28 июня исполнилось 125-лет со дня открытия и начала разработки Баженовского месторождения.
Баженовское месторождение хризотил-асбеста является богатейшим в мире по запасам, уникальным по широте набора волокна по длине и прочности, без вредных для здоровья человека волокон крокидолита, тремолита.
Месторождение было открыто в 1885 году землемером-топографом А.П.Ладыженским в 60 километрах к северо-востоку от г. Екатеринбурга при выполнении работы по отводу площадей для разработки россыпного золота. Однако случайным это открытие назвать нельзя. Наличие в этом районе асбеста, серпентинитов и сопровождающих их перидотитов впервые было установлено и описано в 1877-м и 1879 году выдающимся российским геологом А.П.Карпинским.
20 июня 1889 года горный департамент дал разрешение на добычу асбеста. Эта дата является официальной датой начала горных работ на Баженовском месторождении асбеста, в том же году были добыты первые 900 пудов - 14,5 тонн сортового асбеста.
В первые годы разведка носила непродуманный, поспешный, чисто эксплуатационный характер; методы ее были примитивными, ни о каком разведочном бурении не велось и речи. C организацией треста «Ураласбокомбинат», в 1922 году началось систематическое изучение месторождения. Сотрудниками геолого-маркшейдерского отдела комбината под руководством главного геолога К.Е.Тарасова была выполнена маркшейдерская съемка и геологическое картирование всех действующих в то время карьеров. В эти же годы была составлена первая детальная геологическая карта района, масштаба 1:5000 с описанием геологического строения и петрографического состава горных пород.
В период с 1925 по 1927 годы большие работы по изучению месторождения провела партия геологического комитета под руководством члена-корреспондента АН СССР П.М.Татаринова. В результате были оконтурены с поверхности основные участки; выявлен ряд ранее неизвестных крупных залежей, скрытых под наносами.
В 1938 году Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт произвел первый генеральный пересчет запасов на глубину 100-150 метров. В послевоенные годы для дальнейшего и более углубленного изучения Баженовского месторождения асбеста была организована Баженовская геологоразведочная партия.
В 1949 году был проведен новый генеральный пересчет запасов всего месторождения и разработан генеральный проект детальной разведки на глубину 300 метров. Разведочные работы по третьему генеральному проекту разведки были закончены в 1960 году. В результате проведенной работы месторождение было детально разведано до глубины 300 метров, а общие запасы асбеста всех категорий возросли более чем в три раза. Глубокие структурные скважины на некоторых участках месторождения обнаружили распространение промышленной асбестоносности на глубину более 1000 метров.
В 1980-1984 годы на Баженовском месторождении была проведена детальная разведка в пределах проектных контуров карьеров комбината, произведен четвертый генеральный пересчет запасов асбеста. Разведка проводилась Баженовской геологоразведочной партией, возглавляемой главными геологами В.И.Чемякиным, позже - В.И.Ефимовым. Все работы по изучению месторождения выполнялись при непосредственном участии геологов комбината Л.Л.Пожарицкого, И.И.Холзакова, В.А.Петровых, З.И.Яковлевой. Утвержденные запасы в объеме 69 502 тыс. тонн асбеста (категории В + С) обеспечат работу комбината на проектном уровне еще не менее чем на 100 лет.
Историю развития горных работ, техники и технологии обогащения хризотил-асбеста на Баженовском месторождении условно можно разделить на 7 этапов, которые характеризуются соответствующими объемами производства, технологией и применяемым оборудованием.
I этап 1885-1917 гг.
Все горные работы велись примитивно - вручную. Кайла, лопата, лом, клин и кувалда - вот немудреный инструмент тогдашнего горняка; тачка, носилки и конная подвода - его горный транспорт. До 1900 года извлекали из руды только длинноволокнистый асбест. Обогащение асбеста производилось убогой и примитивной техникой. Руду подвергали дроблению и просеиванию в сараях или под навесами. Дробильным инструментом служили металлические колотушки (по-уральски - «молотила»). Из дробленой руды, просеянной на ручных ситах, асбест отбирали руками, все остальное волокно шло в отходы. Отобранный асбест сортировали по длине волокна, упаковывали в ящики и отправляли потребителям.
В 1901-1907 годах на асбестовых приисках были построены первые сезонные сортировки, на которых применяли для дробления руды «бегуны» с конным приводом, а для выделения черновых концентратов из руды - наклонные плоскости. Этот, так называемый, «русский» способ обогащения асбеста на наклонных плоскостях, основанный на различии коэффициентов трения и упругости свободного асбестового волокна и зерен пустой породы, оставался в России ведущим до 1928 года, хотя был малопроизводительным и неэффективным.
