Дискуссия по теме тасков показала, что во-первых эта тема не такая простая как может показаться на первый взгляд, а во-вторых - это, пожалуй, один из немногих случаев, где западная (прежде всего английская) терминология проработана более детально. Более того, я не могу припомнить серьезных статей на русском языке, обсуждающих данную проблему. Надеюсь, что следующий отрывок из книги Джереми Морза "Шахматные задачи: Таски и Рекорды" (Jeremy Morse "Chess Problems: Task and Records", 1995), раскрывающий различные взгляды на данную тему будет интересен читателям сообщества, и дискуссия будет продолжена.
Апдейт: Желающие могут прочитать предисловие ко второму изданию книги
полностью в оригинале. Мой перевод был сделан с первого издания, поэтому возможны некоторые расхождения.
Апдейт 2: Если вы владеете английским, то можете познакомиться и с другими классическими работами по таскам, упоминаемые в книге Морза:
Alain White "Les tours de force sur l'échiquier", 1906,
Alain White "Tasks and Echos", 1915 и
T.R. Dawson "Ultimate themes", 1938
1.18 Шахматная задача может вероятно считаться наиболее сложным типом загадки или головоломки. Она намного старше и более распространена чем шашечные или бриджевые задачи. Она не ограничена только языком как, например, кроссворд. В то же время она гораздо легче для понимания чем математическая задача. Кроме того, ее содержание богаче и легче для восприятия и оценки чем другие типы задачи.
Этим объясняется особенно высокое соотношение составителей и решателей. Иногда бывает, что артистический компонент затмевает элемент оригинальности, хотя в идеале оба элемента должны присутствовать в задаче в нужной мере. Общий обзор шахматной задачи как произведения искусства можно найти в книге "Шахматные задачи: Введение в искусство" М. Липтона, Р. Мэттьюза и Д. Райса (1963).
1.19 У этой книги более узкая цель. В ее основе лежит коллекция моих статей на тему тасков и рекордов, опубликованных в журнале Проблемист и других периодических изданиях на протяжении последних 25 лет. Главным образом, мы будем фокусироваться на двухходовых темах, превращениях пешек и рекордов, основанных на длине ходов. В этом смысле, книга даже не является полным собранием всех тасков и рекордов в шахматной композиции. В действительности такой книги вообще не существует. Чтобы получить более широкое представление о предмете, читатель должен самостоятельно изучить книги, указанные в следующих абзацах, а также набор специализированных исследований и статей.
1.20 "Task - problemski rekord" - говорится в указателе к книге Н.Петровича Sachovski Problem(1949) и оба Алайн Уайт и Т. Доусон давали подобное определение. Уайт описывал задачи-таски во вступлении к книге "Les Tours de Force sur l'Echiquer" (1906) как "значительные конструктивные достижения" и "рекордное достижение в шахматной задаче", и имеющие хотя бы историческую, если не художественную важность. Девять лет спустя, в предисловии к книге "Таски и эхо" (1915), он переопределил содержание Tours de Force как "максимальные таски" и использовал термин "таск" в более широком смысле по отношению к любой задаче, показывающей сочетание подобных или даже не совсем подобных элементов (в максимальном исполнении). Но Доусон, в предисловии к книге "Предельные темы"(Ultimate Themes) (1938), критиковал подход Уайта как "неясный", "туманный" и снова приравнял тасковые задачи с рекордными, определяя их как "имеющие максимальные или минимальные характеристики по отношению к другим задачам из той же области, использующих подобные средства, ограничения и тематическое содержание". В то время как Уайт извиняюще защищал подобные задачи, Доусон видел в принципе maxima и minima "единственный реальный и осязаемый результат работы над шахматной задачей"
1.21 Существуют важные различия в отношении тех, кто вовлечен в подобную дискуссию. Некоторые проблемисты относятся равнодушно к тасковым и рекордным задачам, если они не содержат "интересной игры". Они делают упор на эстетических принципах; Доусон - на количественных, в то время как Уайт пытается найти баланс между этими подходами. Перед тем как я определю свою позицию, которая близка к позиции Уайта, будет полезно определить и исследовать различие в понятиях "таск" и "рекорд".
1.22 В обычном значении слова "таск" определяется как несомненное достижение, обычно труднодостижимое и часто новое, которое составитель задачи сам поставил перед собой или же задача была поставлена кем-то другим (Г. Хиткот давал подобное определение в 1907 году). Обычно, но не всегда это достижение характеризуется количественно как новый рекорд(например, 8 перекрытий черным конем в двухходовке - еще не реализовано), но в то же время это не всегда так. Хорошим примером будет известное тысячелетнее арабское окончание(мансуба) "мельница"(позиция H), в которой черный король проходит дважды по кругу через всю доску и матуется на поле, где он стоял в начальной позиции. (Анализ этой мансубы пропущен). Другие средневековые задачи, а также задачи девятнадцатого века показывают последовательность жертв безо всякой цели абсолютного количественного рекорда. Более современными примерами будут "буквенные" задачи типа позиции 608 или же задачи с хорошим построением, чуть-чуть недотягивающие до рекорда. В книге будет немало подобных задач. Их, вероятно, тоже можно считать рекордами с дополнительными (эстетическими) ограничениями(требованиями), такими как тихий вступительный ход, отсутствие дуалей и т.п.
1.23 "Рекорд" - используется в более узком смысле как количественное выражение максимума(или минимума) а ля Доусон. Все рекорды в этой книге соответственно выражены количественно. ("Рекорд" - менее расплывчатый термин чем "максимальный таск"). Я предпочитаю термин "теоретический максимум" для рекордов, которые не могут быть превзойдены, как например, шесть матов белым королем в двухходовке. Количественный элемент выражен в шахматах очень сильно, и рекордная задача также имеет свои корни в далекой шахматной истории, как например задача обхода шахматной доски конем. Но с другой стороны, это понятие современное, связанное до определенного предела с современной концентрацией на двухходовых вариантах. Растущий интерес к рекордам может быть связан с исчерпанием художественных возможностей шахматной задачи. Скорее всего это очень пессимистический взгляд. В то время, как некоторые композиторы особенно известны своими рекордами - их можно назвать "мастерами тасков"; большинство наиболее известных составителей прикладывали руку к созданию тасков.
1.24 Андре Шерон придерживается похожего мнения в предисловии к книге "Le Joueur d'Echecs au Pays des Mervelles(1982)". Для него "le tour de force"(= таск) и "le record" оба принадлежат к "le point de vue sportif du probleme d'echecs", в то время как "le chef-d'oeuvre" или шедевр принадлежит к "le point de vue artistique". По Шерону, "таск" является воплошением какой-либо красивейшей идеи, почти всегда труднодостижимой. "Рекорд" - наибольшее число повторений одного и того же элемента, достигнутого до сих пор, при условии отсутствия дуалей - условия на котором Шерон настаивает и к которому мы вернемся ниже.
1.25 На основе этих определений, все рекорды являются тасками, но не все таски являются рекордами. Рекордные задачи можно разбить на пять общих категорий:
a. Максимальные возможности фигур, особенно в двухходовке
b. Синтез стратегических или других элементов. Возможен как последовательное выражение в многоходовой задаче или параллельные варианты в более коротких задачах, включая иллюзорную игру(и ложные следы? - virtual play)
c. Рекорды с максимальным числом ходов в задании.
d. Механизмы положения (patterns), такие как возвраты(switchbacks), обходы(merry-go-rounds), звездочки и т.п., включая более алгебраические(формальные) механизмы современных двух и трехходовок.
e. Конструктивные рекорды
Все эти группы за исключением конструктивных рекордов, представлены в этой книге. Конструктивным рекордам посвящена книга Энтони Диккенса "Руководство по сказочным шахматам(1969)". Внутри каждой группы композиторы двигались от более простых к более сложным рекордам, например дуэли между белыми и черными фигурами, стратегические мотивы отдельных фигур, рекорды с максимальным числом ходов, но минимальными белыми силами и т.д. В то же время есть дальнейшее развитие тасков, особенно в темах и подтемах стратегического направления, часто носящих имя их открывателей. На этом направлении было создано много превосходных задач, которые можно назвать тасками и подтасками, но только некоторым из них будет уделено внимание в этой книге.