Бронштейн, Давид Ионович
«Шахматы в СССР», январь 1969 г.
МИР ШАХМАТНОЙ поэзии издавна привлекал моё внимание.
Обычно я решаю этюд или задачу не долее пяти минут, а затем, словно школьник, заглядываю в решение. Но когда решение уже известно, то я долго вглядываюсь в позицию, стараясь в этюде доказать нерешаемость, а в задаче - найти более экономный путь к цели.
Увы, дело это малоперспективное. Авторы обычно тщательно отрабатывают свои произведения, и для такого неопытного решателя, как я, найти ошибку, если она и скрыта где-то, не так легко. Тем более, что поиск я веду обычно не в лабиринте вариантов, а только в начальной позиции. Вглядываясь в неё, я стараюсь интуитивно определить, нет ли несоответствия между силой используемых автором фигур и заданием. Если такое несоответствие бросается в глаза, то можно рассчитывать, что где-либо в решении есть более сильный атакующий или защитительный ход.
Вот одна из таких находок. В 1959 году меня пригласили совместно с А.Гурвичем и А.Казанцевым судить очередное первенство СССР по разделу этюдов. В ворохе присланных произведений я сразу же отобрал несколько десятков этюдов, до того нeобычных, что их решения граничили с мистификацией.
Больше всего мне понравился этюд Ан. Кузнецова и В. Сахарова («Шахматная Москва», 1958 г.).
НИЧЬЯ
8/b7/N4B2/6PP/7K/1b6/p1n5/7k
Вот как он решается: 1.h6! Cg8 2.Кb4 К:b4 3.g6 Кd5 4.h7 Сf2+ 5.Крg5 Сh4+ 6.Кр:h4 К:f6 7.h8Ф а1Ф 8.Крg5+!! Кh7+! 9.Крh6! Ф:h8 10.g7! Шутка ли, пешка пленила чёрного ферзя!
Всё было хорошо, но мое сердце шахматиста-практика не хотело мириться с мыслью, что при наличии двух сильных слонов чёрные должны довольствоваться ничьей. Нельзя ли вместо того чтобы толкать пешку в ферзи, - ведь ферзь все равно гибнет в углу - перейти в решительную атаку слонами? Стал проверять и набрёл на ход 1... Cf2+! Теперь возможны два отступления: 2.Крh5 Кd4 3.h7 Cd1+ 4.Кph6 а1Ф 5.h8Ф Ф:а6 или 2.Крg4 Кd4 3.h7 Cd1+! 4.Крf4 Крg2 5.h8Ф Сg3+! 6.Кре4 а1Ф 7.С:d4 Сс2+, и атака чёрных неотразима.
Эта расщелина в авторском замысле вынудила жюри первенства исключить этюд из соревнования. Впоследствии этюд в переработанном виде вновь появился в печати.
Конечно, для того, чтобы выявлять скрытые возможности, вовсе не обязательно изучать этюды или задачи, можно просматривать и турнирные партии. Тут даже легче что-либо найти, ибо ни один шахматист не тратит на партию столько часов, сколько композитор на составление этюда или задачи. При анализе партий чаще можно отыскать новую возможность, а иногда даже... составить этюд.
Приведу несколько примеров.
Комментируя свою партию с А. Ильиным-Женевским (Москва, 1927 г.), М. Ботвинник (чёрные) предположил, что эндшпиль, который мог получиться после хода чёрных f5 - f4, должен закончиться вничью.
8/5kp1/p1pp2R1/5p2/1P6/P1q5/2P5/3K2R1
Его вариант выглядит убедительно: 47... f4 48.Л:g7+! Ф:g7 49.Л:g7+ Кр:g7 50.с4! Крf6 51.а4 Кре6 52.а5! d5 (52... Крd7 53.Кре2 d5 54.cd cd 55.Крf3 Крс6 56.Кр:f4 Кpb5 57.Кре5 Крс4 58.b5!) 53.b5! Крd6 (53... Крd7 54.bc+ Кр:с6 55.cd+ Кр:d5 56.Кре2) 54.с5+! Крс7 55.b6+, с ничейным исходом.
Но у чёрных лишняя проходная пешка, и они могут продолжать 52... с5! 53.b5 Крd7 54.b6 d5! 55.cd с4, выигрывая.
Меняем цвета фигур, переставляем белого короля в угол и этюд готов («Шахматная Москва», 1967 г.).
ВЫИГРЫШ
3k4/5p2/7p/2P3p1/8/4PP1P/8/K7
1.Крb2! f5 2.Kpc3 h5 3.Крd3 h4 4.f4 g4 5.Кре2 g3 6.е4 fе 7.f5, с выигрышем.
8/8/1N1k4/7p/6p1/5n1p/PP3P2/7K
Интересное коновое окончание возникло в партии С. Тартаковер - М. Ботвинник (Гронинген, 1946 г.).
После 42.Кс4+ Крd5 Ботвинник добился победы, но в своих комментариях он высказал мысль, что 42.а4 h4 43.Кс4+ Кре6 44.Ке3 g3 45.fg hg 46.а5 Ке1 47.а6 Кd3 48.Kf1! вело к ничьей.
Однако уже первый ход этого варианта ошибочен. Надо выключить из игры вражеского коня. Применяем уже апробированный метод - меняем цвета фигур, - и ещё одни этюд готов (бюллетень «На первенство мира», 1948 г., посвящается М. Ботвиннику).
k7/2p3p1/P1N5/1P5p/P7/4K1n1/8/8
ВЫИГРЫШ
Решение: 1.Ке7! h4 2.а5 h3 3.b6 сb 4.аb h2 5.b7+! Кра7 6.Кс6+ Кр:а6 7.b8Ф h1Ф 8.Фа7+ Крb5 9.Кd4+, и мат в несколько ходов. Если 1... g6!, то 2.Крd4 Кf5+ 3.K:f5 gf 4.Крс5 h4 5.Крс6 h3 6.Кр:с7 h2 7.b6 h1Ф 8.b7+, и выигрывают. В случае 2... h4 надо играть 3.Крс5 Ке4+ 4.Крс6 Кc3 5.Кр:с7! К:а4 6.b6 К:b6 7.Кр:b6 h3 8.а7 h2 9.Кd5 и 10.Кс7# или 3... h3 4.Кd5! h2 5.К:с7+ Крb8 6.Крb6 h1Ф 7.а7+ Крс8 8.а8Ф+ Ф:а8 9.К:а8, и так далее.
В партии с А. Хасиным (Москва, 1957 г.) я, играл чёрными, увлекся одним неправдоподобным вариантом и получил такую редкостную позицию:
8/8/1k3p2/1P3Pb1/1K4P1/8/8/8
Неужто здесь нет выигрыша? Быть этого не может! Партия закончилась, и я тотчас расставил на доске позицию. Вот чудо - это был уже вполне законченный этюд: 1.Крс4 Сh6 2.Крb4 Сf8+ 3.Крс4 Се7 4.Крd5 Кр:b5 5.Кре6 Cd8 6.Крd7 Са5 7.Кре6 Сc3 8.Kpf7 - ничья.
Недавно в одном из шахматных отделов появилась заметка П. Трифуновича, в которой он знакомил читателей с «детским выигрышем» в партии М. Филип - Д. Бронштейн (Москва, 1967 г.).
8/8/8/8/b1p4k/P1P3p1/5N2/6K1
Его вариант - 1... gf+ (вместо хода 1... Сс2, имевшего место в партии) 2.Кр:f2 Крg4 3.Кре3 Сb5 4.Крd4 Крf3 5.а4 Са6 6.а5 Кре2 - чарующе прост. Но достаточно было Трифуновичу взглянуть на невероятную позицию из партии Хасин - Бронштейн, и он сам увидел бы легкую ничью: 5.Крс5! Са6 6. Крb6 Сс8 7.Крс5 Се6 8.Крd4 Кре2 9. а4 Крd2 10.а5 Крс2 11.а6.
Если несколько изменить позицию фигур и отодвинуты белую пешку на а2, то можно уже испытанным методом «автоплагиата» сочинить новый этюд с хитрыми ложными следами («64», 1968 г.).
НИЧЬЯ
8/8/8/8/b1p4k/2P5/P7/1K6
1.Кpb2! Крg5 2.Кра3 Се8 (2... Cd1 3.Крb4 Се2 4.Крс5 Крf4 5.Крd4, 4... Крf5 5.Крd5 или 4... Крf6 5.Крd6, занимая оппозицию) 3.Крb4 Сf7 4.Крс5 Kpf5 5.Крd4! Крf6 6.а4 Кре7 7.Крс5! Крd7 8.a5 Крс7 9.а6 Крb8 10.Крb6 Се5 11.а7+ Кра8 12.Кра6 Сс8+ 13.Крb5 Се6 14.Кра6 - позиционная ничья. Если же 4... Крf6, то 5.а4 Кре7 6.Крс6! Кpd8 7.а5 Крс8 8.а6 Kpb8 9.Крb6, и так далее.