В 1913-м, последнем предвоенном году было произведено 22,5 тыс. тонн - максимальный уровень производства асбеста в дореволюционной России. Более половины всего асбеста вывозилось за границу, в тоже время в Россию импортировались и асбест, и готовые асбестовые изделия.
II этап 1917-1930гг.
Этот этап разработки Баженовского месторождения был охарактеризован восстановлением горных работ и сортировочных установок, пришедших в полный упадок за время первой мировой и гражданской войн.
1922 года после образования государственного предприятия «Ураласбокомбинат» работа на месторождении приобрела плановый характер. Характерным для данного периода комбината было не только увеличение масштабов производства, но и стремление механизировать производственные процессы.
В асбестовых карьерах был увеличен парк паровозов и вагонеток большей грузоподъемности, выросла протяженность узкоколейных (600 мм) рудничных путей, количество подъемников, были установлены два кабельных крана, деревянные кабельные краны были заменены металлическими.
В конце 1927 года на карьерах появился первый экскаватор немецкой фирмы «Менк Гамброк» с емкостью ковша 1 куб.м.
В сентябре 1927 года вошла в строй фабрика № 1. Ее производительность составляла 100 тонн руды в сутки. Для решения проблемы снабжения фабрики № 1 дробленой рудой, были установлены дробилки и механические грохоты в карьерах, на кабель-кранах. Реконструкция карьеров внесла изменения и в технологию горных работ, высота уступа доведена до 6-8 метров. На бурении стали применяться пневматические молотки тяжелого типа. Погрузка руды и пустой породы велась экскаваторами с емкостью ковша 2 куб.м. в самоопрокидывающиеся вагоны грузоподъемностью 10 тонн.
В 1929 году в Центральной части месторождения была заложена мощная обогатительная фабрика № 2, рассчитанная на переработку 2400 тонн руды и выработку 100 тонн асбеста в сутки. В проекте фабрики была заложена новая технологическая схема, в которой был применен канадский метод обогащения асбеста - сухой, гравитационный с пневматическим отсасыванием вскрытого волокна.
В конце второго этапа, в 1929 году, было добыто 1625 тыс. тонн горной массы и выработано 33 тыс. тонн асбеста.
III этап 1930-1950 гг.
В развитии горных работ ознаменовался более эффективной механизацией и внедрением более совершенных систем разработки месторождения. Начавшееся со второй половины тридцатых годов и быстро растущее применение экскаваторов для погрузочных работ в карьерах потребовало использования более производительных транспортных средств, чем кабельные краны.
Одновременно строились и осваивались новые мощные фабрики: в 1930 году сдана в эксплуатацию фабрика №2, в 1935 году - фабрика №3. Старые фабрики также были реконструированы с увеличением производственных мощностей. С вводом новых мощностей по производству асбеста потребовалось значительно увеличить добычу руды. В связи с этим нужно было переходить на новые способы вскрытия и более производительный вид карьерного транспорта, более широко применять экскаваторы для вскрышных и добычных работ. Постепенно были ликвидированы кабельные краны, наклонные подъемники, по бортам карьера были проведены новые съезды, которые, в соответствии с проектом, были оборудованы электрифицированными железнодорожными путями с шириной колеи 1000 мм. Появилась возможность подавать железнодорожные составы под погрузку горной массы в карьерах непосредственно в забои и разгружать их на фабриках и отвалах, тем самым, исключив операции перегрузок. Карьерный транспорт оснащался новой техникой: электровозами фирм «Джии», «Вестингауз» сцепным весом 35 тонн и вагонами фирмы «Магор» грузоподъемностью 30 тонн. Вес поезда был увеличен до 120 тонн. В 1940 году в карьеры Центрального РУ поступили новые экскаваторы фирмы «Бьюсайрус» типа В-54 с емкостью ковша 1,92 куб.м. и В-120 емкостью 3,06 куб.м.
С начала Великой Отечественной войны большая часть предприятий комбината была законсервирована. До 1944 года в работе оставались Центральное РУ, фабрики «Октябрьская» и № 2.
За эти труднейшие годы была завершена реконструкция транспортного хозяйства Центрального рудоуправления - колея 600 мм заменена на 1000 мм.
В послевоенный период начинается реконструкция карьеров Южного и Северного рудоуправлений. С запуском в 1944 году фабрик №№1, 3 пришлось заново осваивать их производственные мощности: восстанавливать оборудование после консервации, совершенствовать технологический процесс. На фабрике №2 были построены цех ДСК, склад сухой руды, на фабрике №3 был построен новый бункер отходов с разгрузкой в дупмкары с электровозной тягой, испытывались первые образцы передвижных упаковочных машин шнекового типа.
