни одной. Было бы интересно. Гардинера я вообще очень уважаю.

Reply

cleofide March 12 2007, 19:21:44 UTC
По-моему, у Хогвуда лучше получаются "бурные" симфонии - особенно 3-я, 5-я и 7-я. В 9-й в финале очень спорное место - вариация, где соло тенора: он там не меняет темп, и всё, включая фугато, идет очень медленно. Когда он был в Москве, я спросила, почему так. Он надменно процедил - дескать, так в автографе. Враки! В автографе смена темпа обозначена (у меня есть факсимиле).
Гардинер же для этих симфоний слишком стилен и лиричен; в его исполнении я предпочитаю 1-ю, 4-ю и особенно 6-ю. Девятая мне у него совсем не нравится, он интерпретирует финал как песню Шуберта, а это совсем не то.

Reply

parajanov March 12 2007, 19:33:21 UTC
Спасибо, очень интересно! А что вы скажете об исполнении этих симфоний Арнонкуром?

Reply

trompete123 March 12 2007, 22:14:34 UTC
Вопрос был не ко мне, но все-таки вклиниваюсь. Комплект Арнонкура был первым из услышанных мной интерпретаций Бетховена аутентистами. Впечатление новизны было очень сильным. Я пожалуй впервые услышал у Бетховена (особенно в 3 и 5 симфониях) не только общефилософские идеи, но еще и совершенно реальный запах пороха грозовой эпохи наполеоновских войн. Арнонкур очень точно его передает и в последних мессах Гайдна.

Reply

cleofide March 13 2007, 05:24:01 UTC
Я, к сожалению, не слышала у Арнонкура весь комплект. Но его 9-я мне очень нравится - очень точно выстроена устремленность к финалу (в последний раз я такое слышала живьем у К.Бёма), изумительно "сделана" медленная часть. Очень советую.

Reply

petrark March 12 2007, 20:36:21 UTC
Спасибо, учту.

Reply


Leave a comment

Up