В юбилейном конкурсе «Гравюра - 10» мне очень подозрительным показалось присуждение первого приза, причём с первого взгляда задаче А.Слесаренко в разделе двухходовок. Дело в том, что мне хорошо известна некондиционная задача А.Андреева из книги «200 шахматных миниатюр» yacpdb 144619. В задаче всего шесть фигур б: Kf1,Ra2,Ce1, Cg6; ч: Kd1,c2.
Решает 1. Сс3, но дуаль на превращении пешки в коня. Она устраняется, если слона перекинуть с g6 на h1. Если знать исходную матрицу задачи Андреева, то можно за 5 минут сделать задачу на тему Салазара:
Г. Атаянц по А.Андрееву и А. Слесаренко.
88884p32B4BR1p1P33k1K
1. Bg4 [В] ? цугцванг
1. ... c1Q [a] 2. e3 [A] #
1. ... c1S 2. Rd2#
1. ... Kc1 2. Ra1#
1. ... e3!
1. e3 [A] ! цугцванг
1. ... c1Q [a] 2. Bg4 [В] #
1. ... c1S 2. Rd2#
1. ... Kc1 2. Ra1#
В отличии от задачи А. Слесаренко: 7Q/8/8/6p1/3P2B1/8/R2P1p2/B1K1k3
в моей версии нет ферзя и пешки. Всего 8 фигур. Экономия материала! А нужен ли ферзь?
Моё мнение ферзь это блеф. Можно обойтись ладьёй, переставив слона (предложение А. Василенко), но тогда как бы повторяется мат ладьёй на защиту
1…f1S. Поэтому Анатолий Слесаренко и накинул белого ферзя ( с его слов), сделав «чистый» дополнительный ложный след опровергаемый превращением пешки в ферзя. Ложный «ложный след». Лишние фигуры. На мой взгляд, это просто тактический ход, рассчитанный на внешний эффект, который и сработал на первый приз. Ну а как же быть с творческим самосознанием? Творчеству нужна - правда!