В 1948 году фабрика №3 вышла на проектную мощность, фабрика №1 в 1949 году достигла довоенный уровень производства, а общий уровень производства асбеста к этому времени превзошел довоенный 1940 год.
В 1947 году в карьерах появился первый отечественный экскаватор СЭ-3 завода «Уралмаш». Высота уступов в экскаваторных забоях увеличивается до 10 метров. По предложению работников Центрального рудоуправления осуществляется вскрытие залежей системой тупиковых съездов. Этот способ вскрытия в дальнейшем оправдал себя, был узаконен проектными организациями и в значительной мере способствовал техническому прогрессу асбестовых карьеров. По новому проекту была установлена глубина асбестовых карьеров 150-180 метров. К концу периода объемы горных работ составили 17,2 млн тонн, производство асбеста - 195 тыс. тонн.
В 1951 году за совершенствование методов обработки асбестовых руд и механизацию трудоемких процессов, обеспечивающих увеличение производства асбеста, коллектив работников комбината был награжден Государственной премией СССР.
IV этап 1951-1957 гг.
С ростом потребности народного хозяйства в асбестовых изделиях необходимо было дальнейшее усовершенствование технологии и обновление техники карьеров и обогатительных.
В 1951 году было разработано первое комплексное задание по реконструкции и строительству асбестовых предприятий. Этим проектным заданием предусматривалось использование всех балансовых запасов. Проектная глубина карьеров увеличивалась до 250-300 метров. Особенностью разработки Баженовского месторождения в пятидесятых годах являлось продолжение оснащения карьеров отечественным оборудованием. В большом количестве были введены в работу экскаваторы СЭ-3, станки ударно-канатного бурения БУ-2 и БС-1, электровозы производства Новочеркасского завода и думпкары производства Калининградского завода. За это время непрерывно растет длина карьерных железнодорожных путей. Общая протяженность путей колеи 1000 мм составляет 156 километров. Полностью электрифицируется транспорт Южного и Северного рудоуправлений. Железнодорожный транспорт Южного рудоуправления пополняется новыми электровозами фирмы «Савельяно».
В середине пятидесятых годов ликвидируются старые фабрики № 1 и «Октябрьская». Вместо них в строй вводятся современные фабрики: № 5 (1955 г.) и первая очередь фабрики № 4 (1956 г.). В проектах фабрик №4,5 нашли отражение многие прогрессивные технологические решения того времени: поточно-транспортная система, механизированный склад сухой руды, система очистки технологического и аспирационного воздуха в 2-х стадиальных устройствах, механизированный склад подготовки групп и марок асбеста, упаковочное отделение со складом готовой продукции. Соответственно вырос и объем руды, поставляемой рудоуправлениями на фабрики. За этот период объемы горных работ выросли до 40 млн. тонн, а производство асбеста - до 570 тыс. тонн, что позволило в 1958 году превзойти по выработке асбеста основного в мире производителя - Канаду.
Решающим для пятого этапа (1958-1965 гг.) и дальнейшего развития добычи и производства асбеста на Баженовском месторождении было специальное постановление Совета Министров СССР по развитию асбестовой промышленности, принятое в 1958 году. Во исполнение постановления развернуто строительство фабрики №6, которая должна была обеспечить переработку всех руд месторождения, был организован перевод карьерного транспорта с колеи 1000 мм на широкую колею, карьеры и обогатительные фабрики оснащаются новым высокопроизводительным оборудованием. Новым проектом глубина карьеров увеличена до 260 м.
Работа по переводу железнодорожного транспорта на нормальную колею без остановки производства, при постоянно растущих объемах горных работ, являлась сложной технической задачей, что потребовало выдумки и значительного напряжения сил от руководителей рудоуправлений, всех служб транспортных и горных цехов и энергоснабжения. Эта работа была успешно решена в короткий период 1958-1961 гг. При переводе железнодорожного транспорта на колею 1524 мм и напряжение в контактной сети 1650. Были применены электровозы сцепным весом 150 тонн и думпкары грузоподъемностью 50-100 тонн, при этом полезный вес поезда увеличился с 90-120 тонн до 450-500 тонн, руководящие уклоны с 21 до 40 промилей. Суточная производительность локомотивов возросла в 2,7 раза. В 1963 году в эксплуатации находилось свыше 120 электровозов 21-Е и ЕЛ-1, более 600 вагонов-думпкаров. Протяженность железнодорожных путей составила 270 километров, была внедрена их крановая укладка и переукладка. В эти годы экскаваторный парк пополнился экскаваторами ЭКГ-4, ЭКГ-5, ЭКГ-8. Продолжительное время «узким местом» в технологии горных работ оставались буровые работы.
