Марианна Моцарт...

Jul 31, 2006 22:21


Вновь прошу прощения за совсем уж оффтоп, и вообще рискую прослыть маньяком, фанатично выискивающим редкие даты, но чес слово это все спонтанно и случайно само откуда-то выскакивает!:).. Хотя случайность случая и имеет некую мистическую тенденцию к закономерности.., но не об этом сейчас:).. А об очередном юбилее:)... и опять-таки связанным с Моцартом:))..

В ночь с 30 на 31 июля 1751 года увидела свет этого мира сестра Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта (еще не родившегося, впрочем к тому времени) - Мария Анна Вальбурга Игнация, или проще говоря - Мария Анна, а еще проще - Марианна, и уж совсем по-домашнему - Наннерль... Не трудно заметить, что она старше своего гениального брата на 5 лет и, следовательно, всегда у них вместе будут круглые даты:).. или полукруглые:)) Короче говоря, 255 лет ей исполнилось:)

Не стану особенно распространятся на тему, почему о ней вообще стоит вспоминать, по-моему ясно, что через рассмотрение любого персонажа, входящего в близкое соприкосновение с гением, его облик становится объемнее для нас, красочнее и реальнее. Да и само то время приобретает живые черты и рельефнее проступает из общей безликости ленты времени... И вообще, приятно вспоминать о хорошем человеке, каковым по всей видимости она и была..:)

Итак..


Марианна была четвертым ребенком четы Леопольда и Марии Анны Моцартов, но первой из выживших.. Всего их с Вольфгангом  должно было быть семь сестер и братьев, но только они вдвоем смогли преодолеть роковой для того времени младенческий возраст..

С 7-летнего возраста отец начал систематические занятия с нею игрой на клавире, в коей Наннерль выказала явный талант и делала столь быстрые успехи, что заразила энтузиазмом и трехлетнего брата, который, стараясь подражать ей, также усаживался за инструмент и подолгу развлекался подбиранием благозвучных аккордов… А уж когда и мальчик к 6-летнему возрасту стал делать неимоверные успехи как в игре, так и композиции и варьировании, тут деятельную натуру Леопольда прорвало, и он решился на беспрецендентный шаг - грандиозные гастроли чудо-детей по королевским дворам европы, что должно было обеспечить их семье славу, а его детям - славное будущее…


И вот, с начала 1762 года и по начало 1769, т.е. почти семь лет (с небольшими «возвратными» перерывами) дети находились вне дома, т.е. практически весь юношеский период. Мелькали Мюнхен, Вена, Франкфурт, Кельн, Брюссель, Париж, Лондон, Гаага, Амстердам, снова Париж, Дижон, Лион, Женева, Берн, Цюрих, снова Вена.. Выступления при дворах череховались с публичными концертами.. Конечно основное внимание приковывал чудо-мальчуган, но и Наннерль вызывала всеобщее восхищение. «Действительно очаровательно было слушать, как четырнадцатилетняя сестра маленького виртуоза с удивительной свободой играет на клавесине самые сложные сонаты, а ее брат, импровизируя, аккомпанирует ей на другом клавесине. Оба творят чудеса.», писалось в «Европейской газете» за 1765 год.

К последнему приезду домой Марианне шел уже 18-й год, а уехала она 10-летним ребенком.. Все взросление свое провела она в разъездах, за это время дважды смертельно болела - тифом и оспой, в Гааге вообще чуть не нашла свое вечное пристанище, так плоха она была.. ее даже соборовали… Вольфганг с отцом еще продолжили путешествие в Италию, а практически взрослая девушка Марианна осталась дома в Зальцбурге вдвоем с матерью… Ни подруг, ни занятий.. Не каждая психика, мне кажется, выдержит такой контраст… Но Марианна оказалась молодцом, ни малейшего проявления недовольства или мизантропии нельзя усмотреть в ее поведении из дошедших до нас писем и прочих свидетельств.. Все такая же послушная дочь и благожелательная сестра..


Поездки эти не принесли семье желаемого достатка, скорее наоборот, все ставилось на будущее, поэтому Марианне пришлось заняться преподаванием игре на клавире, а о замужестве надолго забыть.. Тем более, что вскоре, 3 июля 1778 года, незадолго до 27-летия Марианны в далеком Париже, в этой несчастной поездке с сыном, нашла свое успокоение их добрая матушка - Анна Мария, и все заботы по дому и об отце легли на ее плечи…

Вот уже и Вольфганг женился (04.08.1782), а она все так же вела домашнее хозяйство и терпеливо ждала…

А ведь была и у нее любовь, взаимная. В 1781 году ее руки просил Франц Арман д'Ипольд, воспитатель пажей при княжеском епископском дворе. Но отец отказал… Трудно понять сейчас причину отказа, и Вольфганг ходатайствовал за эту кандидатуру.. А может быть именно поэтому.., ведь как раз в это самое время разгорелся скандал между сыном и архиепископом, в результате чего, вышедший из под опеки отца, Вольфганг потерял место службы, и отец был конечно вне себя от безумства, как ему казалось, этого поступка… Хотя скорее всего этот вариант не устраивал с какой-либо практической стороны… Но так или иначе, послушная дочь покорно согласилась и продолжала все так же вести домашнее хозяйство..

