Клуб любителей маленьких файлов. В продолжение темы (трио-)Сонат И.С.Баха
Un poc'allegro из Сонаты IV (ми минор) BWV 528 (3 часть)Исп. Ив Рехштейнер (педальный клавесин работы Н. Машере)
Yves Rechsteiner - Clavecin à pédalier de Nicolas Macheret
Этот диск уже выставлялся
freezом почти целиком, но мне захотелось еще раз маленький кусочек - возможно, с тех пор многие присоединились к этому community и не слышали. (Уважаемый
shoro, не знаю, слышали ли Вы это тогда, а если нет - то я выставляю "по капельке", а не целыми дисками из-за внешних причинам, а не потому то жалко. Возможно, скоро ситуация изменится.)
Другая причина - просто захотелось поделиться 159 секундами счастья ;-). Дело в том, что у меня последние дни были крайне напряженные, хотя напряженные не для духа. (Любители Хайдеггера, может быть, упомянули бы "людей", любители Кастаньеды - "мелких тиранов" и т.п.). Я не о том, эта вещь (3-я часть четвертой Сонаты И.С.) - выставленная выше - для меня одна из самых "успокоительных", грандиозная консоляция в форме даже какого-то архетипа, что ли. Эта музыка для меня действует сильнейше успокаивающе и утешающе во всем.
Приведу высказывание из книги А. Швейцера - это едва ли не самое любимое мое суждение о музыке И. С. Баха, приоткрывающее, так сказать, ее сущность. Я его люблю повторять в разных местах Интернета :). (Цитата по новому русскому изданию - с. 244, по старому - см. главу "Клавирные произведения" в том месте, где говорится о ХТК. В общем-то, нижеследующее высказано в связи с ХТК, но ясно, что контекст гораздо более широк. По мне, это все чрезвычайно подходит и к той музыке, что я выставил выше, и лично я - в ней - нижесказанное "переживаю особенно остро". Хотя, м.б. некоторым это может показаться неким извращением :). Итак, вот цитата:
"Он (Бах) изображает не душевные переживания, как Бетховен в своих сонатах, не борьбу и стремление к цели, но ту реальность бытия, которую воспринимает дух, осознающий себя выше жизни и потому переживающий самые противоречивые чувства - и безграничную скорбь, и безудержную радость - в одном и том же возвышенном состоянии. {....} Кто хоть раз почуствует это удивительное успокоение, тот познает загадочный дкх, который здесь прославляет свое миросозерцание на тайном языке звуков; он будет благодарен Баху как одному из величайших гениев, примиряющих человека с жизнью и дарующих ему покой."
Я тоже повторюсь (ссылку уже давал несколько месяцев назад) - педальный клавесин можно посмотреть вот здесь:
http://ru-classic.oboe.ru/bon01.htm (две нижние фотографии).
Смысл в том, что это как бы два клавесина - один стоит на другом. Нижний - для басов, с клавиатурой для ног, т.е. педалью. Оттого и педальный клавесин. Это "настоящий" педальный клавесин, поскольку педаль имеет собственные ряды (т.е. для нее - отдельные струны, в то время как "ложный" педальный клавесин имеет просто "подвесную" (Anhang) педаль, которая просто, скажем для простоты, прицеплена к тем же струнам, что относятся к клавишам. Педально-струнная традиция не умерла с барокко, как известно, хотя инструменты "педальное фортепиано" имели эту самую подвесную педаль - т.е. педальная клавиатура просто активизировала молотки, относящиеся к басовым клавишам ф.п. Для такого инструмента, например, написаны Фуги на B-A-C-H и Скетчи Шумана, которые сейчас обычно исполняются на органе. Педальное фортепиано - специально пропитанное от влажности - было подарено Швейцеру в Африку, чтобы он мог играть там своего любимого И.С.Баха.
Инструмент на этой записи (по мне) - просто нет слов :). Он был построен где-то в конце 20 века (надо уточнять по буклетику к CD), мастер восстановил его по немецким мензурам.
Сам Ив играет (по мне) - очень хорошо. Кто вслушается, поймет, почему я не люблю спортивность Херрика :). Единственное, он в серединке конечно, немножко заигрывается, но это не особо мешает (наоборот, еще подчеркивает напряжение в этом месте), но там действительно сложное место. Играет в носках (сняв туфли), это хорошо. Это придает больше домашнести и больший контроль над туше (но для органа нужны туфли!).
Единственное, что я бы все-таки не пунктировал фигуры из 4-х 16-х в триольные. Конечно, это почти очевидно, что это не нотировано, и на фоне триолей должно исполняться именно так, но все-таки в одной из аутентичных копий эти вещи разделяются. А игра в противопоставлении сравнительно ровного ритма на фоне триолей придаст интересного аромату. Ну, ОК, тут не очень понятно, о чем я, поэтому м. быть в другой раз просто в MIDI покажу. В остальном - почти "моя" ("правильная", по терминологии freez'а, игра :D
Замечательное звучание с чистой однородностью vs чистым разделением по регистрам всех голосов. Чудо, чудо :).
Olorulus, а в этой записи Вам представляется "интерпретация Баха"? (вопрос в связи с той, давнишней дискуссией о трио-сонатах)