(Untitled)

Feb 16, 2005 13:36

Daby v ru_classical ne slozhilos' pache chajanija prevratnoe ponjatie o tom chto javljaetsja ukrainskoj muzykoj ( Read more... )

songs

Leave a comment

terry_v February 17 2005, 03:11:39 UTC
...Такое исключительно национальное явление, как украинское кобзарство, берет свое начало в глубинах истории Киевской Руси. И то, что оно дошло до нас через столетия, говорит об исконно народных корнях. Кобзари всегда были в Украине людьми почитаемыми и уважаемыми. Своим искусством они формировали и поддерживали уникальный украинский этнос. Именно поэтому в смутные для Украины времена одними из первых поддавались репрессиям кобзари. Так было после поражения Мазепы под Полтавой, когда кобзарство было запрещено и физически истреблено. Так было и в конце 30-х годов XX столетия, когда коммунистические идеологи решили искоренить украинский дух своими излюбленными методами. Сотни кобзарей собрали в тогдашней столице Харькове на съезд. Больше их никто не видел. В живых остались лишь те, кто по той или иной причине не сумел прибыть на «съезд» или усердно воспевал «счастливую колхозную жизнь».

Впрочем, бандура продолжала жить. Стараниями энтузиастов она из диатонического с натуральным звукорядом инструмента превращается в хроматический, которому доступны практически любые классические произведения. Бандурное искусство, без того, что настораживало большевистскую пропаганду, продолжало развиваться, осовремениваться. Создавались ансамбли, трио, капеллы. Бандуру преподавали в музыкальных школах, консерваториях. Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...( цитировано отсюда)

--------------------
Вот Вам кусочек на русском языке - теперь Вам будет понятнее мысль masaccio. Но на самом деле украинская народная музыка и песня - это не только кобзарская дума - хотя кобзарство - это самобытнейшая и уникальнейшая грань нашего народного искусства. Она бесценна. Но в тоталитарные времена уничтожались, замалчивались или преследовались все грани национального искусства - от духовной музыки до оперной, не говоря уже о народной или обрядной. Причем всех национальных культур. Читал, как в дневниках Свиридов сокрушался, что полностью вытравливается национальная песенная культура Беларуси, да и русская также, что яркий представитель армянской Хачатурян - совершенно одинок.

Украинская песня и романсы, представленные именами Козловского, Гнатюка, Гмыри, Гришка и других - выжили исключительно благодаря "сентиментальности" партийных тиранов этой эпохи. Хотя я читал как-то интервью с родственниками Козловского,- какие он огромные усилия делал, чтобы вообще сохранить национальную песню как вид, как заступался за артистов в Киеве, боролся и рисковал за репертуар, использовал свое имя чтобы помочь. И сам не раз был на волоске... Тяжелые были времена ... А для кобзарей гибельные...

Reply

gorus February 17 2005, 10:07:22 UTC
Искусство не формирует этнос, этнос формируется совершенно по иным принципам. К примеру, по отделению "своих" от "чужих".
Откуда у Вас эти сведения, про "съезд"? Имхо, просто изменилось время. В деревнях стало оставаться все меньше народу, а кто жил в колхозах, понемного утрачивали связь с традицией. Почему - полагаю, злую шутку сыграло то же время. Если исчезло - значит, стало не нужно никому. Сынам отцов стало не нужно. Равно так же, как исчезло ремесло сапожника. Очередная реакционная цитата.

>> Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...

Неужели, не очевидно, что это - не волюнтаристкое же "запрещение", а просто - полное непонимание, утрачивание связи с действительностью. Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела.

