Arvo Pärt - Tabula Rasa

Dec 01, 2004 09:45


Arvo Pärt - Tabula Rasa
(ECM New Series 1275, 1984)

Gidon Kremer violin
Keith Jarrett piano
Arvo Pärt conductor Staatsorchester Stuttgart
The 12 Cellists of the Berlin Philharmonic
Tatjana Grindenko violin
Alfred Schnittke prepared piano
Saulius Sondeckis conductor of Lithuanian Chamber Orchestra

Recorded November 1977, October 1983, January and February 1984
ECM New Series 1275

i. Fratres
ii. Cantus In Memory Of Benjamin Britten
iii. Fratres
iv. Tabula Rasa

MP3: Q0 VBR 112/320 kbps, 90Mb
OGG Vorbis: Q7 QM 224 kbps nominal, 78Mb

NB Совпадение имен первой и третьей дорожек на этом диске не ошибка - Fratres действительно представлена в двух версиях.

* * *

Если ужимать удивительную историю творческой жизни Арво Пярта до одного абзаца, соотнося ее с выкладываемым диском, то выглядеть она будет примерно так. К 1968 году Пярт, успешно закончивший Таллиннскую Консерваторию и учившийся у Хейно Эллера композиции, понял необходимость духовного поиска и замолчал примерно на восемь лет, до 1976 года. Собственно, причину молчания установит любой внимательный человекк, прослушавший его раннюю Третью симфонию: феноменальное владение композицией, полистилистикой, полиритмией, ... (список можно продолжать), но очевидное непонимание, как выразить себя через музыку. В эту восьмилетнюю паузу Пярт обратился к православию, посещал храмы в Киеве, изучал одноголосый грегорианский хорал и писал в стол. Результатом его духовных и творческих поисков стала техника тинтиннабуляции (от лат. tintinnabuli - колокольчики), достаточно простой, но удивительно стройный набор формальных правил композиции (гоморитмическая композиция, без смены тональности, без смены темпа, если разложить его двухголосую технику на руки играющего на фортепиано, то одна рука будет играть некую математическую последовательность, а вторая заполнять промежутки из тонической триады - это хорошо можно пронаблюдать на его первой композиции в технике tintinnabuli, «Für Alina», хоть в «Алине» Пярт (еще) не пользуется математическими последовательностями). В 1976 году, видимо, найдя искомое, Пярт пишет целый кластер своих самых ярких произведений: Fratres, Summa, Cantus и Tabula Rasa. Собственно, Tabula Rasa - самое известное, и, пожалуй, самое яркое из светских произведений композитора (а композитор совершенно справедливо делит свою музыку на светские и духовные вещи).

Tabula Rasa состоит из двух частей - Ludus (con moto) и Silentium (senza moto), это двойной концерт для двух скрипок с подготовленным фортепиано и струнным оркестром, в версии ECM он записан в одну дорожку, но часто дробится на две (я могу вкратце процитировать музыковедческий разбор полетов Пола Хиллера, если кому-то интересно; здесь и далее - материал и цитаты из Paul Hillier, «Arvo Pärt», серия «Oxford Studies of Composers», Oxford University Press, 1997).

Состав на вышеупомянутом диске звездный: Кремер и Гринденко со скрипками, Джарретт и Шнитке с фортепиано, если я верно понимаю, то Пярт еще и дирижирует. Однако. У меня нет классического образования, и я не музыковед, но мне попадались еще две версии исполнения Tabula Rasa кроме версии ECM (ставшей образцовой), как минимум достойные внимания. Ниже любопытствующие могут ознакомиться с ними и оставить свои комментарии (я буду благодарен):

Версия Deutsche Grammophon 1999 года:

i. Ludus
ii. Silentium

MP3: Q0 CBR 192 kbps, 32Mb

За старших здесь Gil Shaham, Adele Anthony, Erik Risberg. Она очень техничная и механистичная, если не сказать, что сухая, но мне почему-то кажется, она по-своему раскрывает математическую сторону музыки Пярта (а Пярт в этом смысле - очень серьезный математик), чего нельзя сказать о двух других обсуждаемых здесь записях.

И совсем странная запись, дирижирует Паоло Готто, за фортепиано отвечает Петр Лаул, за скрипки - Чртомир Шишкович и Виктор Кулешов, помогает им Конгресс-оркестр; очень «сырой», по-своему выразительный и весьма эмоциональный звук. Буклет диска подчеркивает тот факт, что музыканты и звукорежиссер четко выдерживали паузы, предписанные партитурой:

i. Ludus
ii. Silentium

MP3: Q0 VBR 112/320 kbps, 32Mb

* * *

Я буду благодарен за все комментарии, исправления и пожелания, которые у вас найдутся. Если кому-то интересна музыка этого композитора, я буду выкладывать сюда понемножку (м. б. в хронологическом порядке) и, по мере возможности, снабжать посильными комментариями. Мне еще отчего-то кажется, что это сообщество только выиграет, если музыка здесь будет хоть как-то аннотироваться - уверен, что людям, далеким от понимания духовного подвига и серийной музыки, Пярт может показаться скучным, однообразным, а то и вздорным автором; это, конечно же, не так, но это, пожалуй, требует хоть мало-мальского разъяснения, что я и пытаюсь проделать.

Спасибо.

contemporary, violin, kremer, Шнитке, piano, paert, fratres, Гринденко

Previous post Next post
Up