Страсти по асбесту (часть1)

Dec 10, 2012 11:13

"Эксперт" публикует интервью с руководителем "Оренбургских минералов" Андреем Гольмом
Алексей Хазбиев, 10.12.2012

Развернувшаяся с конца 1970-х годов антиасбестовая кампания не только выкинула с мирового рынка вредные виды этого минерала, но и резко ограничила потребление его безопасного собрата - хризотила. Драма в том, что крупнейший производитель этого сырья - Россия


Под руководством Андрея Гольма «Оренбургские минералы» за последние десять лет увеличили производство хризотила почти в два раза
Широкомасштабная антиасбестовая кампания, развернутая в странах Запада, - образцовый пример умышленной технологической дискредитации целого класса «неугодных» промышленных продуктов при помощи искусного манипулирования общественным сознанием. Подобные кампании в последние годы проводились сразу против нескольких технологий. Можно вспомнить фреон, ГМО, тепловую энергетику, тефлоновую посуду. Во всех этих весьма схожих по сценарию случаях использовалась тактика тотальной дискредитации не только отдельных производителей или выпускаемой ими продукции, но и самих технологических основ ее производства или применяемых базовых материалов. А в случае с асбестом его противники пошли еще дальше - на прямой подлог.

Как известно, в природе существует два больших семейства асбестовых минералов, достаточно сильно отличающихся друг от друга по химическому составу, технологическим свойствам и степени воздействия на организм человека: серпентиниты и амфиболы. Но в коммерческом и бытовом использовании они формально объединяются под общим названием «асбест». С начала прошлого столетия различные виды асбеста активно использовались при изготовлении разнообразных промышленных товаров, включая изоляционные материалы, жаропрочные и стойкие к химическому воздействию панели, кровельные и черепичные покрытия, прокладки автомобильных тормозов и т. п.

Но уже к середине XX века ученые-медики пришли к выводу, что асбестовые волокна оказывают очень вредное воздействие на здоровье людей. Точнее, повышенная опасность исходит от асбестовых волокон семейства амфиболов - крокидолита (голубого асбеста), амозита (коричневого асбеста) и некоторых других. Под воздействием множества медицинских отчетов, четко продемонстрировавших повышенный риск развития ряда онкологических заболеваний при вдыхании амфиболовых волокон, и началась мировая антиасбестовая кампания. Но под горячую руку противников асбеста попал и главный представитель второго семейства этих минералов - хризотил (он же белый асбест). И, что немаловажно, именно на хризотил приходилось более 90% всего асбеста, который добывался и перерабатывался на протяжении всей промышленной истории ХХ века.

Несмотря на большое количество научных публикаций, убедительно свидетельствующих о безвредности хризотила для человека при условии соблюдения стандартных санитарно-технологических норм на производстве, и благодаря усилиям мощнейшего антиасбестового лобби в массовом общественном сознании на Западе устойчиво закрепился поистине демонический образ асбеста, причем без всякого различия между его видами и формами.

О том, к чему привела эта кампания, о ее вреде для российской экономики и о перспективах хризотилового производства мы беседуем с руководителем крупнейшего мирового производителя хризотила гендиректором «Оренбургских минералов» Андреем Гольмом.

- Какое давление оказывается на производителей хризотила сейчас? В чемоно заключается?

- Есть ряд директив Всемирного банка, которые не рекомендуют выдавать ссуды компаниям, так или иначе связанным с производством хризотила или продуктов из него, да и просто открывать им расчетные счета. Из-за этого в свое время компания Komatsu не продала нам и «Ураласбесту» оборудование, в частности грузовики. Есть также ряд ограничений на транспортировку. Например, некоторые железнодорожные операторы и транспортные компании до кризиса отказывались перевозить наши грузы. Правда, когда кризис стал разрастаться и у них резко упал грузопоток, они свою позицию изменили, хотя ясно, что это временно: когда ситуация улучшится, они опять введут запреты. Но самый действенный рычаг давления - порты. Если европейцы запретят нам использовать их портовую инфраструктуру, то нам придется создавать собственные транспортные компании и возить грузы через Дальний Восток.

