Все нормальные путешественники начинают свой рассказ с главных достопримечательностей Стамбула: Айя-Софии, Голубой мечети, Галатской и Девичьей башен, дворцов и т. д. А я, как человек, обожающий этих усатых-полосатых, начну с рассказа о стамбульских котиках. Лично для меня - это самая главная достопримечательность Стамбула. Об остальных красотах города - потом.
Про стамбульских котиков снимают фильмы, пишут посты и обязательно рассказывают путешественники и туристы, посещающие город.
Сто раз слышала, что Стамбул - город котиков. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
И вот ветер путешествий занёс меня в Стамбул. Не подумайте, что я тут оказалась из-за котиков, хотя отношу себя к страстной любительнице этих усатых-хвостатых (к кошатникам, как люди шуточно разделили себя на две части: на собачников и кошатников). Больше всего меня умиляют кошки «дворянского» происхождения. К ним можно применить русскую поговорку: «ума - палата». Они умнее, находчивее и более приспособленные к свободной от хозяев жизни. Этим они дадут фору на 100 очков вперёд своим собратьям котам - домашним шаркунам.
Так вот, утверждаю, котов «придворного» происхождения в Стамбуле больше, чем мечетей и достопримечательностей вместе взятых. А их немало скопилось в городе за тысячелетнее существование. В общем, и я решила вставить свои «3 копейки» в коллекцию рассказов про стамбульских котов.
Стамбул в разное время принадлежал разным империям (Римской, Византийской, Латинской и Османской) и, соответственно, по-разному назывался. Изначально это был Византий - город, основанный греческими колонистами. Затем город носил названия Новый Рим, Константинополь (у славян - Царьград) и, наконец, Стамбул. Сегодня Стамбул известен многочисленными уличными обитателями, у которых из документов только «лапы, усы и хвост». В связи с этим остроумные туристы называют город КОТстантинополь, немного переделав название Византийской столицы - Константинополь.
ВЕРСИЯ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ. Город всегда находился на перепутье торговых дорог (морских и сухопутных). Со всех концов света сюда свозились товары. А где склады, там мыши и крысы, уничтожавшие зерно и продукты, и самое ужасное - разносили смертельную заразу (чуму). Нужно было как-то с ними бороться. На борьбу с грызунами призвали кошек. Откуда их брали? Там же, где и зерно - в Египте, который был житницей со времён Древнего мира. Вот тут уместно рассказать о прародительнице более чем сотни ныне существующих пород домашних кошек - ливийской (нубийской) кошке. Это длинная история, поэтому остановимся на Египте - соседе Ливии, откуда родом пошли кошки. Легенда гласит, что фараон, услышав о красивом, мощном звере - тигре, немедленно захотел иметь его в своём дворце. Со словесными описаниями тигра он отправил своих рабов в глубь Африки на его поимку (сроду в Африке тигры не водились, но не знание этого факта фараону простительно). Короче, рабы пришли на базар. Смотрят, в клетке сидит зверь как две капли воды похожий по описанию: полосатый, с длинным хвостом, рычит, показывая клыки, а что размером маловат, так не успел ещё вырасти. Радостные доставляют «тигра» фараону. Ну тот тоже тигров в глаза не видывал, начал приручать. А нубийские кошки (рабы купили именно кошку) легко приручаются. В общем, пошло от той кошки потомство по всему Египту.
Кошке поклонялись. А древнеегипетскую богиню радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек - Бастет - изображали в виде кошки или женщины с головой кошки. Как сообщает нам легенда, один купец вёл переговоры с фараоном о покупке зерна. Как известно, переговоры лучше вести за «рюмкой чая» или чашечкой кофе. Фараон (его имя кануло в веках, так давно это было) был в курсе успешных переговоров за столом с яствами, поэтому разговаривал он с купцом за обильно накрытым столом. Вдруг на середину зала выбежала мышь, а следом за ней выскочила кошка. Мышь была задушена и отнесена к ногам фараона. Пока длилась беседа о ценах на зерно, видах на урожай, кошка у ног хозяина сложила горку из трупов мышей.
Потрясённый купец забыл о зерне и стал упрашивать фараона продать ему кошку. Тот ответил типа такой фразы: «Друзья (священные животные) не продаются». Торг не состоялся. Раздосадованный купец отправился в порт на свой корабль, а по пути на улицах увидел множество кошек. Весь день купец вместе с корабельной командой гонялся за ними, пока не набил трюм, предназначенный для зерна, мяукающими животными.
Партию усатых-полосатых купец, наверное, привёз в Константинополь, который наводнили полчища вредоносных грызунов. Так это или не так, история умалчивает, но, говорят, купец переключился с продажи зерна на продажу кошек, и на этом деле сказочно разбогател, а Константинополь получил дотоле им неизвестных кошек.
