01-12.10.2010. Камино Португеш + Фистерра

Oct 21, 2010 16:52

Благодаря организованному ребятами из Велотур велопоходу по Португалии и Испании, я смог реализовать свое желание проехать по Пути Сантьяго. Путь оказался совсем непростым и первоначальная прогулка вдоль океана оказалась многодневным походом в разных условиях, под ливневым дождем, ветром, преодолением перевалов. Но это не помешало получить удовольствие, так как позитив можно найти в любой ситуации. Да и кроме дождей было (и гораздо больше) и яркое солнце, и приятный бриз с Атлантического океана, и замечательные пейзажи и красивая архитектура и, самое важное, приятное общение с людьми которых знал раньше и новые знакомства.




Фото размещены в трех галереях. В галерее на Picasa фото привязаны к координатам GPS, на io.ua можно посмотреть полноразмерные варианты фото.
Основная галерея Picasa и byway.io.ua
Коллекция Желтых стрелок Picasa и byway.io.ua Желтые стрелки (или ракушки) - это указатели, по которым пилигрим находи свой Путь. Маршрут достаточно хорошо промаркирован и GPS нужен не часто. Поиск стрелок превращается в отличное развлечение :)
Фото участников похода Picasa и byway.io.ua

Предисловие.
Описание Путь Святого Иакова (Сантьяго) можно найти в Wiki, инете или на сайте сообщества ru_camino.
Моя идея пройти путь возникла спонтанно, когда я наткнулся в инете на отчеты по прохождении пути, пешком или на велосипеде, разными людьми, с разными целями. Потом был поиск информации, прослушивание аудиокниги Пауло Коэльё "Дневник Мага" и размышления о том, как реализовать идею. Путей существует много, прийти или приехать в Сантьяго де Компостела можно из разных стран - Франции, Португалии, Англии, но основная часть маршрута пролегает по Испании. В процессе поисков мне попадались варианты пройти Французкий путь. Но там был километраж более 800 км, и времени на это требовалось чуть больше чем у меня было в наличии. К счастью появился вариант от Велотур по прохождению пути, два в одном, Португальский путь плюс Фистерра. Это было то что нужно - примерно 500 км. дистанция, с большим процентом грунтов, по двух странам, с несколькими подъездами к Океану, проходившая через много португальских и испанских городов и сел.





Процесс подготовки занял не слишком много времени и ресурсов, визы оформили достаточно быстро благодаря хорошей подготовке документов. Да и для паломников наверное существуют определенные преференции.
В регионе пути, в октябре, в прошлые три года практически не было дождей. Зная это и помня "солнечную" Италию, я особое внимание уделил экипировке для плохой погоды :) Были закуплены легкие дожде и ветрозащитные куртки и штаны. Так как я ехал в контактных сандалиях, то были взяты и бахилы, для плохой погоды. Все это пригодилось, так как были и ливни и штормы. Но благодаря хорошей экипировке я получал удовольствие от езды, а не дрожал от холода :)

День 0. Прилет в Порто.
Свой путь мы решили начать с Порто. Для этого пришлось сделать перелет из Киева в Лиссабон, длительностью 4 часа 40 мин, а потом из Лиссабона в Порту - смешной полет длительностью 45 минут, взлетели, приземлились. Ехали мы подготовленными, рассчитывали на голодный путь паломника, поэтому взяли с собой по килограмму сала :) Чем изрядно удивили португальских таможенников. По коридору я шел первым, поэтому застопорили на мне. Сначала они долго совещались у рентгена, потом позвали подмогу в виде пары полицейских, а потом не выдержали и сказали открывать рюкзак. Нашли пакет с салом и спросили "Шо це?". "Сало", отвечал я им на чистом английском. Беда в том, что в английском нет отдельного слова обозначающего "сало", но путем перебора мы таки нашли общий язык. "Зачем?", спросили они. "До, говорят у вас тут плохо кормят, страхуемся". Посмеялись полицейские, но сало не отобрали и пустили в страну. Забегая вперед, оказалось что у голода глаза велики и все не так плохо. Порции в Португалии большие и не сильно дорогие, в Испании меньше, но тоже хорошо. За 10 евро можно получить хороший обед, естественно в ресторанах в которых питаются местные, не в пафосных местах. Вот такой была мясная часть блюда на двоих, за 24 евро. В дополнение еще была тарель с салатом, тарель с рисом и тарель с жаренной картошкой.




В Порто мы прибыли поздно ночью, вели закончили складывать только к 2-30 по португальскому времени (4-30 по Киеву). Потом была поездка вдоль океана, реки, к гостинице. Я воспользовался вынужденными остановками (проколы) и сделал несколько фото ночного Порту.








Прибыли в гостиницу мы почти к шести утра и легли спать. Вставать надо было через четыре часа, начинался новый день.

День 1. Начало пути. Porto - Rates
После довольно бессонных суток пробуждение далось довольно легко, как для меня. Прокопошившись со сборами, мы с опозданием, но выехали. Опоздания со стартом, кстати, были довольно сильным бичем похода. Часто выезжали поздно и поэтому приходилось наверстывать в пути. Только к конце маршрута участники стали организоваться лучше и мы выезжали с небольшим лагом.
В первый день мы немного посмотрели Порту и конечно пообедали :) Обед был сытным, но очень не спешным и еще дольше задержал нас на старте. Но пейзажи и архитектура солнечного Порту того стоили.










В точке старта мы получили паспорта паломников, которые давали право ночевать в альберге по Пути. Альберге - это практически вариант хостела, в котором могут селиться только паломники. Условия в таких альберге довольно приемлемые, есть душ, горячая вода. Кровати в основном двухъярусные и сами комнаты на 4-10 и больше человек. В некоторых необходим спальник, так как на кровати только матрац. По мере прохождения Пути мы ставили штампики в альбергах или кафе. В финале поездки ставился штамп о завершении пути.






Лирическое отступление - игра Десят негритят, первый пошел

Порту, мягко говоря, неровный город, везде одни апхилы и даунхилы. Поэтому прогулки по Порту выявили что одна из участниц не успевает за группой из-за проблем с ногой и ей пришлось оставить надежду пройти Путь со всеми. Света осталась в Порту. Потом мы встречались в Сантьяго, и уже в аэропорту на обратной дороге. Так Путь съел первого участника.

После выезда из Порту мы поехали проселочными дорогами и грунтами по нашему Пути. Велосипедный Путь проходил по маршруту пешего, с той лишь разницей что мы проходили за день расстояние примерно в два раза больше.





Завершался наш первый день в городке Rates. Мы разместились в альберге вместе с другими паломниками, в основном велосипедистами. Пеших туристов было меньше, так как для пеших путь часто начинают в городке Туи. Но для велосипедного паломника минимальным расстоянием является 200 км, поэтому велосипедисты начинают в Порту.

День 2. Первый дождь. Rates - Barselos - Ponte de Lima.
Ночью мы были "обрадованы" звуками сильного дождя. Утро также показало не очень радостную картину - дождь лил во всю.





Опечаленные, но не сломленные мы все таки решили ехать. Тем более что вариантов у нас особенно не было :), все таки у нас не радиалка. И поймав момент когда дождь немного утих - выехали. Вот тут мне и пригодилась одежка. В непромокаемой одежде ехалось тепло и комфортно. Дорога проходила через эвкалиптовые леса, перевалы и была богата потоками воды, порывами ветра. На одном из участков мы выехали на трассу местной МТБ гонки. Гонцы неслись нам на встречу и несомненно были "обрадованы" такой встрече, особенно на скорости и на поворотах :) Но мы уважали право спортсменов на первоочередной проезд и спешивались перед закрытыми поворотами. В одном месте пришлось подождать пока местные bombeiros (пожарники МЧС) очистят дорогу от упавшего дерева. Но несмотря на препятствия, до хостела в городке Ponte de Lima мы доехали без особых проблем. Не считать же проблемой замену камеры под проливным дождем :). Плохо было одно - в хостеле не было места для сушки вещей и эта проблема встречалась дальше достаточно часто. Поэтому приходилось вещи досушивать на себе. В хостеле была постель, поэтому нам спальники не пригодились. За время Пути спальники нам пригодились только два раза, в первом альберге и последнем. Но правда мы останавливались в основном не в муниципальных альбергах, а в частных или в хостелах.

День 3. И снова солнечно. Ponte de Lima - Valenca - Tui.
Утренний Ponte de Lima встретил нас солнышком и ковром из веток, которые были отломаны прошлой бурей. Солнышко очень красиво раскрасило дома и мосты, и даже небольшой, временами моросящий, дождик не портил впечатление.









Дорога после Ponte de Lima была одним из самых трудных этапов Пути. Путь шел вверх, через перевал и довольно большая часть была труднопроходимой, пришлось велы тянуть на себе. Особенно не легко было участникам с баулами. В этом плане с рюкзаком проще. На этом участке нас обгоняли пешие пилигримы и идти было достаточно тяжело :) Но виды в пути стоили усилий. По пути встретили пожилую пару из Берлина, которая шла пешком, разговорились. По пути мы встречали много людей в возрасте, которые шли пешие маршруты. Видимо это довольно популярный способ времяпровождения.





В Velenca мы прибыли поздно вечером, поблукали старым городом, полюбовались закатом.





Переехав через мост мы оказались в другой стране, в Туи, Испания. В Туи есть красивый кафедральный собор, который ночью выглядит красивее чем днем.





Полюбовавшись собором, мы поехали отдыхать в альберге. Альберге был небольшим, но мы смогли поместится. День прошел замечательно.

День 4. И снова дождик. Tui - Redondela - Pontevedra.
Новый день начался с моросящего дождя. Но ехалось нормально, только не было условий для фотографирования :( Пришлось снимать телефоном, так как зеркалку вынимать из рюкзака не захотелось.





В Испапании путь размечен гораздо хуже чем в Португалии и приходилось прибегать к помощи GPS.

Лирическое отступление - игра Десят негритят, второй пошел

Этот день омрачился падением Олега, фактически на ровном месте. Пришлось ему с Машей и Толей ехать в больницу на скорой. А Саша повел нашу группу в альберге. Нам очень повезло что Толя знает испанский и поэтому смогли объясниться в больнице. Также отлично показали себя организаторы похода в кризисной ситуации. Олегу наложили несколько швов на лице и мы с ним встретились уже в Сантьяго на обратном пути. Так Путь съел второго участника.

День 5. Долгое ожидание. Pontevedra - Padron.
В связи с событиями прошлого дня Толе и Маше пришлось уехать сопровождать Олега по больницам. А группа осталась ожидать в альберге. Восстановившаяся хорошая погода и долгое ожидание без движения не способствовали хорошему настроению. Группа рвалась продолжить путь, но приезд ребят все откладывался. На этой почве даже возник небольшой конфликт, но к счастью без последствий :) Ближе к вечеру ребята все таки вернулись и мы продолжили Путь, наверстывая упущенное.









Поздно вечером мы въехали в Padron. В альберге места нам не нашлось, и мы поехали искать хостел. К счастью в городе был замечательный комфортный хостел-гостиница, оформленный в виде старинного здания. Поужинав в ближайшем ресторане мы ушли спать. Впереди был ранний подъем и дорога в Сантьяго де Компостела, хотелось успеть на мессу для паломников.

День 6. Завершение Португальского Пути. Padron - Santiago de Compostela - Negreira.
Ранним утром мы поднялись, еще было темно, и выехали в Сантьяго. Доехали достаточно быстро и первым делом пошли ставить финальную печать и получать компостелку.




В 12-00 начиналась месса посвященная паломникам. Если бы мы пришли на следующий день, то услышали бы и упоминание о нашей группе. Через специальный вход для паломников мы посетили собор и послушали мессу. Гвоздем программы было большое кадило, которое удерживали несколько человек и которое раскачивали над толкой









После завершения мессы у нас было небольшое свободное время на экскурсию по Сантьяго.








Но сильно мы не расслаблялись, так как в тот же день нам необходимо было стартовать Путь Фистерра. И первым пунктом у нас была Негрейра.






Вечер завершился отдыхом в комфортабельном хостеле Сан Хосе, со стиркой, сушкой и Wi-Fi :)

День 7. Новый Путь - Фистерра. Negreira - Oliveiroa.
Новый день снова начался с моросящего дождика, который по мере продвижение усиливался. Сначала пришлось одеть ветровки, потом куртки, а дожди и ветер все усиливались. После перевала на сторону океана порывы ветра чуть не сносили с дороги, а дождь стоял стеной. Укрывшись на ферме мы начали совет. Нехотя, но пришлось принять решение о том что в Фистерру мы сегодня не доедем. Мы свернули в городок Оливейроа и поехали искать альберг. Мы там были совсем не одни такие и мест соответственно не было. Но к счастью рядом был хостел, в котором было как раз восемь мест. Хостел оказался со стиркой и возможностью заказать парное молоко из принадлежащей хозяину фермы. Чем мы и воспользовались неоднократно. Погода днем была насколько плохая, что меня хватило только на одно фото.




День 8. Океан. Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa.
Этот день начал череду замечательных по погоде дней. Которые послужили подлинным украшением нашего похода. Хорошая погода также позволила сделать красивые фото. Мы решили ехать радиалку, Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa, облегчив рюкзаки и оставив вещи в хостеле. Таким образом мы не посетили только Muxia, которая была в нашем первоначальном плане.

Лирическое отступление - игра Десят негритят, третий пошел, четвертый все таки поехал

В предыдущий день решили что Маша с нами не поедет, так как ей захотелось отдохнуть. Путь временно съел еще одного. А после обильного ужина, утром, выяснилось что Саша очень плохо себя чувствует. Но чувство долга и воля подняли его с постели и он мужественно повел группу. Большое ему спасибо за это, так как тот день был наполнен самыми красивыми пейзажами.

Наш путь шел через горные гряды и спускался к Атлантическому океану.





По ходу движения мы сделали остановку на отличном пляже и искупались в Атлантическом океане. Вода была бодрящая, но купаться было можно. А на солнышке вообще было замечательно.