И вот, наконец, отец нашел ей подходящую кандидатуру - барон Иоганн Баптист фон Берхтольд цу Зонненбург... Правда он на 15 лет старше Марианны, и от предыдущих двух браков имеет пятерых детишек.. Не беда.. Зато - барон, да и занимает тот же служебный дом попечителя богодельни, в котором когда-то сам Леопольд сосватал свою Анну Марию.. Бракосочетание состоялось 23 августа 1784 года, и Марианна переехала в селение Санкт-Гильген близ Зальцбурга, в бывший дом своего деда - Вольфганга Николауса Пертля, в дом детства своей матушки.. Питали ли они друг к другу чувства? Вряд ли... Брак был произведен явно по расчету.. Леопольду было нужно обеспечить потомство Марианны баронским титулом, а барону была нужна мать его детям…


27 июля 1785 Марианна разрешилась от бремени первенцем.. Роды проходили в доме отца в Зальцбурге и младенца назвали в честь него Леопольдом, а полностью Леопольдом Алоизом Панталеоном. Леопольд старший так обрадовался внуку, что принял решение оставить его у себя.. Марианне вновь пришлось подчиниться и уехать назад в Санкт-Гильген без сына.. Трудно сейчас понять нам все это, но тогда к детям видимо относились проще.. Но в доме дедушки маленький Леопольдл, как ласково называл его тот, прожил всего 2 года, поскольку 28 мая 1787 года Леопольд старший умер…

За 17 лет своего замужества Марианна родила еще двух девочек, в 1789 - Иоганну («Жанетту») и в 1790 - Марию Бабетту, прожившую всего год. В том же 1791 она потеряла любимого брата, а в 1801 году (23 февраля) умер и муж и Марианна тут же перебралась с двумя детьми обратно в Зальцбург… Не знаю уж, что сталось с теми пятью детьми барона, которым все это время она была мачехой.. Видимо подросли уже до самостоятельной жизни…

Жила она обеспеченно, но без особых радостей… Маленький Леопольдл хоть и был приятным ребенком, но не выказал очевидно никаких музыкальных способностей. Выбрал в дальнейшем карьеру военного, воевал в составе Зальцбуржской армии с войсками Наполеона, в 1809 был взят французами в плен и заключен в тюрьму в Вене. Все эти переживания выпали на долю стареющей Марианне.. К тому же в 1805 году ее постиг еще один удар - умерла ее любимица Жанетта,  умерла в 16 лет..

А сын благополучно вышел из войны, позже стал таможенным чиновником и обосновываясь в конечном счете в Инсбруке..

В 1820 в Зальцбург переехала жить чета Ниссенов - бывшая жена Вольфганга Констанца и адвокат Николаус. Но общались они все же видимо немного, давняя неприязнь прорывалась в отношениях между женщинами. Но тем не менее Марианна предоставила в распоряжение Ниссена все находящиеся в ее владении письма отца и брата для его биографии Моцарта, вышедшей в Лейпциге в 1828 году.

Единственной ее отрадой оставался младший сын брата, любимый племянник Франц Ксавер Вольфганг с которым она поддерживала тесные и заботливые отношения. К тому же он был последним музыкантом в их семье и эта сторона его деятельности находила особенный отклик в ее душе…

В 1825 в 74 года она совсем ослепла, и так в темноте и в одиночестве прожила еще несколько лет до своей смерти 29 октября 1829 года.. Она хотела быть похороненной в могиле отца на кладбище Санкт-Себастьян, но неожиданно в завещании 1827 года изменила свое решение и пожелала быть похороненной в общей(!) могиле на кладбище Санкт-Петер.. Но мне кажется ничего странного в этом решении нет, если знать, что незадолго до этого в марте 1826 Констанца Ниссен (бывшая Моцарт) похоронила умершего мужа, Георга Николауса Ниссена в могилу отца Вольфганга и Марианны, повелев убрать надгробный памятник Леопольду.. Такая вот мерзкая месть к умершему неприятелю… Видимо слепой Марианне доложили об этом, и конечно же она не захотела быть там похороненной, а захотела разделить участь оставшегося так же без надгробного камня любимого брата… Это был последний удар в ее и так не такой уж радостной жизни…

Так все члены семьи Моцарт остались без могил…
Previous post Next post
Up