- А какова официальная позиция России в отношении использованияхризотила?

- В прошлом году Россия ратифицировала Роттердамскую конвенцию, которая содержит перечень химических веществ, в основном пестицидов, запрещенных к использованию в мире. Европейцы пытались включить в список хризотил, но им не удалось. И поскольку теперь все решения о расширении списка будут приниматься на основе консенсуса, сделать это им, видимо, и не удастся. Именно поэтому они начали борьбу с нами в своих портах.

Что касается России, то после ратификации конвенции президент Владимир Путин прямо заявил, что мы не должны притеснять отечественных производителей на международных рынках, особенно под надуманными предлогами. Такую позицию разделяют и наши чиновники, ответственные за здравоохранение. В России утвержден перечень из трех тысяч видов содержащей хризотил продукции, разрешенных к использованию.

- А предлоги действительно надуманные?

- В перечне опасных веществ Международного агентства по исследованию рака (МАИР) Всемирной организации здравоохранения есть бензин, алкоголь, табак, соленая рыба, древесная пыль и многие другие канцерогены, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день. Эти вещества оказывают химическое или физическое воздействие на организм человека и повышают вероятность возникновения злокачественных образований. Но опасность, которую канцерогены несут людям, не всегда оборачивается заболеванием. Организм здорового человека может серьезно пострадать, если опасное вещество в определенных дозах воздействовало на него длительное время. В противном случае воздействие канцерогена незначительное. Но если соленая рыба серьезных опасений по поводу здоровья не вызывает, то к природным минералам под объединенным названием «асбест» - канцерогенам той же группы - отношение более настороженное.

А что такое асбест? Торговое название группы волокнистых минералов - амфиболов и хризотила. Несмотря на схожие свойства, эти разновидности асбеста имеют абсолютно разный химический состав и минералогическую структуру. Они даже цветом различаются: амфиболовые волокна крокидолита голубые, а хризотила - белые. Хризотил - это гидросиликат магния. Его волокна мягкие и эластичные, в кислотной среде они легко растворяются за счет молекул магния и выводятся из организма максимум через две недели, не представляя опасности для жизни и здоровья. А вот у амфибола волокна острые как иголки, и они, напротив, устойчивы к растворению в кислой среде, поэтому накапливаются в легких и вызывают тяжелые заболевания, в том числе онкологические. Период распада амфиболов - более года. Исторически сложилось так, что Европа в основном использовала амфибол, а Россия - хризотил. Это и стало одной из причин такого чувствительного отношения европейцев к этой проблеме и попытки запретить использование всех видов асбеста, в том числе хризотила. Но хризотил - это природный минерал, он содержится в двух третях поверхности земной коры и никакой опасности сам по себе не представляет. Например, наш город Ясный занимает первое место по рождаемости в Оренбургской области. Если же говорить об онкологических заболеваниях, то мы на фоне страны никак не выделяемся. Но чиновники МАИР и ВОЗ этого не замечают.

- Несмотря на запрет, некоторые европейские страны, те же Франция иВеликобритания, 
все равно используют асбест. Например, для термическойзащиты реакторов атомных
подводных лодок, авианосцев. Кстати, точно также поступают и США, хотя там асбест 
не запрещен.

- Ну еще бы кто-нибудь попытался американцам что-то запретить! Они тут же пришлют авианосец, и все проблемы исчезнут сами собой.

- А кто же все-таки начал мировую антиасбестовую кампанию? Кому онавыгодна?

- Во-первых, строительным и инвестиционным компаниям. А во-вторых - юристам. Для них это вообще очень удобная тема - они могут взять деньги и с государства, и с компаний.

