...Такое исключительно национальное явление, как украинское кобзарство, берет свое начало в глубинах истории Киевской Руси. И то, что оно дошло до нас через столетия, говорит об исконно народных корнях. Кобзари всегда были в Украине людьми почитаемыми и уважаемыми. Своим искусством они формировали и поддерживали уникальный украинский этнос. Именно поэтому в смутные для Украины времена одними из первых поддавались репрессиям кобзари. Так было после поражения Мазепы под Полтавой, когда кобзарство было запрещено и физически истреблено. Так было и в конце 30-х годов XX столетия, когда коммунистические идеологи решили искоренить украинский дух своими излюбленными методами. Сотни кобзарей собрали в тогдашней столице Харькове на съезд. Больше их никто не видел. В живых остались лишь те, кто по той или иной причине не сумел прибыть на «съезд» или усердно воспевал «счастливую колхозную жизнь».
Впрочем, бандура продолжала жить. Стараниями энтузиастов она из диатонического с натуральным звукорядом инструмента превращается в хроматический, которому доступны практически любые классические произведения. Бандурное искусство, без того, что настораживало большевистскую пропаганду, продолжало развиваться, осовремениваться. Создавались ансамбли, трио, капеллы. Бандуру преподавали в музыкальных школах, консерваториях. Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...( цитировано отсюда)
-------------------- Вот Вам кусочек на русском языке - теперь Вам будет понятнее мысль masaccio. Но на самом деле украинская народная музыка и песня - это не только кобзарская дума - хотя кобзарство - это самобытнейшая и уникальнейшая грань нашего народного искусства. Она бесценна. Но в тоталитарные времена уничтожались, замалчивались или преследовались все грани национального искусства - от духовной музыки до оперной, не говоря уже о народной или обрядной. Причем всех национальных культур. Читал, как в дневниках Свиридов сокрушался, что полностью вытравливается национальная песенная культура Беларуси, да и русская также, что яркий представитель армянской Хачатурян - совершенно одинок.
Украинская песня и романсы, представленные именами Козловского, Гнатюка, Гмыри, Гришка и других - выжили исключительно благодаря "сентиментальности" партийных тиранов этой эпохи. Хотя я читал как-то интервью с родственниками Козловского,- какие он огромные усилия делал, чтобы вообще сохранить национальную песню как вид, как заступался за артистов в Киеве, боролся и рисковал за репертуар, использовал свое имя чтобы помочь. И сам не раз был на волоске... Тяжелые были времена ... А для кобзарей гибельные...
Искусство не формирует этнос, этнос формируется совершенно по иным принципам. К примеру, по отделению "своих" от "чужих". Откуда у Вас эти сведения, про "съезд"? Имхо, просто изменилось время. В деревнях стало оставаться все меньше народу, а кто жил в колхозах, понемного утрачивали связь с традицией. Почему - полагаю, злую шутку сыграло то же время. Если исчезло - значит, стало не нужно никому. Сынам отцов стало не нужно. Равно так же, как исчезло ремесло сапожника. Очередная реакционная цитата.
>> Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...
Неужели, не очевидно, что это - не волюнтаристкое же "запрещение", а просто - полное непонимание, утрачивание связи с действительностью. Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела.
Такой вопрос, вот Вы, какжется, придерживаетесь мнения, что партийный аппарат наступал на горло народной песне. Во-первых, в 30-х годах стране явно было не до этого, были поважнее проблемы. А после... зачем ему это было надо? В чем тут, так сказать, "приплод" ? Культурная жизнь деревни, песни, пляски, обряды, и проч. - неотъемлемая часть быта. Какой смысл - убивать корешки? Всхода-то не будет. Я не хочу уж говорить о том, насколько сейчас гибельные времена для.. деревни, жизни там. Это полный абзац, и крайний край. (Интересно, где еще отправляются обряды, хоть бы свадебные, кроме как в старообрядческих поселених на Алтае и в Забайкалье? Да и там, одни пожилые люди...)
Не принадлежу. И сущность понятия о "насильственной русификации" мне с трудом уяснима. Важнее исторический процесс. А вот у русских, к примеру, та же история с эпосом. Базуров рассказывал о последнем баяне, из Брянской области, годах в 70-х он его встретил. Тот еще помнил героический эпос и играл на псалтири. А что потом? Что это значит, что русские насильственно русифицировали сами себя?
