Я внизу перепощиваю текст Андрея Кураева. Но мой комментарий к нему получился длиннее, чем его пост - поэтому из-за объёма - сначала в перепосте идёт мой комментарий, а потом сам пост Кураева )))
***
Конечно, все вы сто раз слышали историю про итальянского художника (это реальная история, я просто забыл что за художник, пусть будет любой, условно говоря Веронезе). Ему для написания картины нужен был натурщик для изображения дьявола.
Он нашёл мерзейшего мужика, ну просто беса, да. Пишет с него картину, всматривается, и вдруг понимает, что откуда-то этого натурщица знает, видел его раньше. Спрашивает его о том, а тот отвечает: "Это правда, десять лет назад я позировал Вам, когда Вы рисовали Архангела Михаила".
История эта хороша тем, что иллюстрирует скатывание некоторых людей от "ангела" к "дьяволу". "Обычный человек" до состояния "дьявола" вряд ли дойдёт, тут нужно падение с более высокой высоты, иначе не будет того эффекта.
Впрочем, к Андрею Кураеву это не относится. И ангелом он не был, и дьяволом не стал; да и человек так-себе, хотя и образован достаточно, но философского начала лишён полностью (как Н.Волина вчера таких назвала, рассуждая про Джемаля, - "ретранслятор философской мысли: чем голова пустее - тем интереснее говорит").
Но раз уж формально и до сих пор Кураев пишет о Церкви, - то сравнение с историей "ангел ==> дьявол" тут уместно.
Ну не было более рьяного защитника сребрелюбцев в Церкви, нежели Кураев, - когда он был в фаворе и работал в избирательном штабе (и год после Собора) у тогда ещё митрополита Кирилла. Он отрицал вообще всё и защищал вообще всех.
За всю свою возню он хотел получить "епископа" от "партии филокатоликов", захвативших власть в РПЦ. Поскольку служил-то он им истово и шёл ради них по трупам. Но те епископом его не сделали (а мерзкое племя потому что; да и там не нужны говоруны, максимум - композиторы), после чего он стал рассказывать про гомосексуальную мафию в РПЦ - ибо это значимая часть филокатолической партии, но не вся. Думал - что напугает. Не напугал, наоборот они его при этом отовсюду выгнали.
И что тут понеслось... Вот теперь-то он "их всех разоблачит" точно - и уже явно переплюнул просто обычных робких критиков сребролюбия в РПЦ. Теперь ко всем епископам залезет в постель, на любую экономку намекнёт, всё до копейки высчитает даже у Патриарха Алексия Второго (который по нынешним-то митрополичьим меркам просто нищ как Иов - и ни у кого никогда в этом смысле вопросов не вызывал, ибо человек реально скромный был, да и вообще Патриарх).
А ранее... Даже не в том дело, что защищал ранее все грехи церковноначалия. Помнится, был я (мне нужно было по делу) в закрытом ресторане, называвшемся "Клуб "Товарищ"", где заседал штаб избирательного блока "Родина" (и заведение было только для "своих") в 2003-м.
Идёт период строгого церковного поста при этом. Кураев сидит рядом, кажется за полчаса до этого не то с Рогозиным, не то с Бабуриным встречался, я уж не помню. Сидит один (ну вокруг там тоже знакомые патриотические лица, но к ним никаких претензий). Сам-то я пост не держу никогда; ну не держу - и всё. Это не смертный грех. Но я и не священник и не протодиакон.
А Кураев его не просто не держал в тот момент. Он не просто ел и пил водку, он ЖРАЛ буквально. Зрелище не для слабонервных, но в общем увлекательное. Я поглядывал на него краем глаза, но с любопытством, думая о том, что вот кого нужно было снимать для сцены обеда трёх Толстяков в фильме "Три Толстяка". Понимаете - ЖРАЛ. Половину вилкой, половину руками, и всего много (очевидно - было велено накормить хозяевами заведения ВИП-гостя). Куры, колбасы, шашлык, холодец, икра, разносолы, большой графин водки, ну не перечислю всё, но всего очень много - не понятно - как даже в его брюхо это всё лезло. При наблюдении за таким невольно возникает робкое желание - чтоб ему еды хватило, а то он и тебя сожрёт, если не зватит. В пост.
Ну и вот. Далее происходит бестактный момент со стороны одной девушки (кажется - очередная секретарша Сергея Глазьева была; я саму её не знаю, но она была в компании моих друзей - Ивана Миронова и т.д.): она так ехидненько говорит - "Что ж Вы, батюшка, - в пост-то?". Никто вокруг не захихикал - никто к посту так не относится, повторяю, - не смертный грех. Всем стало неловко за бестактность девицы. Ну и Кураев ничего особо не ответил, только злобно сверкнул на неё очками и промормотал что-то вроде "Да уж" - как герой Анатолия Папанова в 12-ти стульях.
И я тогда не хихикал. Ну мало ли - человек любит поесть, может у него булимия, и водочки выпить - не дурак. Я люблю едоков, хотя сам ем не много обычно. Меня другое позабавило: буквально через месяц может, - случайно слушал пресс-конференцию (ну или какую-то лекцию студентам, не помню точно) Кураева, там ему всякие вопросы задавали.
И опять какая-то девчушка спрашивает его "а почему все священники такие толстые?" (кстати, далеко не все, у нас вот в деревне батюшка - так и вовсе тощий - Э.Л.).