Отсюда вытекает ответ на второй вопрос, откуда такое разнообразие пород? Встречаются и британские, и персидские, и голубоглазые сиамские, гладкошёрстные и «лохматые», однотонные и трёхцветные «черепаховые». Город-то портовый. Корабельные коты из других стран спускались «погулять» вместе с моряками на берег и таким образом улучшали и разнообразили местную породу кошек.
ВЕРСИЯ 2. РЕЛИГИОЗНАЯ. Основателем религии Ислам был Мухаммед - реальная историческая личность. Согласно исламскому вероучению Мухаммед - последний Пророк и посланник Аллаха. Пророк запрещал продавать котов или обменивать на товары. Он говорил, что кошка - не собственность, а свободное существо. Он любил кошек и эту любовь «завещал» людям в хадисе: «Любовь к кошкам - это часть веры». Существует несколько преданий, героями которых стали Пророк и кошки.
Предание 1. Однажды кошка заснула на его одеянии. И когда Мухаммеду понадобилось уйти, он просто отрезал полу своей одежды, чтобы не потревожить любимицу.
Предание 2. Пророк Мухаммед считал кошек чистыми животными, он мог перед молитвой умываться водой, которую пили кошки.
Предание 3. Во время проповедей у Мухаммеда на коленях часто лежала кошка. Не раз он говорил, что кошки не мешают молитве, поскольку сами подобны пастырям. Поэтому котам разрешено находиться во всех мечетях даже во время богослужения. А суфии сравнивают мурлыканье кота с исполнением зикра - ритмичной молитвенной формулы.
Правда, кошки не разбираются в религии, поэтому находятся не только в мечетях, но и на территории других культовых сооружений. Например, нам встретилась кошка возле церкви Святой Троицы (рядом с площадью Таксим, центр Стамбула). Заходила ли она внутрь помещения, я не видела. Но по поведению кошки было понятно, что это её территория.
В народе говорят, что Пророк Мухаммад погладил спину кошки за удушение змеи, которая вот-вот могла причинить кому-то вред, а потому кошки приземляются на четыре лапы, а не падают на спину. Кроме того, в знак благодарности Мухаммед дал кошке 9 жизней и, погладив её по голове, оставил на лбу животного отметину в виде четырех тёмных полосок - след от пальцев Пророка.
Хадис Пророка «Помилуйте создание Аллаха, и, быть может, Аллах помилует вас» - девиз людей в Турции. Пророк также сказал, что женщина, которая держала кошку взаперти и не кормила ее, доведя до смерти, будет отправлена в ад, тогда как проститутка, давшая воду умиравшей от жажды собаке, получит прощение Аллаха.
В исламе считается, что погубивший кошку сможет вымолить прощение у Аллаха, только построив мечеть. А умершие кошки отправляются прямо в рай и рассказывают о доброте людей Аллаху.
Неудивительно, что в Стамбуле так заботятся об его многочисленных усато-хвостатых жителях. Потратить часть своего ежемесячного дохода на прокорм уличных котиков - это некая попытка задобрить соглядатаев Аллаха на земле принесением жертвы в виде еды.
Повсеместно для котов установлены кормушки и домики. Находятся они под патронажем стамбульцев, которые считают своей обязанностью заботиться о животных, обитающих около их дома или работы.
Разноцветные домики - своеобразное украшение стамбульских улиц, и какая-никакая, а крыша над головой, помогающая бездомным кошкам пережить холод и непогоду. Одни - в виде небольших будок, наподобие собачьей конуры, другие - коммунальные «отели». В них постелены коврики и матрасики, чтобы кошкам было тепло и уютно. Рядом кошачья столовая - миски с едой и водой.
Вон из одной коммунальной «квартиры» выглядывает умилительная мордашка. Да простят мне это слово апологеты, считающие, что у котов лицо, а не морда. Но что делать, если в толковых словарях указано, что «лицо» - передняя часть головы у человека, а «морда» - передняя часть головы у животного? При всём моём обожании кошачьих, желание очеловечить их неуместно. Мы разные! Возможно, что кошечки лучше некоторых человеческих особей, но словом «морда» их оскорбить нельзя, а человека, сказав ему: «Ну и морда у тебя!» - можно.
Там, где организован уличный кошачий приют, устанавливаются знаки с изображением силуэтов кота и собаки. Эти знаки для водителей авто, которые используют свободное пространство улиц для парковки, чтобы они были осторожными и не нанесли вред животному.