В 1958-1959 годах специалисты Центрального рудоуправления в содружестве с Московским горным институтом спроектировали, изготовили и испытали первые станки шарошечного бурения взрывных скважин БШ-150А, которые обеспечили в 3 раза большую производительность бурения, чем станки канатно-ударного бурения, это явилось началом широкого внедрения шарошечного бурения на асбестовых карьерах.
Продолжалась реконструкция и техническое перевооружение фабрик №№2,3. Разработанная и внедренная специалистами комбината технология накопления, упаковки и отгрузки готовой продукции и оборудование имели для того времени прогрессивное значение. В эти же годы на всех асбестообогатительных фабриках широким фронтом развернулось техническое перевооружение всех технологических переделов. Устаревшее оборудование заменялось на более совершенное и производительное. Кулачковые дробилки заменялись на вертикально-молотковые, плоскокачающиеся грохоты на грохоты инерционного действия, сортовки на асбестовые обеспыливатели, для извлечения коротковолокнистого асбеста нашли применение рассевы ЗРМ, для обработки промпродуктов был разработан и внедрен распушитель.
Данный этап работы Баженовского месторождения асбеста отличался более высоким уровнем организации горных работ, что, бесспорно, явилось результатом перевода железнодорожного транспорта асбестовых карьеров на колею 1524 мм.
С 1 января 1965 года трест «Союзасбест» был преобразован в Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат «Ураласбест». За 1958-1965 годы объемы горных работ возросли до 100 млн. тонн, а производство асбеста - до 1063 тыс. тонн.
VI этап 1966-1990 гг.
Его развитие во многом определяется принятым ВСНХ СССР постановлением «О техническом перевооружении асбестовой промышленности и об улучшении качества асбеста», где были определены меры по ускорению строительства фабрики № 6 и установлено задание, направленное на усовершенствование технологии обогащения текстильных групп асбеста из руд механизированной добычи.
На асбестообогатительной фабрике №6 впервые в мировой практике была создана новая технология обогащения бедных руд с содержанием асбеста 1,77%, обеспечивающая комплексное использование Баженовского месторождения асбеста, повышение качества продукции, радикальное улучшение условий труда и чистоту воздушного бассейна.
На фабрике №6 впервые в асбестовой промышленности страны была внедрена централизованная система пневмотранспорта и аспирации в сочетании с установкой очистки воздуха в рукавных фильтрах, позволившая решить одновременно проблемы высокоэффективной очистки воздуха от пыли, рециркуляции очищенного воздуха в корпус обогащения и его отопления. Проектная производственная мощность по переработке руды составила 12 млн. тонн, по производству асбеста 320 тыс. тонн в год. Для ввода такой мощности в эксплуатацию требовалось выполнить громадный строительный объем зданий и сооружений, смонтировать более 6000 единиц технологического и транспортного оборудования.
В 1969 году фабрика была сдана в промышленную эксплуатацию, в 1971 году была освоена ее проектная мощность.
В 1972 году за активное участие в проектировании, строительстве и освоении уникальной асбестообогатительной фабрики №6 большому коллективу специалистов проектировщиков, строителей, монтажников и эксплуатационников была присуждена премия Совета Министров СССР.
В том же году комбинат выступил с инициативой по увеличению мощности фабрики №6 до 550 тыс. тонн в год, т.е. в 1,7 раза за счет реконструкции с минимальными, капитальными затратами. К решению задачи были подключены ведущие научно-исследовательские, проектные и строительные организации. Реконструкция проводилась в условиях действующего производства. Были найдены новые эффективные решения, позволившие увеличить переработку руды в цехе обогащения с 7 млн. тонн до 16 млн. тонн в год. Всего вновь было смонтировано более 400 единиц технологического оборудования. В результате за период реконструкции (1973-1978 гг.) производительность возросла более чем в 2 раза. С начала эксплуатации Баженовского месторождения и до 1972 года добыча текстильного асбеста осуществлялась путем ручного обогащения руд непосредственно в забое. С увеличением масштабов горных работ, а главное - их интенсивности, ручная добыча отборных руд стала серьезной помехой для развития карьеров. Сам по себе ручной труд в таких масштабах стал в шестидесятых годах анахронизмом.