Такой вопрос, вот Вы, какжется, придерживаетесь мнения, что партийный аппарат наступал на горло народной песне. Во-первых, в 30-х годах стране явно было не до этого, были поважнее проблемы. А после... зачем ему это было надо? В чем тут, так сказать, "приплод" ? Культурная жизнь деревни, песни, пляски, обряды, и проч. - неотъемлемая часть быта. Какой смысл - убивать корешки? Всхода-то не будет.
Я не хочу уж говорить о том, насколько сейчас гибельные времена для.. деревни, жизни там. Это полный абзац, и крайний край. (Интересно, где еще отправляются обряды, хоть бы свадебные, кроме как в старообрядческих поселених на Алтае и в Забайкалье? Да и там, одни пожилые люди...)

Reply

masaccio February 17 2005, 19:01:45 UTC
Sudja po vashim voprosam vy ochcevidno ne prinadlezhite k narodnostjam kotorye byli podverzheny nasil'stvennoj russifikacii.

"S'ezd" upominaet Shostakovich.
RT

Reply

gorus February 17 2005, 20:42:03 UTC
Не принадлежу. И сущность понятия о "насильственной русификации" мне с трудом уяснима. Важнее исторический процесс.
А вот у русских, к примеру, та же история с эпосом. Базуров рассказывал о последнем баяне, из Брянской области, годах в 70-х он его встретил. Тот еще помнил героический эпос и играл на псалтири. А что потом?
Что это значит, что русские насильственно русифицировали сами себя?

Reply

masaccio February 18 2005, 04:50:11 UTC
T.e. vy ne soglasny chto SSSR prodolzhal imperskuju politiku russifikacii?
Nda..... kak pisal Kipling "rimskoe uxo gluxo"...........
Ogranichus' objazatel'nym muzukal'nym sostavom, daby by ne s'exat' v boloto politdiskussij:
Dazhe v brezhneskuju epoxu popytki koljadovanija mogli povlech za soboj presledovanija za "burzhuaznyj nacionalizm".
V Kieve v 70'ye gody ostalos' 2 (!!!) shkoly gde prepodavanie velos' na ukrainskom.
RT

Reply

gorus February 18 2005, 08:18:07 UTC
Вы знаете, я все же, потону , видимо, в этом болоте. Всем, осуждающим и обиженным на русских и русскую нацию хочу заявить примерно следующее: русские в СССР занимали самое ничтожное положение из всех остальных народностей. Русский народ оказался неконкурентноспособным в борьбе с другими народами за лучшие социальные позиции и блага. Он не оказывал поддержки своим талантливым соплеменникам, а всячески препятствовал их выявлению, продвижению и признанию. Он никогда не восставал против глумления над ним, исходящее от представителей других народов, позволяя им безбедно жить за его счет.
Если ты не борешься - у тебя нет воли. Каждый заслуживает того, что имеет. То, каким становится народ, зависит не от принудительных обстоятельств, а от сознательных и волевых усилий представителей народа идти против течения истории. И против принудительных обстоятельств.

Reply

masaccio February 18 2005, 08:52:20 UTC
Panove-bratchyky, unykajte provokacij.
Kak by delo ne dosho do "oranzhevoj revoljucii kak sledsvo proiskov mezhdunarodnogo sionizma". My zdes' ne za etim sobralis'.
Zazdalegid' vdjachnyj.
RT

Reply

gorus February 18 2005, 10:38:04 UTC
Уныкаем ))
А нет ли у Вас записей певцов на колесной лире?

Reply

gorus February 21 2005, 09:30:53 UTC
спасиб!

Reply

masaccio February 18 2005, 06:30:30 UTC
Nac. politica Rossijskoj imperii vo vsex ee ipostasjax detal'no dokumentirovana, no ja ne xochu narushat mir Soobschcestva: zamnem dlja jasnosti.
RT
--
http://polyhymnion.org/torban

Reply

terry_v February 18 2005, 06:45:30 UTC
>> Искусство не формирует этнос, этнос формируется совершенно по иным принципам...
это утверждение дискуссионно. Пока среди философов и культурологов нет такой однозначности ...

>> ... Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела...
Уважаемый, "дедам" и традиции всячески помогли умереть. Вы, может, не знаете о сталинском голодоморе на центральной и восточной Украине в 33 году, когда за разными оценками погибло до 7-8 миллионов людей... Многие территории потеряли до 80% населения.

Вообще, этот форум не место для политдискуссий, и я спорить не хочу, но кое-какие соображения выскажу. В частности, Вы утверждаете - какая может быть логика в гонениях на национальную культуру в эти годы? И я Вам отвечаю - не знаю. Не было логики и здравого смысла! Какая логика была в тотальном обезглавливании армии накануне войны, какая логика в преследовании и кучах инспирированных процессов по "делах врачей", "ученых", "интеллигенции", почему храмы взрывали по всей стране, боролись с пережитками прошлого, переселяли народы по прихоти тирана - где тут логика и целесообразность ??!!... Но это было и это засвидетельствовано.
Также относительно русификации. Мне термин кажется не доконца отражающим реальность. Это была принудительная "советизация" - и Россия в этом процессе наряду с другими народами также одна из наиболее пострадавших. Вот у нас в Западной Украине сохранились обряды - свадебные, поминальные, рождественские - но на востоке ничего этого не знают. А ведь колядки например на Рождество когда-то пела вся Россия также, и пела не менее красиво и самобытно. Вот об этом сокрушался в дневниках Свиридов, и не он один... Также относительно недавних времен - Вы может не знаете, что могло стоить народное празднование дня Шевченко в карпатском селе - а стоило оно политическими репрессиями. Об этом засвидетельствовано, и пострадало целое поколение украинских шестидесятников - Стус, Свитлычний и многие другие...

Все это Вам пишу не для полемики, а для информации - насколько вопреки обстоятельствам и какой кровью сохранялась и оберегалась культура... И как ценны ее образцы.

PS - при интересе могу со временем выложить колядки...

Reply

gorus February 18 2005, 08:02:06 UTC
Добре, не будем обсуждать истоический процесс здесь. Логика была железная, мы бы 60-летие не праздновали в этом году! Ну, если есть желение, диспутировать этот вопрос, можно и в частном порядке. Надо смотреть на предмет с разных точек зрения, а не с одной. И не раздувать сверх меры одну какую-то сторону. К примеру, репрессии.
Кто горел, тот сгорел. И не жалел. А кто небо коптил... тому другое дело.

Reply

terry_v February 18 2005, 10:13:10 UTC
Чтобы повернуть общение в русло тематики форума спрошу Вас,- имеете ли Вы или можете помочь с известными "песнями о войне" Хворостовского. Был диск или два песен Великой Отечественной в его исполнении. Ищу уже давно и найти не получается.
Так бы мы и почтили великую дату

Reply

gorus February 18 2005, 10:32:09 UTC
Нет, такого диска у меня нет, извиняйте. И Хворостовского я не люблю (правда, песен о войне не слышал. Неужто, вштыривают?). И Козловского, тоже, не люблю))) А люблю я Владимира Касторского. Но тот не пел о войне.

Reply

terry_v February 18 2005, 11:06:45 UTC
Я видел по телевизору в прошлом году памятный концерт Хворостовского на Красной Площади... Даже поцифровали друзья - но звук "плывет" в файле. Второе отделение были песни об Отечественной войне - как на чей вкус, а по мне - пел замечательно и душевно...

Касторского не знал. Сейчас посмотрел в интернете - и интересно. Если Вы имеете его диски или записи и поделитесь - буду признателен. Кстати прочитал, что он был одним из лучших исполнителей партий в операх Р.Вагнера. Дело в том что я давно уже ищу русскоязычные исполнения опер Вагнера. Когда-то были пластинки, например Лоэнгрин - было очень здорово. Может можете помочь.

Спасибо
Я имею хорошие оригинальные исполнения, но хочется русские...

Reply


Leave a comment

Up