Не только простой народ Стамбула любил кошек. Известно, что последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а начальник знаменитой Библиотеки Баязида (публичная библиотека) в Стамбуле кормил сотни кошек, из-за чего библиотеку называли «библиотекой кошек».
Стамбул - город рыбаков. Это сразу бросается в глаза, как только вы оказываетесь на знаменитом Галатском мосту. Чугунные резные ограждения моста буквально облеплены людьми с удочками.
На многочисленных набережных тоже рыбаков хватает. Тут же крутятся коты в ожидании рыбных «пожертвований». Мелкая рыбёшка, разумеется, отдаётся им.
Кошачья «молитва»: «Ловись, рыбка, большая и маленькая».
Кот: «Вы что больших кораблей не видели? Побросали удочки да скорее фотографироваться на его фоне. Нет, чтобы делать сельфи с пойманной большой рыбой перед тем, как её мне отдать».
Мусульмане так обожают котиков (своих и уличных), что в дополнение к живым существам изготовляют котиков в виде мягких игрушек, подушек и даже скульптур. Заметьте, котики-игрушки в количественном большинстве .
Правда же эти кото-подушки как живые кошечки?
А эти подушки ждут покупателей в лавке Гранд Базара.
Искусство тоже не обходится без изображения котов. В одних случаях коты присутствуют, чтобы подчеркнуть реальность изображаемого, в других - просто, как украшение пейзажа.Например, панно в метро Стамбула.
Или панорама жизни стамбульцев на стыке XIX-XX столетий в музее. На крыше несколько котов.
Существует в исламе множество историй, легенд и анекдотов о кошках. Мой любимый: «Однажды жена Ходжи Насреддина приготовила и съела 3 кг мяса, которые он принёс. Вечером, когда Насреддин вернулся домой, она обвинила кошку. Тогда он взвесил кошку, и весы показали 3 кг. «Дорогая, если это кошка, то, где мясо? А если это мясо, то, где кошка?» - спросил он у своей жены».Хотя кошки - известные воришки, но обвинять их во всём несправедливо.
Стамбул - один из крупнейших культурных центров ислама в мире, стал также и одной из мировых столиц кошек. Коты здесь на особом положении, их почитают, уважают и уж, конечно, не обижают, поэтому у них на генетическом уровне выработалось доверие к человеку. Стоит присесть на одной из многочисленных скамеек, как тут же к тебе подходит с приветственным мурчанием не весть откуда взявшаяся кошка.
Кошка: «И чего это люди разговаривают с какими-то штуками в руках? Поговорите лучше со мной, бесподобной очаровашкой».
А эту фотографию так и хочется подписать «Простите, кто тут последний?»
Стамбульские коты - доверчивые и ласковые животные. Они охотно идут на руки, с удовольствием подставляют голову, чтобы почесали за ушком.
Коты - культурный символ Стамбула. Они везде. В мечетях, кафе, магазинах, на улицах и базарах (особенно, где продают рыбу). И никому в голову не придёт как-то их согнать с места, прогнать или как-то по-другому притеснять.
Витрина с игрушками. Внизу справа дрыхнет кот. Он не продаётся)))
Торговый центр. Больше обращают внимание не на сумки, а на сладко спящего их «охранника».
Гранд Базар. Кот у витрины с золотом со знанием дела выбирает себе украшение.
«Продавец» глиняных горшков.
Некоторые коты работают фотомоделями (бесплатно). Мелочь, а туристу приятно.Этот кот - витрина креативного хозяина. Трудно пройти мимо, чтобы не сфотографироваться с таким «модником».
Ведущий передачи «Очевидное невероятное» Сергей Капица (учёный-физик и просто остроумный человек) как-то произнёс: «Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек». Это он не был в Стамбуле, а то бы такую шутку, ушедшую в народ, никогда бы не сказал.
Считается, что кошки могут спать до 22 часов в сутки. Режим определяется образом жизни. Мол, домашнему коту не нужно искать себе кров и заботиться о питании: спи с перерывами на обед. У уличных кошек жизненная ситуация другая. Но только не в Стамбуле. Уличные кошки живут здесь не хуже домашних, поэтому и дрыхнут практически целый день там, где им понравилось. Если кот спит, не стремясь спрятаться или замаскироваться, значит он доверяет людям.
Классика жанра: любимая поверхность для сна всех котов мира.
Для общего короткого знакомства с главными достопримечательностями Турции в Стамбуле создали парк миниатюр «Миниатюрк». Здесь котов не меньше, чем в самом Стамбуле. А что? В полном соответствии с реальностью. Не подумайте, что я специально за ними гонялась с фотоаппаратом, просто они находились рядом с макетами турецких достопримечательностей и дождаться, пока они освободят от своего присутствия шедевры, не было никакой возможности.