В 1965 году на карьерах комбината «Ураласбест» на добыче отборных руд было занято 417 человек, руками которых добыто 99 тыс. тонн отборной руды. В 1972 году ручная добыча отборных руд в карьерах была прекращена и внедрена новая селективная, механизированная добыча. Специалистами комбината и института «ВНИИпроектасбест» была разработана и внедрена на фабрике №4 технология производства текстильных групп асбеста из руд механизированной добычи. Завершение этой работы позволило ликвидировать ручной труд на фабрике и в карьере при добыче и обогащении высокосортных руд, а также расширить фронт горных работ, снизить себестоимость добычи, увеличить производство текстильных групп асбеста в 2,5 раза.
За создание и внедрение в производство высокоэффективной технологии механизированной добычи, обогащения асбеста текстильных групп, большая группа специалистов была удостоена премии Совета Министров СССР.
За период 1966-1971 годов была решена проблема бурения скважин в карьерах. За эти годы внедрено 40 высокопроизводительных и надежных в работе шарошечных станков вертикального и наклонного бурения 2 СБШ-200 и 2 СБШ-200Н, опытные образцы которых прошли промышленное испытание в карьерах комбината. Были разработаны оптимальные режимы бурения, рациональная система обслуживания и ремонта.
В 1972 году в карьерах начали применять буровые станки СБШ-250МН. В результате технического перевооружения буровых работ производительность труда выросла в 3,8 раза. По технической оснащенности и внедрению передовых технологий карьеры комбината в рассматриваемый период представляли собой высокомеханизированные горнорудные предприятия. В период с 1960-го по 1990 год шел непрерывный, интенсивный рост объемов горной массы и необогащенной руды. За эти годы карьеры были оснащены самым современным горнотранспортным оборудованием, выпускаемым в нашей стране. На погрузке горной массы и на отвалах пустых пород используются экскаваторы Ижорского завода с емкостью ковша 8-10 куб.м. и ЭКГ-12,5 Красноярского завода, на разгрузке отходов фабрик шагающие экскаваторы ЭШ-10/70. Перевозка горной массы и отходов фабрик осуществляется тяговыми агрегатами ПЭ-2М с полезной массой поезда 930 тонн. На бурении скважин применяются станки шарошечного бурения СБШ-25ОМН с диаметром долота 244,5 мм. На транспортировке руды и пустых пород с нижних горизонтов начал широко применяться автотранспорт - автосамосвалы грузоподъемностью 30 и 110 тонн.
Применение высокопроизводительного горного оборудования требовало тщательной подготовки к выполнению вспомогательных работ (ремонт оборудования, строительство и переукладка железнодорожных путей с контактной сетью, оперативное переустройство ЛЭП-6 кВ, ведение взрывных работ), соответствующей организации производства с тем, чтобы полностью реализовать технические возможности этих мощных машин.
В те годы специалистами комбината было разработано большое количество оборудования, помогающего быстро и с минимальными затратами ручного труда выполнять работы по переукладке и строительству железнодорожных путей с контактной сетью, ЛЭП-6 кВ и т.п. Были внедрены снегоочистители для очистки железнодорожных путей от снега, путепереукладочные поезда и многое другое. Для перевозки опор ЛЭП были разработаны и изготовлены опороперевозчики на базе автомобиля КРАЗ-256 и трактора «Кировец-700», кабельный барабан на базе колесного трактора для перевозки кабеля и т.п. Применение этой техники позволило выполнять единовременно большой объем работ по переукладке железнодорожных путей и строительству контактных сетей, что способствовало повышению производительности экскаваторов и железнодорожного транспорта. Была усовершенствована и система электроснабжения. Было осуществлено телемеханизированнное управление головными подстанциями с единого диспетчерского пункта. На всех тяговых подстанциях ртутные выпрямители были заменены на кремниевые, что увеличило их мощность на 60% и значительно улучшило условия труда обслуживающего персонала. Комбинат явился пионером среди горнорудных предприятий во внедрении мощных ксеноновых ламп для освещения больших площадей карьеров. К 1990 году объем горных работ составил 173 млн. тонн, а производство асбеста - 1113 тыс. тонн. Высокие темпы развития комбината, особенно в послевоенные годы (объемы производства в 1990 году выросли по асбесту в 13,5 раз, а по горным работам в 30 раз) достигнуты благодаря слаженной работе многотысячного коллектива комбината. Из руководителей внесших наибольший вклад следует отметить А.А.Королева, П.Я.Титаренко, М.П.Тутова, Н.С.Щербакова, Л.М.Ременника, Н.И.Корепина и многих других.
VII современный этап развития комбината начался с 1991 года.
Он характеризуется коренной перестройкой народного хозяйства с переходом его на рыночные взаимоотношения. В этот период происходит массовая приватизация государственных предприятий. В 1992 году комбинат «Ураласбест» был преобразован в открытое акционерное общество «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат».