Продолжаю потихонечку выкладывать имеющиеся у меня симфонии Сибелиуса.
Сегодня очередь второй ре-мажорной симфонии. Исполнители - Lorin Maazel с венскими филармониками.
Как и в
прошлый раз, внутри архива - самые что ни на есть обычные mp3-файлы с 192 битрейтом.
Архив
2 симфония Сибелиуса (ре мажор, оп. 43) - самая исполняемая его симфония, в основном из-за известной гимнической темы в финале. В сочинениях Сибелиуса не так-то легко найте тему, которая бы так хорошо запоминалась с первого раза.
Симфония написана в классическом четырехчастном цикле, что, очевидно, до известной степени дисциплинировало Сибелиуса. Начало первой части великолепно в своей безмятежности, покачивание струнных как лодка в бесконечных озерах Финляндии и далекий мотив песни у духовых. Дальнейшее развитие монолитно и вдохновенно - оно приводит нас к типичному для Сибелиуса хоралу-монологу медных духовых. Реприза воспроизводит все услышанные элементы в контрапунктическом виде, один напротив другого, будто стены фьордов отразились друг в друге. Кода повторяет мотив вступления, красиво и так восхитительно классично закругляя первую часть.
Вторую часть открывает долгое заунывное пиццикато, будто ищущее свой путь развития. После минуты вслушивания кажется, что уже ничего не может быть медленнее этого шага, но вступают фаготы в октаву еще в полтора раза медленнее, излагая свой незамысловатый напев. Кто это поет? Моряки? Не знаю, как это принято в Финляндии. Кто-то явно жалуется на судьбу уже не первый век.
Струнные вступают с непоколебимой решимостью раскачать это грустное звучание. Сперва кажется, что это невозможно. Но постепенно конструкция будто заражается энергией и... взлетает. Кульминация - типичная для Сибелиуса громогласная перекличка отдельных групп оркестра (глыбы льда?).
Следующий эпизод слегка запутывает нас в ясности формы. Вновь обрывочные интонации у деревянных духовых на фоне струнной глади. Озера, озера, бесконечные просторы - ну что взять с композитора? Но вот все приходит, слава Богу, к репризе первой темы, что я окрестил морской жалобой у трубы, а позже и флейты. На этот раз оркестровка с задержанными разрешениями и наплываеми отсылает нас к Чайковскому с его страданиями и вздохами.
Разрешается конфликт вновь в духе Сибелиуса - медь с литаврами берет свое. Форте.
Последующий эпизод мне трудно комментировать. Видимо, здесь свою роль сыграл алкоголь. Огромный раздел на органном пункте и снова медь кладет свою большую тяжелую лапу на конец второй части.
Следующее скерцо - будто огромное полчища насекомых, стремящихся побыстрее пролететь мимо без особого толка и разбора, чтобы наконец-то приступить к медленной середине с красивым прочувственным соло гобоя и бесподобным развитием этой темы. Внезапное возвращение маленьких триолей у меня вызывают лишь сожаление. Медленная тема настолько хороша, что композитор ее провел целиком еще раз в конце части, а от нее начал сразу же строить невообразимую по длинне и романтизированности связку-предыкт к финалу.
К сожалению, кроме этой самой выдающейся темы в финале, о которой я уже оговорился в начале более ничего интересного нет - сплошной предыкт и предвосхищение. Остается лишь ждать когда гимн вернется. И снова вернется. И снова.