Выношу из
комментариев мнение Олега Ефросинина на актуальные темы, обсуждаемые в последнее время у нас в сообществе.
КОМАНДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ
1) О командном чемпионате России. Можно, конечно, провозглашать применительно к чемпионату: дурдом, турнирчик и т.д. Но, подумаем: а кто все это должен проводить, кроме нас самих? То, что сделано для организации XVII командного чемпионата - можно критиковать. Но, главная цель была - не повторить ошибок прошлого чемпионата. Для этого ВПЕРВЫЕ организована оперативная интернет связь между капитанами и главным судьей, а того уже с судьями по разделам? Это, что плохо? Посмотрите мое
обращение на сайте:
www.efrosinin.t-k.ru к участникам и судьям. И, пожалуйста, сделайте следующий чемпионат лучше.
Далее, по регламенту чемпионата. С удивлением прочитал предложение Александра Сыгурова о том, что бы комплектовать команды с приглашенными композиторами из других регионов. Александр, уж кому об этом говорить, только не Вам. Занимая лидирующее место в нынешней российской композиции, так прибедняться? У нас в волгоградских конкурсах, в ВОЛГОГРАДСКИХ (я подчеркиваю), в разное время участвовало несколько Ваших земляков. Могу выслать их адреса. Разве нет желания поиграть только своими силами в открытом сражении и возглавить свою команду? То же скажу Евгению Фомичеву, которого знаю лично много лет. Из Нижегородской губернии в волгоградских баталиях также отметились многие его земляки. Недавно в одной волгоградской газете я написал, что Е. Фомичев на завершившемся конгрессе выполнил сразу 3(!) международных норматива, поставив рекорд! И вот теперь жалуемся на регламент. Открою «секрет»: аналогичный регламент был и в прошлом чемпионате и позапрошлом и т.д. И, что - то я не видел НИ ОДНОГО предложения по его улучшению. Мои предложения в части совершенствования регламента - приняты Я. Владимировым и приведены на волгоградском сайте. А потом, Александр и Евгений! Где Ваш спортивный азарт? Почему Анатолий Степочкин смог в одном из чемпионатов «В ОДНОГО» выполнить все темы! И был исключен по формальному поводу: нет второго члена сборной. А Вам, что слабо? Что второго и третьего композитора рядом нет? Так открывайте шахматные рубрики в местных газетах, проводите конкурсы по составления и решению, ищите таланты. Это ли не стимул для развития шахматной композиции на местах? А для начала: воспользуйтесь адресами из моей базы.
Александр! Не вижу логики и в расширении числа представленных задач. Посмотри, в последнем чемпионате России волгоградцы выступали ТРЕМЯ сборными. А почему я так делаю? Во-первых, пусть все участники нашей команды видят оценку своих композиций. Не такая это большая плата за труд шахматиста. И второе, пусть видят и мою работу как капитана, сумевшего верно выбрать композиции для ПЕРВОЙ сборной. У меня НИ РАЗУ не было так, что бы композиции из вторых составов получили больше баллов, чем из первого. Кто мешает идти по этому пути? Во всяком случае, не регламент, позволяющий выставлять от одного региона любое число команд, но с разными композиторами! Еще один довод в пользу поиска талантов на местах. Какое-то время назад газета «АиФ - Нижнее Поволжье» распространялась и в Астрахани. В этой газете я веду одну из четырёх своих областных шахматных рубрик. Начав с участия в конкурсах по решению, скоро астраханские шахматисты поучаствовали в волгоградском матче по составлению задач «Волга-Волга», а потом и в командных чемпионатах России.
КОДЕКС
2) О Центральной комиссии и правилах (кодексе). Категорически не приемлю ту неэтичную критику в отношении Якова Георгиевича Владимирова. В этом году он отметил свой юбилей - 75 лет и при этом остается не только сильнейшим проблемистом мира, но и хорошим организатором. Желаю всем сохранить такой творческий и спортивный задор! Можно критиковать всех и вся, ни разу не попробовав, что - то организовать самому. А вот возьмите и попробуйте сделать реальное дело, как, например, наши коллеги, входящие в Центральную комиссию по шахматной композиции. Например, Р. Ларин, который провел только что VI матч городов-героев или А. Селиванов, добившийся кардинального изменения призового фонда в очном чемпионате России. А командные чемпионаты мира - так, чепуха? А постоянный журнал, сколько лет стабильно издающийся? Или А. Феоктистов, ведущий большую работу по подготовке «Альбомов России». И я, вхожу в Центральную комиссию и по мере своих возможностей выполняю ее поручения. Господа критики, наш российский Альбом издается в рекордные сроки. А сколько пятилеток ждем результатов Альбомов ФИДЕ? Кстати, и не ФИДЕ теперь, а чего? Да, кто его знает. Раньше был престиж, звучит: международный мастер (арбитр) ФИДЕ по шахматной композиции. А теперь???