Макет мечети Селимие (г.Эдирне), построенная в честь султана Селима II. Кот: «Подумаешь султан, да ещё одиннадцатый по счёту! А я султан макета, к тому же первый».
Макет мемориала мучеников Чанаккале. Кот: «В честь 250 тысяч погибших турецких солдат в Галлиполийском сражении? Круто!»
Макет мечети Улу-Джами (г.Бурса). Кот: «Как известно, котам в Турции вход в мечеть не заказан, да мечеть маловата. Посплю хоть в тени минарета».
Макет мечети Алааддина (г.Конья). Кот: «В тени галереи усыпальницы сельджукских султанов так сладко спится. Тише, дети, там, над крышей!»
Макет канатной дороги. Кот: «Вот если бы над головой не шумели вагончики канатки, работающей на потеху публики, совсем хорошо было бы подрёмывать на скалах под солнышком!»
Макет «крутящегося» мавзолея (г.Кайсери). Кот: «Пора дозором обойти территорию. Никому из людей топтать газоны нельзя, а мне можно!»
Макет железной дороги Турции. Кот: «А мне по фигу, что состав скоро здесь пройдёт».
Макет храма Девы Марии (г.Измир). Кот: «Где же паровоз? Хочу устроить бег наперегонки».
Макет башни Галата (г.Стамбул). Кот: «Да где же переход через дорогу? Люди, ау!»
Макет курорта Памуккале (г.Дэнизли). Кот: «Говорят, минеральная вода полезна для здоровья людей. А я чем хуже?»
Макет крепости Румели (г.Стамбул). Кот: «Какие бесконечные стены. Как настоящие!»
Макет бедестена (крытый рынок) Кизларагаси Хани (г.Измир). Кот ходит вокруг рынка: «Блин, где же двери?»
Макет мечети Мурадие (г. Маниса). Кот транзитом проходит мимо мечети, направляясь от рынка прямиком к храму Артемиды.
Макет храма Артемиды (г.Измир). Кот: «Храм - не рынок. Пойду дальше».
Кот: «Снова мечеть. Размер ворот несерьёзный. Перемахну через забор».
Продолжает идти мимо дворцов...
Конечная цель - куст розы. Здесь кот устоился на подрёмку.
Макет акведука. Кот: «А где вода?»
Коты обожают занимать транспортные средства всякой модификации. То они на пассажирском месте, то на водительском, а то, как хулиганы, на крыше.
На древних улочках города людей, чтобы спросить дорогу к достопримечательности, можно не встретить, а вот котов, пожалуйста. Жаль, что спросить у них не можем - не владеем международным кошачьим языком.
А этот кот с интересом наблюдает за жизнью птичьего двора. Впрочем, индюки и утки не проявляют никакого беспокойства по поводу хищника. И не потому, что они его не видят. Видят, ещё как видят. Просто кот им знакомый, и скорее всего - «свой».
Аксиома «страшнее кошки зверя нет» известна и собакам, в т.ч. и стамбульским. Интересно наблюдать за отношениями между ними. Вот, что удалось наблюдать в парке возле Мраморной башни. Увидев кошек, мирно занимающихся своими делами, собаки побежали к ним из другого конца парка. То, что собак двое, это придаёт им смелости.
По мере приближения собачья смелость сходит на нет, хотя видно, что одна из кошек как занималась утренним туалетом, так и продолжает заниматься, не обращая на собак никакого внимания.
А вторая кошка просто смотрит на них, практически не меняя позы. Представляю, какой взгляд у неё и что там собаки прочитали. В следующий момент кошки выгнули спину и приняли угрожающую позу, хотя этого уже не требовалось - собаки, не дожидаясь действий со стороны кошек, предпочли побыстрее удалиться из парка.
Турецкие котики обожают скамейки на остановках общественного транспорта. Ну я понимаю, когда лавочки из дерева. Деревянные поверхности приятнее любых других. Но стамбульским котикам милы лавочки из любых материалов, лишь бы они были на остановках.
Собаки тоже любители полежать на лавочках-скамеечках. На фото выше собака уступила скамейку кошкам, а вот наличие людей рядом на скамейке собак не смущает совсем. Хочется ей спать с комфортом и спит.
У Мраморной башни пока автобусы с туристами не подъехали и, чтобы скамейка не «скучала» в одиночестве.
И напоследок. Прошли времена султанов, как Римская и Византийская империи до этого. Сменялись народы, жившие в Стамбуле, да и само название города менялось несколько раз. Неизменно только одно - коты, которые с некоторых пор стали визитной карточкой города.
ОРИГИНАЛ ТУТ