Рецензии-19

Dec 24, 2003 17:08

Две юридические души в одном оркестровом теле

Петр Поспелов

Ведомости

23 декабря 2003

Исполнение симфонической сказки Джона Корильяно "Повелитель крыс" в Концертном зале им. Чайковского на первый взгляд могло показаться одним из невинных предновогодних мероприятий для семейной аудитории. На самом деле история о музыканте, наказавшем жадных горожан, имела метафорический подтекст, а состав ее исполнителей знаменовал начало важного стратегического сотрудничества.

Детей в зале было много. Перед началом концерта они резвились, но во время исполнения заметно притихли. То ли в музыке современного американского композитора было многовато странных, на взрослый слух диссонантных или импрессионистских созвучий. То ли ведущий концерта Артем Варгафтик нагонял излишнюю тревогу. То ли от солиста Максима Рубцова, исполнявшего роль флейтиста-крысолова, исходило двойственное обаяние - непонятно было, добрый он или злой. Непонятно было также, почему Король крыс в исполнении Алексея Бруни так увлекся игрой на скрипке, что не смог поймать флейтиста, солировавшего у него под носом. И уж совсем огорчил конец, когда в отместку людям крысолов увел за собой всех детей и город охватила безвыходная зимняя тьма.

Взрослому любителю музыки странно было другое. В программке было написано, что концерт поддержан мэрией Москвы, исполнителем значился симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". Дирижировал главный дирижер этого оркестра Александр Ведерников. Но в программке было также написано, что концерт организован при помощи Фонда "Российский национальный оркестр". А сам оркестр, который играл партитуру Джона Корильяно, попутно надевая то крысиные морды, то шапки горожан, был по меньшей мере наполовину Российским национальным оркестром.

Решение двух оркестров о "стратегическом сотрудничестве" - не из тех, о которых победно сообщают на пресс-конференциях. Это решение вынужденное. Уходящий год провел черту между тремя московскими коллективами (Большой театр, Госоркестр и БСО им. Чайковского) , получившими президентские гранты, и остальными, кто остался с прежним скудным финансированием. Московский (не федеральный) оркестр "Русская филармония" гранта не получил. Лучшие музыканты снялись с мест и ушли в элитные оркестры; вакансии заполнить некем. У Российского национального оркестра (частного, негосударственного) похожая проблема: половина музыкантов ушла в новый оркестр Владимира Спивакова. И хотя РНО, в силу своей высокой репутации и мировой востребованности, смог заполнить вакансии, о полноценной занятости оркестра говорить не приходится. Музыканты РНО, как и других оркестров, бегают с места на место, фактически работая в нескольких оркестрах сразу.

"Если ты не можешь остановить процесс, лучше его возглавить", - посчитал президент Фонда РНО Сергей Марков. И вот руководство двух оркестров договорилось слить два оркестра в один. Официальным слиянием это не является: остаются два брэнда, два юридических лица, две бухгалтерии - но один человеческий состав. Пусть уж если бегают, то не каждый музыкант сам по себе, а всем оркестром - поднимая то одну, то другую вывеску в рамках единого согласованного графика.

Разумеется, проблемы остаются - в деталях и не только. У РНО до сих пор не выяснены отношения с Домом музыки на Красных Холмах, перешедшие в сферу судебных тяжб. Президент РНО Сергей Марков, не пользующийся популярностью в руководстве Дома музыки, отвечает взаимностью, теперь используя и художественную метафорику: замысел "Повелителя крыс" он трактует аллегорически - как рассказ о судьбе РНО, попавшего в крысиное царство музыкально-силовых структур.

Тень проблем РНО теперь легла и на его нового партнера - "Русскую филармонию", как раз имеющую в Доме музыки репетиционную базу. В следующем году льготную аренду, которой пользуется оркестр, Дом музыки может и не продлить. Директор "Русской филармонии" Гаянэ Шиладжян усматривает в этом попытку вмешаться в ее кадровую политику: по ее мнению, генеральный директор Дома музыки Валерий Гладыр не хочет прихода в его владения музыкантов РНО (за которыми, добавим мы, может последовать и зловещий Марков). Валерий Гладыр, со своей стороны, указывает на то, что творческого конфликта нет, просто оркестр "Русская филармония" никак не предоставит ему документы о праве на льготную аренду.

Однако при всех препонах, которые не могут не возникнуть, если две организации, каждая со своей биографией и системой связей, сливаются в одного сиамского близнеца, стратегическая инициатива двух оркестров могла бы стать примером для других коллективов, оставшихся без президентской поддержки - таких как оркестр Филармонии, симфоническая капелла Валерия Полянского, оркестры Павла Когана и Вероники Дударовой. Объедини они силы, может, вышел бы один, но конкурентоспособный оркестр - и пусть играет хоть под четырьмя вывесками.

corigliano, РНО

Previous post Next post
Up