T.e. vy ne soglasny chto SSSR prodolzhal imperskuju politiku russifikacii? Nda..... kak pisal Kipling "rimskoe uxo gluxo"........... Ogranichus' objazatel'nym muzukal'nym sostavom, daby by ne s'exat' v boloto politdiskussij: Dazhe v brezhneskuju epoxu popytki koljadovanija mogli povlech za soboj presledovanija za "burzhuaznyj nacionalizm". V Kieve v 70'ye gody ostalos' 2 (!!!) shkoly gde prepodavanie velos' na ukrainskom. RT
Вы знаете, я все же, потону , видимо, в этом болоте. Всем, осуждающим и обиженным на русских и русскую нацию хочу заявить примерно следующее: русские в СССР занимали самое ничтожное положение из всех остальных народностей. Русский народ оказался неконкурентноспособным в борьбе с другими народами за лучшие социальные позиции и блага. Он не оказывал поддержки своим талантливым соплеменникам, а всячески препятствовал их выявлению, продвижению и признанию. Он никогда не восставал против глумления над ним, исходящее от представителей других народов, позволяя им безбедно жить за его счет. Если ты не борешься - у тебя нет воли. Каждый заслуживает того, что имеет. То, каким становится народ, зависит не от принудительных обстоятельств, а от сознательных и волевых усилий представителей народа идти против течения истории. И против принудительных обстоятельств.
Panove-bratchyky, unykajte provokacij. Kak by delo ne dosho do "oranzhevoj revoljucii kak sledsvo proiskov mezhdunarodnogo sionizma". My zdes' ne za etim sobralis'. Zazdalegid' vdjachnyj. RT
Nac. politica Rossijskoj imperii vo vsex ee ipostasjax detal'no dokumentirovana, no ja ne xochu narushat mir Soobschcestva: zamnem dlja jasnosti. RT -- http://polyhymnion.org/torban
>> Искусство не формирует этнос, этнос формируется совершенно по иным принципам... это утверждение дискуссионно. Пока среди философов и культурологов нет такой однозначности ...
>> ... Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела... Уважаемый, "дедам" и традиции всячески помогли умереть. Вы, может, не знаете о сталинском голодоморе на центральной и восточной Украине в 33 году, когда за разными оценками погибло до 7-8 миллионов людей... Многие территории потеряли до 80% населения.
Вообще, этот форум не место для политдискуссий, и я спорить не хочу, но кое-какие соображения выскажу. В частности, Вы утверждаете - какая может быть логика в гонениях на национальную культуру в эти годы? И я Вам отвечаю - не знаю. Не было логики и здравого смысла! Какая логика была в тотальном обезглавливании армии накануне войны, какая логика в преследовании и кучах инспирированных процессов по "делах врачей", "ученых", "интеллигенции", почему храмы взрывали по всей стране, боролись с пережитками прошлого, переселяли народы по прихоти тирана - где тут логика и целесообразность ??!!... Но это было и это засвидетельствовано. Также относительно русификации. Мне термин кажется не доконца отражающим реальность. Это была принудительная "советизация" - и Россия в этом процессе наряду с другими народами также одна из наиболее пострадавших. Вот у нас в Западной Украине сохранились обряды - свадебные, поминальные, рождественские - но на востоке ничего этого не знают. А ведь колядки например на Рождество когда-то пела вся Россия также, и пела не менее красиво и самобытно. Вот об этом сокрушался в дневниках Свиридов, и не он один... Также относительно недавних времен - Вы может не знаете, что могло стоить народное празднование дня Шевченко в карпатском селе - а стоило оно политическими репрессиями. Об этом засвидетельствовано, и пострадало целое поколение украинских шестидесятников - Стус, Свитлычний и многие другие...
Все это Вам пишу не для полемики, а для информации - насколько вопреки обстоятельствам и какой кровью сохранялась и оберегалась культура... И как ценны ее образцы.
PS - при интересе могу со временем выложить колядки...
Добре, не будем обсуждать истоический процесс здесь. Логика была железная, мы бы 60-летие не праздновали в этом году! Ну, если есть желение, диспутировать этот вопрос, можно и в частном порядке. Надо смотреть на предмет с разных точек зрения, а не с одной. И не раздувать сверх меры одну какую-то сторону. К примеру, репрессии. Кто горел, тот сгорел. И не жалел. А кто небо коптил... тому другое дело.
