Дискуссию начатую
vaiery, посвященную теме Загоруйко, подхватили
vxa и Георгий Евсеев. Георгий
начал с зарубежных источников, мне же хочется последовать
призыву valerygurov и немного процитировать наших классиков. Следующий отрывок из статьи Льва Лошинского "Тема перемена игры", взятый из классического сборника Шахматная задача (1951) заставляет призадуматься - ведь темой Загоруйко автор предлагает считать любую трехфазную перемену.
№20 Л.Загоруйко
Командный матч, 1947-48
1-2 почетный отзыв
#2
№21 Л. Загоруйко, Л.Лошинский
К-с всесоюзного комитета ФиС
1-й приз, 1950
#2
№22 А.Ярославцев
Командный матч
1949
#2
Новый этап в разработке темы перемены открывает задача Л. Загоруйко (№ 20). В начальном положении готовы тематические игры со сложным блокированием: 1...Ке5 2. Сс5Х и 1...С:е4 2. Ке2Х. Ложный след 1. с7?, опровергаемый ходом 1...Ке7, подчеркивает их. Пытаясь решить задачу иначе, мы находим ход 1. Сd5? с угрозой 2. Л:с4Х. При защитах 1...Ке5 и 1...еd получаются новые варианты со сложным блокированием: 2. Ке2Х и 2. Сс5Х. Но и они опровергаются тонким ходом 1...Се4! Решает задачу 1.Cd3 с новой переменой тематических игр: 1...Сd5 2. Сс5Х и 1...КеЗ 2. Ке2Х.
В этой задаче впервые представлена двукратная перемена игры. В начальном положении имелась готовая тематическая игра. Попытка решить задачу путем 1. Сd5 создает новую тематическую игру, которая оказывается лишь ложным следом. В действительном решении тематическая игра меняется еще раз.
Тема задачи (блокирование, перекрытие и т. д.) может оставаться неизменной во всех играх (в обеих иллюзорных и действительной), но может и меняться от одной игры к другой. В какой форме проведена перемена (простая перемена матов, тема Рухлиса и т. п.), не имеет значения. В рассмотренной задаче она представлена с комбинацией блокирования и проведена в форме темы Рухлиса.
Существенно, чтобы в таких задачах действительное решение находилось труднее ложного следа (или следов, если и в начальном положении также имеется ложный след).
Укажем несколько задач, где осуществлена эта сложная тема, которую мы предлагаем назвать „темой Загоруйко".
В задаче № 21 она проходит при перекрытии черных фигур в форме простой перемены матов. Иллюзорная игра: 1...Кf6 2. Фе5Х и 1...КсЗ(еЗ) 2. Кhg3Х. Ложный след 1. Фс7? с угрозой 2. Ф:с6Х, опровергаемый выключением белого ферзя ходом 1...Фd6, подчеркивает эту игру. При попытке решить задачу ходом 1. Фb6 с той же угрозой тематическая игра меняется: 1...Кf6 2. Фd4Х и 1...КсЗ(еЗ) 2. Kfg3Х, однако, и эта попытка встречает скрытое опровержение ходом 1...Фс5, опять с выключением белого ферзя. Решает задачу 1. Фс8 с новой переменой ответов на идейные ходы: 1...Кf6 2. Фе6Х и 1...Кс3(е3) 2. Сf3Х
Иллюзорная игра в задаче № 22 такова: 1...Кd~. Фb4Х и 1...Кс5 2. Кb6Х. Попытка 1. Фf3 ведет к другой игре: 1...Кd~ 2. Фb3Х и 1...Кс5 2. КbбХ, но она опровергается ходом 1...Кс1. В действительном решении проходит игра другого коня: 1. Фb8 Кb~. Фb3Х и 1...Кd4 2. Кb6Х. Однако необходимой в подобных задачах четкости в построении идейных игр мы здесь не имеем. В задаче имеются элементы всех разновидностей темы перемены, даже произвольной перемены, но ни одна из них не представлена полностью. Основной недостаток задачи в том, что как в иллюзорной игре, так и в ложном следе, на идейный ход 1....Кс5 сохраняется старый мат 2. Кb6.
Интересна задача № 23, в начальной позиции которой готовы варианты: 1...К~. Фс1Х и 1...Кс3 2. Фh6Х. Ложный след 1. Фf3 (опровергаемый ходом 1...Л:а3) создает новую игру: 1...К~. Лd1Х и 1...КсЗ 2. Фf4Х. Решает задачу хороший первый ход 1. Фb5, вновь меняющий идейную игру: 1...К~2. Фb4Х и 1...Кс3 2. Фg5Х