На мой взгляд, дискриминация асбеста - обычный бизнес. Раньше в Европе из него делали практически все - напольную и облицовочную плитку, внутренние стеновые панели, перекрытия, звукоизоляцию, ванны, туалеты, использовали как насыпной утеплитель. Эту огромную нишу решили захватить местные компании. Но для этого нужно было выбить оттуда нас, что они и сделали. А поскольку механизм уже раскручен, пошли дальше. В Англии очень многие фермеры используют шифер. А им хотят навязать заменители. Из-за этого возникают всевозможные проблемы. Например, металлическая кровля нагревается в жару, грохочет, и свиньи чувствуют себя некомфортно. То же самое с рубероидом: он издает неприятный запах, и животные начинают нервничать. Тем не менее английские власти пытаются законодательно обязать фермеров заменить шиферную кровлю. В масштабах всей страны на это уйдет порядка 800 миллиардов фунтов.

- За последнее десятилетие «Оренбургские минералы» увеличили выпускхризотила вдвое
 и стали крупнейшим мировым производителем этогосырья, опередив прежнего лидера 
отрасли - «Ураласбест». И все этопроизошло на фоне мощнейшей антиасбестовой кампании.
Как вам удалсятакой рывок?

- А нам просто деваться было некуда. «Ураласбест» в последнее время активно диверсифицировал свой бизнес. Сейчас это крупнейший российский производитель щебня и один из крупнейших игроков на рынке теплоизоляционных материалов. В отличие от нас он находится в гораздо более благоприятном экономически регионе. У нас вокруг голая степь - что-то делать здесь непросто, и мы вынуждены агрессивно развивать основное производство. Мы постоянно инвестируем в новое оборудование, в горный комплекс, открываем новые рынки, ездим по разным странам, демпингуем. И это дает результат. В этом году мы выпустим где-то 560-570 тысяч тонн хризотила - это будет исторический рекорд за все время существования нашего предприятия.

- Но мировая конъюнктура на вашем рынке не слишком удачна. Европахризотил практически
не потребляет, в России и СНГ спрос падает…

- Зато растет рынок в Юго-Восточной Азии. Еще несколько лет назад его не было. А сейчас страны ЮВА - самые крупные мировые потребители хризотила. В Индонезии за последние годы его потребление выросло более чем в три раза! То же самое в Индии и Китае. Уже сейчас Китай потребляет около 500 тысяч тонн хризотила, и в дальнейшем потребность в нем обязательно будет расти. Раньше Индия импортировала около 200 тысяч тонн хризотила, а сейчас - уже 400 тысяч. И в долгосрочной перспективе экспорт в Индию как минимум удвоится. Каждые десять лет население там увеличивается на 100 миллионов человек. А это эквивалентно потреблению примерно 100 тысяч тонн хризотила. Кроме того, в Индии в ближайшие несколько лет порядка 100 миллионов человек перейдут из категории очень бедных в категорию очень небогатых. И всем им нужна будет крыша над головой, а значит, вырастет потребление шифера и, соответственно, хризотила. И не только потому, что шифер - это товар для бедных. В жарком и влажном климате его просто нечем заменить. Любой металл там гниет и разрушается за два-три года, а шифер может спокойно лежать по тридцать-сорок лет, ему ничего не будет. Поэтому наша главная ставка - на страны Азии. В этом году мы начинаем впервые отгружать продукцию в Бангладеш - пока всего 10 тысяч тонн. Это очень небогатая страна, но с населением больше России, и, по логике, потребление шифера там вырастет до 200 тысяч тонн в ближайшее время. Будет расти Бирма, некоторые латиноамериканские страны, Африка. Там люди только начинают выбираться из трущоб, и им нужна любая крыша.

В целом мировой рынок хризотила в этом году вырастет примерно до 2,3 миллиона тонн. И каждый следующий год будет расти где-то на пять процентов.
Оригинал статьи здесь

Антиасбестовая кампания, Гольм, Асбест, Шифер, Оренбургские минералы, Хризотил

Previous post Next post
Up