Чтобы повернуть общение в русло тематики форума спрошу Вас,- имеете ли Вы или можете помочь с известными "песнями о войне" Хворостовского. Был диск или два песен Великой Отечественной в его исполнении. Ищу уже давно и найти не получается. Так бы мы и почтили великую дату
Нет, такого диска у меня нет, извиняйте. И Хворостовского я не люблю (правда, песен о войне не слышал. Неужто, вштыривают?). И Козловского, тоже, не люблю))) А люблю я Владимира Касторского. Но тот не пел о войне.
Я видел по телевизору в прошлом году памятный концерт Хворостовского на Красной Площади... Даже поцифровали друзья - но звук "плывет" в файле. Второе отделение были песни об Отечественной войне - как на чей вкус, а по мне - пел замечательно и душевно...
Касторского не знал. Сейчас посмотрел в интернете - и интересно. Если Вы имеете его диски или записи и поделитесь - буду признателен. Кстати прочитал, что он был одним из лучших исполнителей партий в операх Р.Вагнера. Дело в том что я давно уже ищу русскоязычные исполнения опер Вагнера. Когда-то были пластинки, например Лоэнгрин - было очень здорово. Может можете помочь.
Спасибо Я имею хорошие оригинальные исполнения, но хочется русские...
Впрочем, бандура продолжала жить. Стараниями энтузиастов она из диатонического с натуральным звукорядом инструмента превращается в хроматический, которому доступны практически любые классические произведения. Бандурное искусство, без того, что настораживало большевистскую пропаганду, продолжало развиваться, осовремениваться. Создавались ансамбли, трио, капеллы. Бандуру преподавали в музыкальных школах, консерваториях. Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...( цитировано отсюда)
--------------------
Вот Вам кусочек на русском языке - теперь Вам будет понятнее мысль masaccio. Но на самом деле украинская народная музыка и песня - это не только кобзарская дума - хотя кобзарство - это самобытнейшая и уникальнейшая грань нашего народного искусства. Она бесценна. Но в тоталитарные времена уничтожались, замалчивались или преследовались все грани национального искусства - от духовной музыки до оперной, не говоря уже о народной или обрядной. Причем всех национальных культур. Читал, как в дневниках Свиридов сокрушался, что полностью вытравливается национальная песенная культура Беларуси, да и русская также, что яркий представитель армянской Хачатурян - совершенно одинок.
Украинская песня и романсы, представленные именами Козловского, Гнатюка, Гмыри, Гришка и других - выжили исключительно благодаря "сентиментальности" партийных тиранов этой эпохи. Хотя я читал как-то интервью с родственниками Козловского,- какие он огромные усилия делал, чтобы вообще сохранить национальную песню как вид, как заступался за артистов в Киеве, боролся и рисковал за репертуар, использовал свое имя чтобы помочь. И сам не раз был на волоске... Тяжелые были времена ... А для кобзарей гибельные...
Reply
Откуда у Вас эти сведения, про "съезд"? Имхо, просто изменилось время. В деревнях стало оставаться все меньше народу, а кто жил в колхозах, понемного утрачивали связь с традицией. Почему - полагаю, злую шутку сыграло то же время. Если исчезло - значит, стало не нужно никому. Сынам отцов стало не нужно. Равно так же, как исчезло ремесло сапожника. Очередная реакционная цитата.
>> Однако, за парадным фасадом «развития национальных культур» исчезла сокровенная суть кобзарства, его самобытность и традиции, аутентичный репертуар и специфическая философия жизни...
Неужели, не очевидно, что это - не волюнтаристкое же "запрещение", а просто - полное непонимание, утрачивание связи с действительностью. Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела.
Такой вопрос, вот Вы, какжется, придерживаетесь мнения, что партийный аппарат наступал на горло народной песне. Во-первых, в 30-х годах стране явно было не до этого, были поважнее проблемы. А после... зачем ему это было надо? В чем тут, так сказать, "приплод" ? Культурная жизнь деревни, песни, пляски, обряды, и проч. - неотъемлемая часть быта. Какой смысл - убивать корешки? Всхода-то не будет.
Я не хочу уж говорить о том, насколько сейчас гибельные времена для.. деревни, жизни там. Это полный абзац, и крайний край. (Интересно, где еще отправляются обряды, хоть бы свадебные, кроме как в старообрядческих поселених на Алтае и в Забайкалье? Да и там, одни пожилые люди...)