В ответ отец протодиакон Андрей (Кураев) сделал очень печальные и серьёзные глаза - и начал трогательный полумедицинский рассказ о том, что ежели питаться одними углеводами - а именно макаронами... и т.д. - а ведь в пост-то ничего другого нельзя, кроме макарон и трёх корочек хлеба.
Вот тогда-то я и правда внутренне очень похихикал, потому что с тех пор Кураев у меня ассоциируется с песенкой и всей сценкой про три корочки хлеба из фильма "Буратино", где Лиса и Кот хохочат и "три корочки хлеба, а ЕЩЁ к ним карасей жирных, голубей поджаренных, барашка вот того чудного и т.д.".
Короче, я считаю, что не только епископа из Кураева уже не получится, но и "нового Лютера", как он себя возомнил, - тоже. Потому что Лютер не был обманщиком и лицемером, как мне кажется.
Оригинал взят у
diak_kuraev в
Зачем патриарху миллионы?Патриаршие апологеты уже сутки молчат даже в своих фейсбуках.
Интересно, а что они могут придумать в оправдание патриарших миллионов?
Напомню сюжет:
1966 год. 37-летний митрополит Алексий знакомится с 30-летней монахиней Филаретой, которая на всю оставшуюся жизнь становится его экономкой.
1976 год. Десятилетие совместной жизни Алексей отмечает завещанием: все свое имущество он оставляет Филарете.
Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии.
Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса. В общем, я не исключаю, что Алексий мог забыть про ту бумажку 1976 года. А Филарете было не с руки напоминать Святейшенькому о его смертности.
Патриарху неудобно было самом ездить в банки и пополнять свои счета. Скорее всего, доверенность была выписана на Филарету - откуда она и знала про их наличие и состояние. Но вновь скажу: это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не про все счета и не ко всем имела доступ (особенно - к заграничным).
Мы знаем, что спустя 8 лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном Внешпромбанке оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах 8 лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела - мы не знаем.
Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве - значит частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась.
А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы - значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала. Интересно, какой налог она заплатила?
Далее она, видимо, пропустила сроки, в которые составляются "списки кредиторов" при банкротстве банка. Они важны, когда после выплаты обязательной страховой компенсации (в пределах до 1,4 млн рублей), составляется список тех, среди кого будут распределяться средства, вырученные от продажи банковских активов. Реестр кредиторов был закрыт 18 июня 2016 года. "По предварительным данным АСВ, 11 191 заявитель предъявил требования на 226,4 млрд руб. А активы банка оцениваются в 36,5 млрд руб. - на всех не хватит".
Если бы Филарета получила страховую выплату - она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится - значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла.
Теперь же - дело А40-17434/2016.
http://kad.arbitr.ru/Card/0d96c871-1095-4ff8-82ac-8aca6f599524 ; 9-я страница)
В советские годы у патриархов и епископов были наличные неучтенные нигде накопления, из которых они порой и в самом деле оказывали помощь людям и даже бедным приходам (по крайней мере про Алексия Первого такое говорили). В те времена благотворительность была запрещена и официальный перевод средств от одной религиозной организации другой был крайне затруднен. Кроме того, ни патриархия, ни приходы не имели прав юридического лица.
В советские годы черный нал бывал нужен для подкупа советских чекистов-«уполномоченных», чтобы они не так уж ревностно душили церковную жизнь. Нов после-советские годы направление взяточных потоков переменилось в обратную сторону: скорее госчиновники и олигархи могли нести деньги патриарху в надежде на то, что он замолвит за них доброе словечко где надо.
Предположим, что по инерции и Алексий Второй мог хранить такую черную кассу церковной взаимопомощи.
Но есть одно но: отсутствие признаков движения церковных денег сверху вниз.
Апологеты сейчас должны были бы опубликовать подробнейшие выписки по этим счетам: когда и какие деньги приходили, а главное - кому и когда перечислялись. И дополнить эту цифирь умильными рассказами облагодетельствованных настоятелей и ректоров семинарий.
Раз речь идет о сотнях миллионов копимых рублей, то и дарения должны были бы быть миллионными. Где их следы?
Ведь так выигрышно было бы патриарху, требуя денег с московских приходов и с других епархий, говорить: вот такие-то деньги я перевел на помощь такому-то бедному приходу или даже миссионерской епархии. Но таких слов не слыхали стены Храма Христа Спасителя. И я уверен, что даже средства на содержание московских духовных школ, если и поступали из патриархии, то вовсе не со счетов гражданки Смирновой во Внешпромбанке.
Так что имеем как факт: личные патриаршие заначки, копимые во имя свое и во благо свое и завещанные вовсе не следующему патриарху и не церкви, а услужливой экономке.
***
И эти сотни миллионов продолжал копить монах, который уже нащупал пределы своего земного бытия. Уже не раз ангел смерти (=инсульт) стучался ему в череп. Тут бы и вспомнить ему про "спешите делать добро" и вовремя и красиво избавиться от явно уже ненужных и не всегда праведных миллионов...
И все равно - ждем официальную апологетику. Она может быть тем более интересной, что по условиям тендера она не должна быть совсем уж убедительной и тотальной: все же превознесение и обеление прошлого патриарха не должно невыгодно оттенять патриарха нынешнего.