Nov 07, 2011 09:41
Время от времени я просматриваю свои старые журналы по шахматам. В №9 за 1970 год журнала «Шахматы в СССР», мне попалась статья А. Батурина «Искусство, а не ремесло!». Вопросы по составлению задач, поднятые в ней, на мой взгляд, весьма актуальны и сегодня. Время от времени возникают споры между классиками и новаторами, а также между теми, кто за честный спорт и теми, кто готов «схимичить» по разнообразным мотивам. Удивляться этому не приходится, так как мир полон самых разнообразных людей и идей. Споры по вектору творчества идут годами среди творческой интеллигенции всех направлений, в том числе и в шахматной композиции. А. Батурин не даёт понятие художественной задачи, а только агитирует за неё. Привожу определение художественных требований, сделанное Валентином Фёдоровичем Руденко в книге «Преследование темы» - выразительность замысла, красота решения и экономичность формы. В самом начале книги он даёт и определение шахматной композиции: «Шахматная композиция является своеобразной областью шахматного искусства, сущность которой заключается в составлении искусственных позиций с неочевидным решением, отражающим особенности взаимодействия шахматных фигур на доске». На мой взгляд, эта книга должна быть библией любого шахматного композитора. Привожу несколько цитат из статьи А. Батурина, которые весьма актуальны и сегодня: «…Создаётся много бесцветных композиций, лишённых художественной ценности и привлекательности. Многие из них даже получают отличия на конкурсах».
« Велика роль судей конкурсов. Они обязаны отделять действительно новое, оригинальное, прогрессивное от псевдоноваторства…».
« Любители шахмат ждут от наших композиторов высокохудожественных произведений. Шахматная композиция - искусство, а не ремесло.
Статья опубликована пятидесяти назад, и очевидно споры по эстетике шахматных задач были и раньше будут и в дальнейшем. На вкус и цвет товарищей нет, но мы должны всё-таки понимать, что такое хорошо, а что такое плохо в шахматной композиции. Куда мы идём и что ищем? Где она - сермяжная правда?