Reply
"S'ezd" upominaet Shostakovich.
RT
Reply
А вот у русских, к примеру, та же история с эпосом. Базуров рассказывал о последнем баяне, из Брянской области, годах в 70-х он его встретил. Тот еще помнил героический эпос и играл на псалтири. А что потом?
Что это значит, что русские насильственно русифицировали сами себя?
Reply
Nda..... kak pisal Kipling "rimskoe uxo gluxo"...........
Ogranichus' objazatel'nym muzukal'nym sostavom, daby by ne s'exat' v boloto politdiskussij:
Dazhe v brezhneskuju epoxu popytki koljadovanija mogli povlech za soboj presledovanija za "burzhuaznyj nacionalizm".
V Kieve v 70'ye gody ostalos' 2 (!!!) shkoly gde prepodavanie velos' na ukrainskom.
RT
Reply
Если ты не борешься - у тебя нет воли. Каждый заслуживает того, что имеет. То, каким становится народ, зависит не от принудительных обстоятельств, а от сознательных и волевых усилий представителей народа идти против течения истории. И против принудительных обстоятельств.
Reply
Kak by delo ne dosho do "oranzhevoj revoljucii kak sledsvo proiskov mezhdunarodnogo sionizma". My zdes' ne za etim sobralis'.
Zazdalegid' vdjachnyj.
RT
Reply
А нет ли у Вас записей певцов на колесной лире?
Reply
RT
Reply
Reply
RT
--
http://polyhymnion.org/torban
Reply
это утверждение дискуссионно. Пока среди философов и культурологов нет такой однозначности ...
>> ... Деды умерли, с ними умерла традиция. Все дела...
Уважаемый, "дедам" и традиции всячески помогли умереть. Вы, может, не знаете о сталинском голодоморе на центральной и восточной Украине в 33 году, когда за разными оценками погибло до 7-8 миллионов людей... Многие территории потеряли до 80% населения.
Вообще, этот форум не место для политдискуссий, и я спорить не хочу, но кое-какие соображения выскажу. В частности, Вы утверждаете - какая может быть логика в гонениях на национальную культуру в эти годы? И я Вам отвечаю - не знаю. Не было логики и здравого смысла! Какая логика была в тотальном обезглавливании армии накануне войны, какая логика в преследовании и кучах инспирированных процессов по "делах врачей", "ученых", "интеллигенции", почему храмы взрывали по всей стране, боролись с пережитками прошлого, переселяли народы по прихоти тирана - где тут логика и целесообразность ??!!... Но это было и это засвидетельствовано.
Также относительно русификации. Мне термин кажется не доконца отражающим реальность. Это была принудительная "советизация" - и Россия в этом процессе наряду с другими народами также одна из наиболее пострадавших. Вот у нас в Западной Украине сохранились обряды - свадебные, поминальные, рождественские - но на востоке ничего этого не знают. А ведь колядки например на Рождество когда-то пела вся Россия также, и пела не менее красиво и самобытно. Вот об этом сокрушался в дневниках Свиридов, и не он один... Также относительно недавних времен - Вы может не знаете, что могло стоить народное празднование дня Шевченко в карпатском селе - а стоило оно политическими репрессиями. Об этом засвидетельствовано, и пострадало целое поколение украинских шестидесятников - Стус, Свитлычний и многие другие...
Все это Вам пишу не для полемики, а для информации - насколько вопреки обстоятельствам и какой кровью сохранялась и оберегалась культура... И как ценны ее образцы.
PS - при интересе могу со временем выложить колядки...
Reply
Кто горел, тот сгорел. И не жалел. А кто небо коптил... тому другое дело.
Reply
Так бы мы и почтили великую дату
Reply
Reply
Касторского не знал. Сейчас посмотрел в интернете - и интересно. Если Вы имеете его диски или записи и поделитесь - буду признателен. Кстати прочитал, что он был одним из лучших исполнителей партий в операх Р.Вагнера. Дело в том что я давно уже ищу русскоязычные исполнения опер Вагнера. Когда-то были пластинки, например Лоэнгрин - было очень здорово. Может можете помочь.
Спасибо
Я имею хорошие оригинальные исполнения, но хочется русские...
Reply
Leave a comment