Точно таким же способом можно сочинить задачу. Не верите? Посмотрите партию С. Глигорич - Э. Бек (межзональный турнир, 1948 г.):
3k3B/7p/p1Q1p3/2n5/6P1/K3b3/PP5q/R7
Здесь было сыграно 1.Лd1+. «Проще» 1.Сf6#!
Разыграйте партию Д. Бронштейн - С. Глигорич (Москва, 1967 г.):
2R1Q3/6bp/p2k1p2/4rP2/1p1qn3/1P5P/P4PP1/6K1
И тотчас заметите «скрытый» манёвр Фd8# (в партии было Лс6+).
Бывают и двух- и трёхходовые примеры... А вот случай четырёхходового мата (А. Уфиицев - И. Бондаревский, Москва, 1945 г.), причём редко кому из композиторов удавалось столь малыми силами сочинить что-либо похожее.
4r1k1/p3pR2/2bpq1NB/2p1b1Q1/2PnP3/6rP/1P4BK/5R2
Последним ходом чёрные взяли ладьей пешку. Можно предположить, что Уфимцев находился к этому моменту в цейтноте и ему померещился мат в три хода: 1.К:е7++ Kph8 2.Сg7+ С:g7 3.Ф:g7#. А когда пришёл черёд играть ферзём, Уфимцев увидел, что вместе с удаляющимся от ладьи g3 ферзём возрастает и сила чёрной ладьи! Хорошо ещё, что нашёлся шах по линии «h»: 3.Фh5+, и белые выиграли после длительной борьбы.
А если Уфимцев имел бы хоть одну минуту для обдумывания, то непременно разглядел бы «задачный» мат в четыре хода: 1.Лf8+ Л:f8 2.Л:f8+ Крh7 3.Лh8+ С:h8 4.Кf8#! Тут вам и блокирование, и завлечение, и отвлечение и. вероятно, что-нибудь ещё... (*P/S - 1.Лf8+ Крh7! и мата нет...)
Спешу сделать оговорку. Эта статья вовсе не рассчитана на очень квалифицированных шахматистов. Моя цель проста: я хочу привлечь внимание к шахматной композиции тех почитателей Каиссы, которые ничего не хотят знать, кроме учебников по дебюту. И чтобы окончательно раззадорить этих любителей шахматной игры, приведу свою собственную коллекцию задач и этюдов. Попробуйте их решить!
Мат в 2 хода
Q2R43q41N3n26B11pbp1pp1n1k3N12P52K
Эта задача, опубликованная в венгерской газете (1961 г.), мне очень нравится, хотя знатоки снисходительно улыбаются: что им мои девять тематических вариантов!
Чуть больше повезло автору на этюдной стезе.
НИЧЬЯ
2k1K3/4p3/6B1/3P2br/1R6/8/4p3/8
Это произведение было опубликовано в журнале «Шахматы в СССР» в 1959 году и замечено судьей годового конкурса (5-й почетный отзыв).
НИЧЬЯ
7K/1k4P1/5n1P/8/4p3/5N1B/3p3p/1n6
Следующий этюд («Советская Россия», 1959 г.) неизменно вызывает один и тот же вопрос у решателей, зачем понадобился конь на поле b1?
Разбирая эти этюды, можно заметить, что и одинокая пешка может быть сильной! Зато последний этюд (1968 г.) утверждает обратное: хорошая позиция фигур и открытые диагонали гораздо важнее. К слову, поле а6 - единственное, где белый король находится в безопасности и не мешает своему ферзю.
ВЫИГРЫШ
6k1/3q4/Kp3ppP/2Q3N1/p2p4/p7/p6p/8
Когда-то я обратил внимание на такую схему:
Белые - Кре1, Фd1, Кg5 / Чёрные - Крh8, Фg8, а недавно решил поискать, нет ли способа удлинить путь выигрыша ходов на десять. И, как видите, нашёл!
Составление этюдов и задач - трудное дело, но для нас, шахматистов-практиков, оно может быть и приятной разрядкой.