Я читал международный кодекс по шахматной композиции. Его расплывчатость и дуализм определяются уже запевкой о том, что он необязателен для исполнения. Тогда это не кодекс (правила), а скорее перечень пунктов «гуляй-поле». В этом плане наши правила по шахматной композиции более конкретны. Уже хотя бы по тому, что право толковать их положения принадлежат конкретной организации: Центральной комиссии. Согласен, что-то надо осовременить. А кто мешает нашим композиторам организовать рабочую группу, провести всенародное обсуждение и далее утвердить в РШФ? Опять это должен делать кто-то? А многие вопросы не такие простые. Например, факт публикации композиции. Почему было написано именно так: в печатном органе тиражом не менее 100 экз.? Да потому, что раньше все печатные издания таким тиражом и выше должны были РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ и отсылать экземпляры в специальный комитет для хранения в АРХИВЕ. И факт публикации подтверждался однозначно! Стенные газеты на некоторых крупных предприятиях размножались в 5 и 15 экземпляров, но регистрации не подлежали. С вопросом признания факта публикации связан второй краеугольный камень композиции: приоритет. Если факт публикации нельзя установить точно, всегда будут проблемы с приоритетом. Пример: где-то в интернете или на демонстрационной доске кто-то кому-то показал задачу. Через какое - то время другой композитор «Х», не подозревавший о такой «публикации» занимает 1 место в престижном конкурсе. А ему говорят: «Позвольте, батенька, а Вы плагиатор, поскольку на сайте, который сейчас не существует, эта задачка висела целых 2 дня, а потом проблемист «У» показывал ее на демонстрационной доске конгресса двум своим коллегам». И что? Тоже публикация!!! Выход из данной ситуации, если мы говорим о расширении прав публикации, видится такой: всемирная база, зарегистрированная по закону, имеющая право на регистрацию композиций. Хочешь зарегистрировать композиции, не публикуя их? Зайди туда, заплати взнос и получи свидетельство о публикации. Нет, иди традиционным путем. Но, это скорее фантазии, кто все это создаст? Поэтому реален путь публикации в зарегистрированных печатных СМИ. Просто не надо пренебрежительно считать: «Фи, местные газеты, там, в основном мусор». В 20-ти мемориалах памяти волгоградского м/м З. Бирнова публиковались (да, да в местной волгоградской печати), пожалуй, все ведущие шахматные композиторы СССР, России, да и зарубежных авторов немало. Посмотрите «Альбомы» сколько прекрасных композиций, впервые увидели свет в волгоградской печати. Моё мнение: газета (журнал) для шахматного композитора тоже, что для футболиста футбольное поле! Поэтому открывайте шахматные рубрики, «вербуйте» новых поклонников поэзии шахмат!
О ВЫХОДЕ ИЗ РШФ
О сепаратизме. Можно отделиться от РШФ по примеру международной комиссии, ушедшей из ФИДЕ. По моему, эту путь ошибочный, отдаляющий шахматную композицию от игровых шахмат, переводя ее в разряд увлечения для одиночек, особенно с учётом курса на пропаганду «сказок». Для сведения: я был против введения раздела «сказок» в нынешнем командном чемпионате России. Это очень специфический жанр и ряды композиторов им не пополнишь. А скорее - оттолкнешь. Это мы и наблюдаем, не видя притока из рядов шахматистов-практиков в очных турнирах по решению. Увы, они в принципе не хотят знать о кооперативках и обратках, но с удовольствием решают этюды и ортодоксальные задачи. Попробуйте рассказать им о сказках? Знаю об этом по собственному опыту, поскольку в 6 основных волгоградских детских шахматных центрах, мы начали проводить отборочные турниры школьников для участия в ISC-2011 («Положение…» есть на волгоградском сайте). В своё время я предлагал господину А. Стейнбринку сделать еще одну группу - школьную. Давать ребятам для анализа: все ортодоксальные жанры + этюды, без кооперативных и обратных матов, с контролем 1,5 часа на всё. Может ли школьник 8-14 лет выдержать 4 часа за доской? Что касается исключения неортодоксальных жанров, то это вынужденная мера Тренеры заявляют: этими задачами забивать голову ребятам не позволим. Так мы сейчас и проводим турнир, сообщая об этом организаторам. Но, ничего не меняется. Всего у нас в отборочных сражениях участвует больше 100 ребят, а в финале (т.е. ISC-2011) - 25-28 (столько может вместить городской шах-клуб).
И последнее. Считаю, образно говоря, есть две «крысы», которые перегрызут горло шахматной композиции, превратив её в удел одиночек. Это потеря связи с шахматистами - практиками» (выход из ФИДЕ) и курс на сказочное направление, превращающее композицию в бирюльки. Я кратко высказал своё мнение по некоторым вопросам, надеясь оживить дискуссию по нашему любимому увлечению. Ибо, в споре рождается истина.
Олег Ефросинин