После купания мы продолжили путь на Фистерру, "Край мира", саму западную точку Испании. Всю дорогу нас сопровождали красивейшие виды океана.






В Фистерре мы зашли в муниципальный альберг и оформили фистерриану, документ удостоверяющий что мы дошли до Фистерры.




Часть группы осталась обедать, а часть, и я в том числе, поехали смотреть на маяк, нулевой километр и пр. В Фистерре находится маяк, который располагается на краю мыса. Рядом с ним находится знак, символизирующий нулевой километр Пути и вышка, к которой пилигримы могут привязывать вещи, которые приходят в негодность после пути. Также некоторые оставляют там стоптанные ботинки, этому даже посвящен памятник :)









Так как мы потратили довольно много времени на осмотр Фистерры, купания и прочее, то назад в Негрейру возвращались уже не грунтами, а асфальтом, так быстрее. И вообще на всем пути существует возможность сойти с пешего пути и поехать асфальтом. Это менее интересно, но иногда приходится что бы наверстать отставание или сэкономить силы.

День 9. Дорога домой. Oliveiroa - Negreira - Santiago de Compostela.
С этого дня мы начали нашу дорогу домой и эта дорога началась с хорошего предзнаменования, радуги.




И это была уже дорога, а не Путь. Путь завершился в Фистерре. Многие паломники из Фистерры возвращаются автобусом, так как цели идти пешком уже нет. Мы доезжали своим ходом, так было проще.





В Негрейру мы приехали к обеду, побродили по местному рынку и поехали обедать. Пока обедали - наступила сиеста. Сиеста это что-то с чем-то - город вымирает, даже супермаркеты закрываются. Работают только бары и кафе. Только что были толпы людей на улицах, раз - и все пусто.




В Сантьяго мы приехали вечером, поселились в альберге. Сам альберг довольно примечателен, растаманский такой :) Все раскрашено в разные цвета, горят благовония, на стенах эзотерические надписи и сюжеты. Оставив вещи, мы пошли смотреть ночной Сантьяго де Компостела.







День 10. И снова океан. Vigo.
На следующий день нам предстоял переезд поездом Сантьяго - Виго, Виго - Порту. Ехали тремя группами и в разное время, так как в испанском поезде было только три специальных места для велосипеда на состав. Я, вместе с двумя участниками, уехал утром. Поезд в Испании это нечто космическое, выдвигающиеся ступени для входа, много места для размещения инвалидов, автоматически открывающиеся между вагонные двери и пр. Т.е. все для людей.

В Виго мы не посвящали время самому городу, а сразу поехали на океан и провели там весь день. День был теплым, солнечным, поэтому упустить возможность искупаться мы не могли. Что и сделали несколько раз.












Возвратившись на вокзал мы сели на поезд Виго - Порту. Португальский поезд попроще, но удобный. Для велосипедов было отведено отдельное место в первом вагоне. Приехали мы в Порту только ночью и сразу направились в гостиницу. Ночной Порту тоже красив, жаль только что мы мало по нему проехались.




День 11. Все хорошее когда-то заканчивается. Порту.
Этот день был днем нашего прощания с Порту, Путем, Океаном. Но на прощание мы все таки успели искупаться, понежится на пляже, проехаться по освещенной солнцем набережной. И конечно добраться до аэропорта и без особых приключений улететь домой.







Лирическое отступление - игра Десят негритят, воссоединение

В Порту встретились все участники похода, и те кто прошел весь маршрут и те кто вынужден был сойти. Все завершилось благополучно.

Прилетели мы в Киев в 5 утра и на улице было 5 градусов тепла. Это было слегка шокирующим, после 30 градусов на солнце в Порту. Но ничего переживем и привыкнем :)

Послесловие.
Этот поход был отличным от других. И отличало его то, что основным были не красоты и архитектура (этим была богата Италия), а основными были эмоции и ощущения. Разные - радости отпуска и отдыха, разочарования от плохой погоды, радости от поездки под ливнем и ветром, свистящего ветра на грунтовых спусках, адреналина на каменистых поворотах, боли в ногах и натертой попы :), накала страстей из-за вынужденного ожидания, оттаивания под теплым солнцем, восхищения могуществом океана, неги под полуденным солнцем Порту на берегу Атлантики. И конечно же стремление пройти Путь. И хотя направление было общим, но Путь у каждого был свой, разный. И на Путь Сантьяго можно и нужно вернутся еще много раз, так как он каждый раз открывает новые грани, в том числе не только в Пути, но и в людях, которые проходят этот Путь.

Рассказы о Пути, Камино Португес (Португальский путь), Фистерра, Сантьяго-де-Компостела

Previous post Next post
Up